Пабло
17:49 20-06-2005 Юрий Трифонов "Дом на набережной"
Прочитал, стал искать рецензии и аннотации. Что же нашел? "Советская социальная проза", ""Образ послевоенного поколения", "Равные возможности совесткого общества" и прочее в таком же духе.
Не люблю аннотации и рецензии.
Не нашел я ни одной рецензии и мнения, в котором было бы сказано: "Товарищ! Пока ты злишься на жизнь - она проходит! Прочитай это пособие, как добиться в жизни чего-то. Добиться, если ты из "середнячкового дивизиона", без выдающихся способностей и без возможностей. Тебе легче выйти в люди. Потому что твое преимущество в том, что ты способен понять упущенную выгоду, зная минимум и предполагая максимум. Ты можешь выбирать и быть избирательным".

Current music: Andrew Lloyd Webber, Tim Rice "Everything's Alright"
Комментарии:
Нопэрапон
19:41 20-06-2005
Пабло, ну наконец!

Не люблю аннотации и рецензии
Хорошие умные рецензии - вещь очень даже приятная и полезная. Только вот проблема с литературой советского периода - хорошие авторы, а всё это замели в мусор вместе с прахом советской культуры. Ничего не имею против нынешенго избилия - напротив, горячо приветствую! - но как-то дико слышать о давно любимых произведениях: "да, знаю, любимая книжка моей мамы" или что-то в этом роде. Чувствую себя старомодной : )))

как добиться в жизни чего-то
Насчёт того, что середнячкам легче выйти выйти в люди - не понял, поясни - это о чём по книге?

P.S. Ушёл в сад, завтра отпишусь...

Let the world turn without you tonight

Спи, пока время уходит...
Башаков
Пабло
19:53 20-06-2005
Нопэрапон

Глебов
Нопэрапон
17:15 21-06-2005
Мы, кажется, разные книжки читали…

По-твоему, это рассказ о счастливой судьбе и удачной карьере?
Может быть, сейчас как раз время «людей середины» и таком определении нет ничего зазорного. Твой призыв к середнячкам – все правильно - но только не здесь! Эту книгу я никак не могу назвать «пособием, как середнячкам добиться чего-то в жизни». Я, собственно, удивляюсь, как Трифонова могли публиковать – потому что у него эти «середнячки» представлены в жутчайшем советском варианте.

Люди середины при советском союзе – это стервятники, пожиратели падали. Они отсиживались, не высовывались, пока уничтожалось все хоть чем-либо выдающееся и не вписывающееся в шаблон – а потом поднимались по карьерной лестнице, даже не замарав рук. Это пособие к действию? Единственное, что нужно было сделать, чтобы добиться успеха – правильно промолчать.

Середина, серость – эпитеты в то время однозначно негативные.

Высоцкий
А третьи среди битвы и беды
Старались сохранить и грудь и спину, -
Не выходя ни в первые ряды,
Ни в задние, - но как из-за еды,
Дрались за золотую середину.

Они напишут толстые труды
И будут гибнуть в рамах, на картине, -
Те, что не вышли в первые ряды,
Но не были и сзади - и горды,
Что честно прозябали в середине.

Пусть нет звезды тусклее, чем у них, -
Уверенно дотянут до кончины -
Скрываясь за отчаянных и злых
Последний ряд оставив для других -
Умеренные люди середины.


Галич – по поводу «правильно промолчать»:
(целиком - http://www.bard.ru/cgi-bin/listprint.cgi?id=13.00)

И не веря ни сердцу, ни разуму,
Для надежности спрятав глаза,
Сколько раз мы молчали по-разному,
Но не против, конечно, а за!
Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду...
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание - золото.

Пусть другие кричат от отчаянья,
От обиды, от боли, от голода!
Мы-то знаем - доходней молчание,
Потому что молчание - золото!

Вот так просто попасть в богачи,
Вот так просто попасть в первачи,
Вот так просто попасть в палачи:
Промолчи, промолчи, промолчи!



Мне показалось, что в «Доме на набережной» речь об этом. И перспектива здесь нарисована жутковатая – «никакой» человек своими методами может добиться того, о чем мечтал, но ни радости, ни спокойствия это не принесет. «До всего тянуться, все добывать горбом, жилами, кожей. Когда добудешь, жилы полопаются, кожа окостенеет»

Мне за этим видится – душа, обремененная трупом.
И в самом начале - "этих мальчиков уже нет на свете".

