Beijing
12:56 23-06-2005 О Ходорковском
Хотя дело Ходорковского в определенной степени ослабило процесс инвестирования как иностранных, так и внутренних российских средств в российский топливно-энергетический сектор, массовое разграбление государственных ресурсов России Ходорковским и иже с ним в 90-е годы нанесло стране неизмеримо больший урон. Других примеров грабежа подобного масштаба практически не было во всей истории нового времени. В результате этого российское государство лишилось возможности предоставлять гражданам самые основные услуги и даже выплачивать заработную плату и пенсии в течение многих месяцев. Что же касается тех, кто на государство работал, коллапс доходной части государственного бюджета негативно повлиял не только на их материальное положение и условия труда, но и на моральные устои. Перед тем, как начинать рвать на груди рубашку и обличать российскую власть во всех смертных грехах, Западу хорошо бы задаться вопросом, а куда делись разворованные российские миллиарды? На Юпитер? На Плутон? Нет. Деньги, украденные у российского народа, пошли большей частью в западные банки, на них покупалась западная недвижимость и западные предметы роскоши. Так что воровали, может, и русские, но скупал краденое все равно Запад.

Теперь, когда суд над Ходорковским завершен, западным журналистам и комментаторам было бы не грех задаться некоторыми непростыми вопросами относительно своей профессиональной морали.
Начать можно с самого простого: сравнить количество места, времени и слюны, выделенных западными СМИ для освещения непосредственно судебного процесса, с тем исключительно ограниченным вниманием, которое отводилось теми же западными СМИ на то, чтобы рассказать, каким образом в руки Михаила Ходорковского и других «олигархов» попало такое огромное богатство.
Дело даже не в том, что, хотя сам процесс над Ходорковским вели из рук вон плохо, дело против него было собрано веское и солидное. Более важно сравнить ущерб, который оба упомянутых процесса нанесли России.

«The International Herald Tribune», США, Анатоль Ливен (Anatol Lieven), 10 июня 2005 г.