Джей
19:09 16-07-2002
3. Предмет дебата
Доказуемое (с1адхя, пробандум) бывает двух видов: (1) Атмасамбандха - связанное с нами [и
поэтому не требующее развернутого изложения всех элементов доказательства, так как мы их
подразумеваем; это относится не только к индивиду, но и к школам - то, что подразумевается в
рамках одной школы, непонятно в рамках другой], и (2) Парасамбандха - для других (это
эксплицитно полная форма технического дебата, для того, чтобы он стал понятен даже
неспециалисту).

Доказательство должно помочь установлению истинности тезиса, и соответственно бывает
восьмеричным:
1. Правильный тезис, который имеет форму "утвержденной концепции" (сиддханта, излагающая наше
собственное учение);
2. Основание (хету), являющееся совокупностью хорошо выстроенных аргументов;
3. Общая иллюстрация (удахарана, пример), которая можеть быть некая история, стихотворение
или даже панегирик, начинающийся словом "джаяти" (да здравствует!) и переполненный чередованием
однотипных согласных и внушений вроде: "Размяк характер - все мне нравится. Талии-кубки, ногти -
в глянце, крашеные губки - розой убиганятся".
4. Указание тех концепций, в которых наблюдаются сходные характеристики (садхармя);
5. Указание на концепции с набором различающихся характеристик (вайдхармя);
6. Восприятие (пратякша), например, указать на осла и сказать: "Вот во что превратятся все,
кто не исповедует сиддханты!"
7. Вывод (анумана) - сделать то же самое путем полного или неполного силлогизма;
8. Авторитетные ссылки на священное учение (агама).
Вот откуда я взяла "убиганятся".
Комментарии:
JimmyM
21:52 16-07-2002
Сочетание в пункте 3 индийской удахараны, греческого панегирика и стиха Маяковского - это здорово