Наивно думать что дофрейдовские психологи и психиатры были сплошь идиотами. То есть идиоты, конечно, тоже были, но реже чем лицемеры и циники.
На самом деле революционное, как принято считать, положение фрейдизма о том что неврозы имеют сексуальную этиологию было, если не и не общим местом дискурса (как бессознательное), то как минимум упрямым фактом врачебной практики. Шокирующее пуританство "просветительской", "научно-популярной", с позволения сказать, литературы, доказывающей не только безвредность, но и полезность воздержания до 25–30 лет (включая отказ от мастурбации) резко убывает в текстах научных или хотя бы учебных. Более того, даже в популярных книгах панегирики целомудрию отягощены полемическим контекстом. То есть какую книгу не возьми – везде автор пишет, что вопреки мнению безответственных коллег, рекомедующих невротикам ручную разрядку или даже бордель, никакого вреда от воздержания быть не может, а только польза. Но кто тогда эти самые безответственные коллеги? На этот счёт возможны две версии. Либо написанием медицинских учебников занимались исключительно придурки, не умеющие ни лечить больных, ни внятно мыслить, либо одни и те же люди писали в книгах одно, а пациентам говорили другое. В любом случае выявляется существование двух традиций: письменной и устной, теоретической и практической, экзо- и эзотерической. Первая ненавидит сексуальность, вторая терпима и сочувственна к ней.
Лёвенфельд – хороший пример такого двуличия. В популярной брошюре "О половом воздержании" (рус. изд. - Одесса, 1908) он объявляет борьбу с сексом задачей государственной важности.
"Среди многих несчастий, тяготеющих еще и по сей день над населением наших культурных стран, половые взаимоотношения и тесно связанные с ними прочие явления играют далеко не последнюю роль. Многочисленные лица, занятые вопросом об улучшении народного благополучия, давно стараются помочь [чисто по Фрейду обмолвочка]
этому вопиющему злу устройством народных чтений, проведением законодательных мероприятий, основанием различных обществ и т. д." (С. 7)
Ну и само собой:
"для здоровых, не отягощенных нервными страданиями мужчин с нормальным половым влечением абсолютное воздержание вполне возможно без какого бы то ни было вреда для здоровья." (С. 19)
"В тех же случаях, где под влиянием воздержания наступают продолжительные болезненные явления, мы обыкновенно имеем дело с конституционной аномалией, с врожденным или благоприобретенным нервнопсихическим предрасположением. При совокупности этого предрасположения и болезненно усиленного полового влечения наблюдаются тяжелые нервные и психические расстройства. Впрочем, подобного рода случаи чрезвычайно редки." (С. 15)
То есть плут настолько хитрый и осторожный что почти честный. Для всех тех случаев когда он будет пойман на лжи он заранее заготавливает лазейку. Виновато, мол, не воздержание само по себе, а его сочетание с другими неблагоприятными обстоятельствами.
Но обратимся теперь к более эзотерической "Половой жизни" (СПб., 1909). Декларации здесь ровно те же: целомудрию - да; сексу и мастурбации - нет. Но как только дело доходит до конкретных клинических случаев – выясняется нечто удивительное. На страницах 34–41 упомнятой книги Лёвенфельд описывает целых 15 примеров различных неврозов на почве полового возражения. И в подавляющем большинстве случае рекомендует пациентам жениться.
Такие охренительные дела. В свете сказанного я бы сравнил заслугу Фрейда с заслугой Прометея. Он выдал священный секрет профанам.