Деда
11:27 02-07-2003 Маски и грим.
Исходя из звучания слова, маска призвана маскировать - скрывать какие-то черты личности, сделать ее неузнаваемой. Но меня интересовал другой аспект масок - возможность придать себе новые желаемые черты.
Сечас я сообразил, что тут речь идет не о маске, а о гриме, но в тетрадке я рассуждал о масках, пусть так и будет.

Если маска надета с целью создать видимость отстутствующих черт, то зачастую это удается вполне легко: в каждом человеке намешано много разных черт, разных личностей (сюда надо цитату из "Степного волка" о то, что каждом человеке живет множество душ). Учили что-то про "социальные роли личности", я конечно не спец, но в моем ограниченном понимании, это и есть маски, которые мы надеваем в разных условиях. Так, в одно мгновение я - исполнительный работник, в другой - уже хулиган и т.п. Маска зависит от того, к кому она повернута. Скорость переключения должна быть очень высокой. Но вот некоторые маски в реальности я надеть не могу при всем желании, хотя и чувствую, что нужные черты во мне есть - черты лирика, романтика... Черты романтика есть внутри, но он задвинут, заплющен в тень в процессе де-эволюции моего сознания. Жизнь учит в первую очередь подставлять внешнему миру не голое беззащитное лицо романтика, а утыканное стальными шипами забрало шлема прожженого циника. Устойчивая нервная система, быстрое возбуждение, и вот - навык выработан и закреплен. Броня всегда наготове и становится второй кожей, снимать ее уже и тяжело и неудобно. Романтик чахнет где-то в глубине, утрачивая способности действовать во внешнем мире, выражать свои чувства, его слова удаляются из лексикона за ненадобностью.
В книге Д. Ганна "Мир-крепость" говорится, что люди все - миры-крепости, ощетинившиеся бастионами, в глубине которых сидим "мы-настоящие", каждый из которых мечтает о любви и нежности, но больше всего на свете боится показать это другим людям, прежде всего - в страхе, что его растопчут.
Мысль эта когда-то казалась мне очень правильной, что служило источником тяжелого отчаяния. Но теперь стало ясно, что не все так просто.
Кроме этого "лирика" есть в нас и много чего еще, в том числе и злодей, который больше всего хочет мучать кого-нибудь, или иногда - себя самого (может быть за неимением других возможностей, а может и в силу каких-то своих потребностей). Какое из этих "я" является истинным? Или вся совокупность таких "внутренних Я" и есть личность? Или же ни одно из них, и все это лишь маски?

Понятно, что человека большинство воспринимает именно по той маске, которая надета чаще всего. Но осознан ли ее выбор - вот еще один вопрос.Иногда я сам не понимаю, что заставляет меня быть жестким, циничным, язвительным - даже против моего желания. Привычка?
А вот надеть маску романтика не получается. Нужные слова не приходят в голову, или кажутся ужасно глупыми. Чувства свои выразить не удается словами - просто никак. А другие способы - музыка, рисование, недоступны, потуги что-то сотворить не дают никакого приличного результата. А дальше логическая связка: немота - озлобленность - глухота.

Current music: Autumnblaze - So Close Yet So Far