katalina
18:49 30-05-2005 РЕцензия на эп. 3
Эпизод 3
"Месть ситхов"



"I will not kill Anakin."
"Do what must be done. Do not hesitate. Show no mercy."



"Самоисполняющееся пророчество – пророчество, исполняющееся именно из-за того,что кто-то пытается не допустить его исполнения. Термин предположительно родился у Фукидида. Вера в неизбежность конфликта может стать одной из его главных причин. Каждая сторона, верящая в то, что дело закончится войной с другой стороной, использует разумные военные приготовления, которые воспринимаются другой стороной как подтверждение ее подозрений". Конспект лекций по истории международных отношений проф. М.М. Белоусова.

В фильме есть два таких пророчества. Одно из них – явно бросающееся в глаза видение Энекина о смерти Падме, но есть и другой, просто по учебнику повторяющее приведенные выше слова. "Разумные военные приготовления" джедаев со стороны (в данном случае, со стороны Энекина) выглядят именно как подтверждение их агрессивных намерений. Классика.

"So this is how liberty dies, with thunderous applause ..."

Из всех вариантов перерождения Республики в Империю Лукас выбрал самый плавный и естественный. Никакого насилия, все происходит внешне абсолютно законно и даже демократично. Республика была в агонии уже давно, это показано очень явно, и спасти ее, видимо, не могло уже ничто. Не зря Лукас в интервью вспоминал историю Древнего Рима. Ход истории изменить было уже невозможно, и Палпатину осталось только устроить так, чтобы в момент полного краха Республики оказаться в роли рулевого. Что он с блеском и выполнил. Причем даже если бы ему что-то помешало (например, Мэйс случайно его убил бы), с точки зрения истории абсолютно ничего не изменилось бы. Точно так же, как убийство Цезаря ничего не изменило в превращении Рима из Республики в Империю.

". . . and the Jedi Rebellion has been foiled".

План Палпатина по уничтожению джедаев прост, как все гениальное. Причем одним махом убивается сразу два зайца: поставить Орден джедаев вне закона и уже без всяких помех объявить себя императором. И чтобы доказать, что Орден действительно планировал убить его, джедаям расставляется просто гениальная западня: Палпатин признается Энекину, что он ситх. Великолепный удар, удар в самое слабое место Ордена! Ведь джедай Старой Республики при виде ситха сразу кидается в атаку. Мыслей о чем-то еще быть не может: ситха нужно уничтожить! Зло нужно уничтожить! Итак, либо сам Энекин (если джедаи достаточно промыли ему мозги), либо кто-то из других джедаев (узнав об этом от Энекина, так как молчать он не может) придут, чтобы напасть. Сказки об аресте не играют роли, лайтсейбер Сидиуса быстро заставит их забыть об этой идее. Особенно интересно, что Энекин, несмотря на всю свою эмоциональность, в ловушку не попался: он честно отвечает Палпатину, что хочет его убить, но не нападает на него. А вот "мудрые" магистры попались, как младенцы.

"I'm too weak. Don't kill me. Please."

План по заманиванию джедаев в западню был гениален, но еще гениальнее Сидиус разыграл сцену своего "ареста". Как только он почувствовал, что Энекин сдался и летит в Сенат, он в самый подходящий для себя момент позволяет Мэйсу выбить из своей руки лайтсейбер и, когда Энекин влетает в комнату, он видит Палпатина, над которым с лайтсейбером стоит Мейс. Войди Энекин в комнату, когда схватка на сейберах еще продолжалась, еще неизвестно, чью сторону бы он принял. Наиболее вероятно, что он встрял бы в бой на стороне Мэйса (он же пришел арестовывать ситха!), а там все могло закончиться смертью Сидиуса – одновременно с Мэйсом и Энекином он бы не справился. А так – бой окончен, и можно поговорить. А заодно показать Энекину "истинное лицо" джедаев, готовых нарушить Кодекс в любой момент, чтобы достичь своих целей.