Мне понравились неожиданные перебивки от первого лица. Сперва решила, что это исходит от Глебова – по сравнению с этим малоприятным описанием – вдруг волна живых впечатлений. Но, когда он там стал упоминаться, как посторонний персонаж – отнесла их к авторскому «я» - как ты думаешь? И если это так – я старалась отследить, но так и не смогла вычленить, кто из мальчишек в их компании – автор.

У Трифонова, помимо «социальной прозы», много таких неожиданных приемов, вроде этих перебивок от первого лица. И ещё в конце есть фокус – когда старуха, похожая на знакомую, вдруг оказывается как раз этой самой знакомой – без каких-либо объяснений:
На перроне в Париже Глебов увидел горбоносую старуху, чем-то похожую на Алину Федоровну, но более чахлую, суетливую, одетую вовсе не по-парижски, в балахонистом старомодном плаще, рядом с нею были молодой человек и девушка, они защебетали вокруг Алины Федоровны, та отвечала то по-русски, то по-французски, все двинулись с толпой по перрону, а Глебов постоял минуту-другую, ожидая, что Алина Федоровна оглянется и попрощается с ним. Но Алина Федоровна не оглянулась.

Помимо всех достоинств Трифонова, такие неожиданные сдвиги восприятия, заставляющие читателя додумывать самому, домысливать события и антураж – создают дополнительный уровень удовольствия от текста. И еще – читатель как бы смотрит глазами героя, и при этом не отождествляет себя с ним, остаётся сторонним наблюдателем. Ощущение, как будто вселился в чужое сознание и беспристрастно его изучаешь.
Мне понравилось.

PS: не хочу в "люди середины"...
Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч;
о, если бы ты был холоден или горяч!
Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден,
то изблюю тебя из уст Моих

отредактировано: 29-06-2005 13:32 - Нопэрапон

Пабло
17:38 21-06-2005
Нопэрапон

Выходит, что разные читали.
Пабло
17:13 28-06-2005
Нопэрапон

"...не хочу в "люди середины"..."

Веришь в Откровение 3-15,16?
Нопэрапон
20:01 28-06-2005
Если честно, знаю эту цитату из Венички Ерофеева : ))

Откровение с его трактовкой, относящейся к какой-то там формально верующей церкви, к себе никак не отношу.

То ли дело - Москва-Петушки! : ))
Пабло
12:47 29-06-2005
А какое дело Москва-Петушки?
Нопэрапон
13:31 29-06-2005
Родное и с детства читанное. Моя ветка, почти малая родина.

Единомышленников ищешь? : ))
Пабло
13:54 29-06-2005
"...Моя ветка..."

Моя была. В Реутово и Никольском часто бывал.
Сейчас Владимирская трасса осталась с редкими остановками в Петушках.

"...Единомышленников ищешь? : ))"

Кто попадется или-или:"...Пьющий просто водку сохраняет и здравый ум, и твердую
память или, наоборот, теряет разом и то и другое...".
Нопэрапон
14:18 29-06-2005
Ага, Кучино и Железнодорожный, и ещё Купавна.
А в Петушках так и не была ни разу Там не отцветает жасмин...

Водку надо пить с пивом : ) Отдельно не катит.

"Сижу и плачу - а почему плачу - потому что маму вспомнил - то есть, вспомнил и не могу забыть свою маму - "мама!" говорю - и плачу - а потом снова - "мама!" говорю - и снова плачу..." : ))
Пабло
14:37 29-06-2005
"...Там не отцветает жасмин..."

Какой жасмин и как не отцветает?

"...Водку надо пить с пивом : ) Отдельно не катит..."

Томление духа, суета - не удивительно и понятно.

А вот "..."Сижу и плачу - а почему плачу - потому что маму вспомнил ..." - да ты эстет.
Нопэрапон
14:48 29-06-2005
Жасмин - ну как же - Веничка:
Петушки - это место, где не умолкают птицы, ни днем, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин

да ты эстет
Второй раз за неделю меня подозревают в скрытом эстетизме...
Один - вермут пил, другой, кто попроще, - одеколон "свежесть", а кто с претензией - пил коньяк в международном аэропорту Шереметьево -
эстетство - ты об этом?
Пабло
15:37 29-06-2005
Я не подозревал, сказал, что думал.

Эстетство в цитате, оставленной тобой в прошлом комментарии. Комплимент.