Yatta
09:42 19-04-2005 Чтобы не забыть для будущего ребенка
ПАЛЬЧИКОВАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ НОГ
Как же смешит нас малыш, когда с неподдельно серьезным и сосредоточенным видом пытается засунуть в рот... большой палец своей ножки! Ну и действи-тельно: так сладко потянуться изо всех сил, да еще и почесать десны в ожидании первых зубов! Как малыш напоминает в этот момент обезьянку, способную действо-вать задними конечностями так же ловко, как и передними.
В процессе эволюции ногам человека суждено было специализировать-ся для реализации важнейшей функции — прямохождения. И их строение лишь отдаленно напоминает строение руки. Между тем известно, что восточная медицина с большим вниманием относится к ступне человека, утверждая, что именно там находятся важ-нейшие чувствительные точки организма, которые оказывают влия-ние как на физическое, так и на психическое состояние организма. Не случайно у каждого восточного владыки был специальный слуга, который перед сном «чесал ему пятки».
Да мы сами часто в борьбе с насморком растираем подош-вы ступней. А если уж решили закаливаться, то начинаем с ходьбы босиком. Экстрасенсы еще и утверждают, что ступни ног, соприкасаясь с землей, обеспечивают человеку правильный космический энергообмен и позволяют считывать «дополнительную информацию земли».
Можно утверждать, что «мелкая моторика» пальцев ноги оказывает влияние на развитие соответствующих отделов головного мозга. Медико-психологическая практика свидетельствует о том, что в ряде случаев поражения верхних конечностей, их функции за счет компенсаторных меха-низмов (происходящих обязательно и на уровне различных мозговых отделов) могут частично передаваться нижним конечностям, известны случаи, когда люди, потеряв руки, обучались писать и даже рисовать при помощи ног.
Для детей полезно знать, «что умеют пальцы их ног». Во-первых, потому, что любые новые возможности телесной самоорганизации сказыва-ются на развитии пространственной ориентации. Во-вторых, использова-ние упражнений с ногами создает так необходимый в обучении эффект новизны. В-третьих, это очень полезно для гиперактивных детей, которые нуждаются в движении больше, чем обычные дети.
Предлагаем вам несколько упражнений, которые можно использовать в самых разнообразных занятиях, если Вы хотите сделать их эффективными, занимательными и оригинальными. Предполагается, что дети выполняют движения босиком.
Гимнастика для пальцев ног
Вот как пляшет наш Большак:
И вот эдак и вот так!
(Изо всех сил шевелят большим пальцем ноги).
Он один — впереди,
Остальные позади.
(Шевелят всеми пальцами ноги).
Дед Егор срубил забор.
Щели и дыры — чтобы виден был вор.
(Разводят пальцы ног как можно более широко,
а потом с силой поджимают их).
Пять и пять пошли гулять.
Вот их стало — дважды пять.
(По возможности разворачивают ступни ног друг к другу, соединяют их и делают «волну» — по очереди совмещают пальцы ног, от мизинца к большому пальцу).
Рисование при помощи ног
- Большим пальцем ноги — как правой, так и левой — можно рисовать без следа, «понарошку», намечая контуры букв, цифр, геометрических фигур, например, на ковре. Летом, в песочнице или на берегу водоема, можно рисовать на песке. Но если есть возможность, хорошо иметь плоский поддон с песком в группе или в домашних условиях.
- Можно раскатать по полу рулоны обоев и рисовать при помощи всей стопы, предварительно «окрашенной», причем все, что угодно: от коллективных абстракционистских композиций до детективных историй в «следах». Этот вид работы очень грязный. Его реально проводить только в малых группах. К тому же по окончании нужно иметь возможность вымыть ноги.
Такие занятия приводят детей в восторг и остаются в памяти как праздник.
- Очень нравится детям «писать» ногами, зажимая карандаш между большим пальцем ноги и остальными четырьмя. Это особенно полезно на этапе освоения форм букв и цифр и способствует гармонизации работы обоих полушарий мозга.
Такие упражнения особенно полезны детям, по каким-то причинам испытывающим страх перед листом бумаги, имеющим неудачный опыт обучения письму. «Ножное письмо» — это игра, в которой никто не будет ругать за неточную линию. Представим себе, что мы — маленькие цирковые обезьянки...