на форуме Генерального Штаба!
http://www.igstab.org/archives/viewtopic.php?t=17
***
Однажды напуганный Му Да прибежал с базарной площади к Учителю.
-- Учитель! Я только что видел на базарной площади одного человека. Он ночной сторож плотин на реке Цзян. Так вот, он предвещает наступление эпохи Куй!
Учитель поперхнулся зелёным чаем.
-- Он что -- встречался в зарослях Цзян с нашим Пицзеци?!
-- Нет, Учитель. Но он говорит, что прочитал все трактаты о наилучшем устройстве государства, какие только смог найти, и пришёл к выводу, что наше государство устроено несообразно, а потому нам всем грядёт эпоха Куй!
Учитель тяжело вздохнул и ответил:
-- Несообразно именно то государство, в котором ночные сторожа вместо занятия положенным им делом, а именно ночным сторожением, читают трактаты о наилучшем устройстве государства, да ещё и только те, которые смогут найти. Потому что в таком государстве не будет ни наилучшего устройства, ни основных фондов, оставшихся без охраны. И тогда наступление эпохи Куй неизбежно.
-- Но Учитель, это ещё не всё! Этот человек, увидев мою оранжевую табличку с девизом "Мудрое постижение", надсмеялся надо мной и сказал, что это полный позор и несообразность, и лично он никогда бы не взял такую табличку ни из чьих рук, а тем паче из ваших рук, Учитель!
Учитель задумчиво потягивал зелёный чай и размышлял. Потом сказал:
-- Надо бы сходить на базарную площадь и присмотреться к этому человеку повнимательнее. Возможно, он нам окажется полезен.
-- Но Учитель! -- обескураженно воскликнул Му Да. -- Ведь он несообразен и поносит вас и ваше учение!
-- Да, этот человек несообразен. -- вздохнул Учитель. -- Но, возможно, ты показывал ему эту табличку сам или говорил с ним о ней?
-- Нет, он увидел её случайно, когда я перекладывал связки монет.
-- Вот видишь. Ты не предлагал ему такой таблички -- он сам заговорил о ней. Это значит, что он тоже хотел бы иметь такую или похожую, но почему-то не хочет этого сделать. Поэтому ему гораздо проще отказать другим в возможности видеть в таких табличках смысл и сообразность. Ему предстоит пройти ещё долгий путь, на котором ему придётся излить из себя красный чай страха и чёрный чай озлобления, после чего влить в себя зелёный чай мудрости. Но это трудно, такие люди скорее склонны переранить весь окружающий мир, чем излечить собственную рану...
Учитель скорбно вздохнул и продолжил.
-- Но мы будем стараться ему помочь. Научим его обращаться с Пицзеци и пусть водит его на базарную плошадь -- показывать за деньги и рассказывать об эпохе Куй. Хоть баланс за квартал сведём...
*
Однажды Му Да пришёл к Учителю в великом смятении чувств. Учитель же как раз заваривал зелёный чай.
-- О Учитель! -- сказал он. -- Я встретил прекрасную девушку и полюбил её всем своим сердцем. Я хочу жениться на ней!
-- Так женись, в чём же дело?
-- спросил Учитель, разливая заварившийся зелёный чай.
-- Да, но... -- замялся Му Да. -- Я хотел бы сначала получить твёрдые гарантии того, что и она любит меня так же...
Учитель налил чай в чашку, отпил и посмотрел вдаль. Потом невесело усмехнулся и сказал:
-- Благородный муж всегда точно знает, чего хочет на самом деле. Вот я хотел зелёного чая -- я заварил его, налил и выпил. А чего же на самом деле хочешь ты -- девушку или гарантий?
*
Однажды обеспокоенный Му Да пришёл к Учителю и сказал:
-- Учитель, я встретился с задачей, непосильной мне и это гнетёт меня.
-- Расскажи же, что тебя так занимает. -- попросил Учитель.
-- Сегодня утром я ходил на базарную площадь и слышал там разговор двух достойных людей. Один из них воздвиг вокруг своего дома бамбуковую изгородь в восемь чи высотой. Другой же не воздвиг такой изгороди, но также считал себя правым. Они спорили очень долго, но я так и не смог понять, кто же из них прав в своих деяниях?
-- Оба правы. -- сказал Учитель.
-- Значит, оба эти достойных человека сообразны чаяниям благородного мужа? -- спросил Му Да.
-- Ни один из них. -- улыбнулся Учитель.
-- Учитель, я понимаю всё меньше и меньше! -- взмолился Му Да. -- Открой мне секрет!
Учитель долго смотрел на Му Да и наконец сказал:
-- Глупость одних низких людей состоит в том, чтобы возводить вокруг себя бамбуковые изгороди и гордиться этим. Глупость других низких людей состоит в том, чтобы не делать этого и гордиться этим ещё больше. Мудрость же благородного мужа в том, чтобы не отвлекаться от сообразных дел на всякую херню.
-- Но Учитель! -- вскричал Му Да. -- Ведь если однажды ночью из зарослей на реке Цзян придёт Пицзеци, а изгороди вокруг дома не окажется, ведь это может кончиться несообразно?
Учитель возвёл очи Тибету, тяжко вздохнул и посмотрел на Му Да с неизбывной тоской.
-- Если природа низкого человека такова, что Пицзеци суждено к нему придти, он придёт и сквозь изгородь. Если же природа благородного мужа сообразна, то ему и изгородь ни к чему. Сходи-ка лучше на базарную площадь, купи зелёного чая, да не слушай больше разговоров об изгородях, политике и различиях жизни между разными провинциями Поднебесной. Я вижу, что это мешает тебе сосредоточится на постижении сообразности.