"He was too dangerous to be kept alive".- Ситх Дарт Сидиус Энекину о Дуку
"He is too dangerous to be kept alive".- Магистр Ордена джедаев Мэйс Винду о Сидиусе

Магистр Ордена джедаев Мэйс Винду подтверждает закравшиеся еще с эп. 1 подозрения, что джедаем он вообще не является. И с мыслительным процессом у него явные напряги. Когда он просит Энекина не верить ситху, его становится просто жаль. Ведь он просит Энекина поверить не тому единственному человеку, который понимал и поддерживал Энекина на протяжении всех этих лет, а ему, тому, кто 13 лет назад в присутствии Эни спокойно сказал Квай-Гону "Нет, мы не будем его учить"! Тому, кто недавно приказал ему нарушить Кодекс! И кто перед тем оскорбил его, демонстративно не дав звания магистра! Тому, кто совершенно не доверял ему и не скрывал этого! А теперь от решения этого "противного пацана с Татуина" зависит его жизнь. Вот уж яркое подтверджение поговорки: "Не плюй в колодец, пригодится воды напиться".

"The Jedi are selfless . . . they only care about others."

До самого перехода единственным джедаем из всех персонажей был именно Энекин. Именно он продолжает спасать Оби-Вана, рискуя при этом собственной жизнью. Он не поддается на явную провокацию Палпатина и не бросает Оби-Вана. Он понимает, что нельзя убивать безоружного противника (даже напоминает об этом магистру Ордена!), хотя как раз на эту провокацию он попадается и Дуку все же убивает (впрочем, другого выхода у него все равно не было – не тащить же на себе кроме Обика еще и Дуку?). Но именно он спорит с Палпатином, доказывая, что джедаи думают не о себе, а о других. Но уж слишком явно становится заметно, что

"The Sith and the Jedi are similar in almost every way"

Вообще, джедаи показали, что происходит, когда полностью наплюешь не только на Кодекс джедаев, но и на обычную мораль, и даже просто здравый смысл. Понять, что они вообще собирались сделать, просто невозможно. Все их действия противоречат даже не морали, а простым законам логики. Говорили, что Энекина нельзя пускать к Палпатину – и послали его за ним шпионить. Говорили, что суды и Сенат куплены канцлером – и пошли его арестовывать. Говорили, что их действия сильно пахнут Темной стороной – но все равно делали:

"You're asking me to do something against the Jedi Code. Against the Republic. Against a mentor . . . and a friend. That's what's out of place here."

Куда уже можно пасть больше? Хотя нет, еще можно. Это докажут Оби-Ван и Йода.

"Failed, I have."

Энекин в отчаянии приходит к Йоде за советом, а тот рассусоливает насчет того, что "Death is a natural part of life" и "Rejoice for those around you who transform into the Force. Mourn them, do not. Miss them, do not." И это все, чем он может помочь??!! Да от такой "помощи" действительно можно на ТСС свернуть. Или, по крайней мере, понять, что с такими джедаями нам не по пути. Но тут Йоде предстоит выдержать сильный удар: в полном соответствии с его словами о том, что смерть – естественная часть жизни, и об умерших надо радоваться, а не горевать, Энекин убивает падаванов в Храме. Вот и радуйтесь! За что что боролись – на то и напоролись! Но еще более показателен момент, когда Йода посылает Оби-Вана убивать Энекина. Вот уж верх цинизма! Теперь совершенно очевидно, откуда в эп. 6 спокойное натравливание Люка на Вейдера: по-другому и быть не могло.

OBI-WAN: Send me to kill the Emperor. I will not kill Anakin.
YODA: To fight this Lord Sidious, strong enough, you are not.
OBI-WAN: He is like my brother ... I cannot do it.
YODA: Twisted by the dark side, young Skywalker has become. The boy you trained, gone he is . . . Consumed by Darth Vader.

BEN …He is more machine now than man. Twisted and evil.
LUKE I can't do it, Ben.
BEN …And now, you must face Darth Vader again!
LUKE I can't kill my own father.
BEN Then the Emperor has already won.

"Only then will you be strong enough with the dark side to save Padme."

Энекин прекрасно понимает, что Темная Сторона – зло. Но, обнаружив, что джедаи абсолютно ничем от ситхов не отличаются, зато, в отличие от ситха, помочь не могут и не хотят, принимает РЕШЕНИЕ. Это действительно было ЕГО решение. Он знал, на что идет, и решил идти до конца, чего бы это ему ни стоило. Убийство мальчика-падавана, так похожего на Эни в детстве – это убийство Энекином самого себя. Если только так можно спасти жизнь Падме, он готов принести в жертву даже свою человечность.

"So love has blinded you?"

Его трагедия в том, что он не понимает, что Падме не захочет платить за свое спасение ТАКУЮ цену. Ей нужен Энекин, прежний Энекин, а не убийца с кровью детей на руках… Но даже в такой ситуации все еще можно было исправить, Падме еще могла вернуть Энекина с ТСС, если бы не…

"you owe me . . . and not for saving your skin for the tenth time . . ."

Если бы не Оби-Ван. В эп. 3 Оби-Ван неожиданно превратился в ЕДИНСТВЕННОГО разумного джедая, в остальном, правда, оставшись таким же недуйдавым, как и был раньше, проигрывает все битвы, какие только можно без ущерба для сюжета. И оставшись точно таким же далеким от понятия благородства, как и всегда.

"His fate will be the same as ours."

И точно таким же слабым. Не выдержал Оби-Ван несчастий, свалившихся на его голову. Отчаялся. Жалко Оби-Вана…Поглотила его Темная сторона Силы… И не зря он потом скажет Люку: "Когда-то я БЫЛ джедаем". Ведь

"Only a Sith Lord deals in absolutes"

Как быстро он забывает о том, сколько раз Энекин спасал ему жизнь? Как быстро верит в слова Йоды, что Энекин уже не Энекин, а Дарт Вейдер? И делает то, что нормальный человек (а особенно – джедай) не сделал бы никогда. Бросает другого человека умирать! Как быстро он доказал себе, что перед ним не человек, а побежденное Зло?

"There he is. He's still alive."

Как ни удивительно, но Палпатин в эп. 3 предстает перед нами с той стороны, с которой этого никто не ждет: он, оказывается, может иметь вполне человеческие чувства. Ведь если все его добрые слова и поддержка Энекину могла быть объяснена всего лишь необходимостью, то момент на Мустафаре, когда он кладет руку на лоб Энекину – нет. Этого не видел никто, и это не могло быть игрой. Можно было ведь просто приказать, чтобы Энекина унесли в медицинский отсек. Похоже, Лукас решил полностью перемешать краски: тот, кто должен был проявить любовь, проявляет жуткую бесчувственность, а тот, кто должен быть законченным эгоистом, - чуть ли не любовь.

"I'll never stop loving you, but you are going down a path I can't follow."

И единственным человеком, никогда не поддававшимся Темной Стороне, в фильме оказалась Падме. Именно она могла спасти Энекина, и именно она единственная ЗНАЛА, что в нем есть Добро даже после его перехода на ТСС. Именно она не предала Энекина, несмотря на все, что он сделал. И именно она, как и Люк через 20 лет, между ТСС и смертью выбирает смерть.

"I couldn't have! She was alive! I felt her! She was alive! It's impossible! No!!!"

Но, став ситхом, Энекина еще не стал Вейдером, тем самым Вейдером, каким мы его видим в ОТ. Это превращение случилось не тогда, когда Энекин принял свое фатальное решение. Это случилось позже: когда он испытал горечь предательства Оби-Вана, Падме (как он думал), и, особенно, когда узнал, что его жертва оказалась напрасной, и своими действиями он не спас Падме, а, наоборот, способствовал ее смерти. Смысл жизни исчез, и все желания тоже. Ради кого теперь жить? Все предатели, все усилия и жертвы оказались бесполезными, а назад пути нет. ВСЕ!

"Rise, Darth Vader"

Состояние: креативное
Комментарии:
Remnanta
19:23 30-05-2005
Интересно написано. Мне понравилось.
Призрак джедая
19:40 30-05-2005
Джерриэлль
11:12 31-05-2005
Интересно Но перед сим опусом, я считаю, надо было написать "ИМХО"
katalina
15:20 01-06-2005
Remnanta
Призрак джедая

Спасибо!

Alvea Noerle

А зачем?
Джерриэлль
12:14 03-06-2005
katalina

а потому что это так и есть
Диск получила?
katalina
14:54 03-06-2005
Alvea Noerle

Вот и писать незачем

Еще нет.
Джерриэлль
15:08 03-06-2005
katalina

нет, писать как раз есть зачем - для пущей культуры. Плюс показать, что ценишь мнение возможных оппонентов. А то тут получилось такое себе "аз есьм Б-г"...бррр...
Ясно. Ну ко вторнику точно должно быть. Письмо по инету напишу.
katalina
15:14 03-06-2005
Если везде писать - рука устанет И так всем понятно,что все, чтокто-то пишет - его ИМХО.
Призрак джедая
19:04 03-06-2005
*подумала и вернулась - вставить 5 копеек*
И единственным человеком, никогда не поддававшимся Темной Стороне, в фильме оказалась Падме. ....И именно она, как и Люк через 20 лет, между ТСС и смертью выбирает смерть
Только вот в чем загвоздка - у нее не было жесткой вилки, как у Люка -ТСС или смерть. Была еще возможность выбрать жизнь и бой. Умерла она самовольно. А ТСС - сомнительное предложение для не-форсъюзера
Джерриэлль
13:30 04-06-2005
katalina

а культуру все равно никто не отменял А написать 4 буквы - пальцы не отсохнут Ты мне ответ накатала на 92 знака (если я не сбилась со счета), и ничего с тобой не сталось
katalina
15:47 06-06-2005
Призрак джедая

Да, умерла она самовольно. Мне кажется, тут Лукас оказался перед дилеммой - или Падме должна перестать верить в Добро в Эни, или умереть. Дело в том, что они не должны были больше встречаться по сюжету. Сюжет навязал свою волю самому Создателю

Alvea Noerle

Я не люблю писать лишнее
Джерриэлль
10:17 07-06-2005
katalina

ты уже тут столько лишнего накатала, отвечая мне, что четыре буквы погоды не сделают
Али просто непрестижно?
katalina
12:03 07-06-2005
Лишнее - это когда всем и так все понятно. Но если кому-то непонятно, я всегда готова объяснить
Джерриэлль
13:36 08-06-2005
katalina

а сразу объяснить, чтобы такие отсталые, как я, не доставали, нельзя? Может и нельзя но надо. Так что пиши, а то буду продолжать тебя донимать и расшатаю тебе нервную систему
katalina
15:32 09-06-2005
А я все равно писать не буду Или ты думаешь, ты одна такая упрямая?
Джерриэлль
18:01 10-06-2005
katalina

ну и скажи мне теперь, какой ты нахрен после этого джедай? Джедай должен не допускать конфликта, а не провоцировать его

Вспоминается старый анекдот:
"- Милый давай воспользуемся презервативом!
- А не хочу!
- Но у меня сифилис!
- А у меня принципы!"

Вот представь, что было бы, если бы Энакин был таким же! Загнулся бы, не успев даже падаваном стать
Так что не глупи, выставь 4 буквы и дело с концом
katalina
12:44 14-06-2005
Alvea Noerle

Гы. А именно такой я джедай, как и Энекин А мои принципы наверняка не приведут к таким печальным последствиям, как в твоем анекдоте
Джерриэлль
13:50 16-06-2005
katalina

все так говорили, и персонаж анекдота в том числе
Starhunter
12:22 05-05-2007
Каталина, рять баллов.
katalina
22:57 05-05-2007
Starhunter

Padme Marguerite
19:19 06-05-2007
Ну по поводу человеческих проявлений Палпатина и осознанности зла ТС Энакина я бы поспорила, но в основном жму лапу

Хотя оп поводу Оби-Вана и Йоды я менее критична, они неидеальны, они совершили ошибку, но ТС их все-таки не поглотила От Винду там уже имхо серьезнее

По поводу "Смысл жизни исчез... Rise, Darth Vader" жму лапу отдельно
Гость
23:04 09-05-2007
А чё эт за бред такой???
Starhunter
00:36 10-05-2007
Гость, не знаешь, не встревай. СтарВарс это.