Знаете, я устал превозносить понравившиеся мне аниме до небес всевозможными эпитетами. Наверное, просто потому, что понравится мне легко, а оригинальных эпитетов не так много. Но я все равно устал. С другой стороны, проводить тонкие параллели и устраивать детальные сравнения я тоже устал. Нет, это хорошая метода, я не отказываюсь от своих слов, но мне она надоела. Но ведь и ругаться по мелочам мне тоже не хочется. Надо срочно придумывать что-то новое...
FMA оказался последним камнем, которого не хватало мне дабы возвести студию BONES в ранг святых - к GAINAX, Bee Train и CLAMP. "Принцесса" подкупала почти детской (хотя на самом деле, очень взрослой) верой в добро, "Разефон" заставил влюбиться в себя с первого кадра (хотя это и не сразу осозналось), "Эврика"... Не знаю, чем так цепляют меня приключения Рентона и его зеленоволосой пассии, но по поводу задержки 31-ого эпизода я грущу уже который день. В общем, все это, конечно, schön und gut, как говорит мой друг, однако этим троим не хватало... качественности? Не могу найти, слово, дайте мне словарь... Да-да, вон тот, полинезийско-русский.
Попробую объяснить. За FMA стоит громадная дизайнерская работа - это чувствуется невооруженным глазом. Пусть этот глаз уже весьма привередлив по многим критериям, но некоторые вещи объективно подмечать еще способен. Эх, словоблудие... Если бы я был разработчиком ролевых игр, я бы с удовольствием пригласил создателя мира FMA на роль главдиза, и был бы спокоен - третья Готика бы не потянула. Не преувеличиваю.
Мир FMA крайне нетипичен для аниме, в основном потому, что очень много внимания уделяется необязательным деталям. Они создают высокую достоверность, но одновременно перегружают картинку, делая ее более реалистичной (мой брат, который меня собственно и сподвинул на просмотр, очень любит это слово в контексте - "реалистичность"), т.е. менее анимешной. Это имеет множество забавных побочных эффектов на неподготовленное наивное сознание - например, самостоятельное развитие просмотренного во сне и в предсонной дреме. Ничего страшного, конечно, хоть и непривычно.
Хотя я думаю, вышеназванный эффект можно с успехом свалить и на сюжетную линию сериала. От него физически больно отрываться. Первый сидюк я вставил в дисковод около часа пополудни в пятницу, оторвался в полчетвертого. Ночи. Правда, всего на двадцатой серии, потому что вынужден был еще чем-то заниматься параллельно (хоть убейте, не помню чем). В субботу я снова сел в шесть часов - оцените силу воли! - остановился на сороковой серии, в полтретьего ночи. Вчера сел в полшестого, вылез к десяти, потому что сериал кончился. Итог неутешителен: девятнадцать часов аниме за трое суток. Явный передоз, в последний раз наблюдавшийся медиками в августе 2004-ого, когда в кровь была незаметно введена семичасовая доза "Эскафлона". Чуете уже, куда клоню?
Ладно, не будем пока о грустном. Добавим конкретики, сгустим красок... FMA - рекордсмен по количеству более или менее важных персонажей, обскакавший в этом аспекте предыдущего чемпиона - сериальную "Утену". Мы с братом вчера вечером пытались посчитать, сколько их там всего, но не смогли - пальцев не хватило. Логически следует, что число это превышает сорок. Хм. В "Утене" и эпизодов-то столько нет...
Причину такого изобилия я осознал только сегодня: фактически все персонажи появляются в кадре по крайней мере дважды. Единственное исключение из этого правила - Psiren, моя несбыточная любофф. Какой у нее голос!.. Но это лирика. Факты же таковы, что если персонажа не убили на глазах зрителя и не закопали труп, он еще вернется. Через два, три, десять эпизодов, но вернется. А даже если и убьют, то он все равно может вернуться. Вспоминается феерическая фраза Тайлера из недавно просмотренного Heavy Metal 2000: "When you kill someone... make sure he is dead!"
Таким образом, все то, что принято описывать англицизмом "неписи", в FMA фактически обретает статус полуглавных персонажей. И это относится не только к персонажам. Все (подчеркиваю, все!) побочные сюжетные линии обретают продолжение позже. Сценаристы постоянно оглядываются назад, бережно подбирают раскатанные сюжетные хвосты и вплетают их в более поздние эпизоды. Надо отдать им должное - работая подобно опытным хирургам, лишних движений они не совершают. Фантастика.
Кстати, это тоже входит в понятие "реалистично", так любимое братом в контексте.
Из-за обилия персонажей мне трудно определиться с любимым. В "Утене" мне не нравился (как личность) никто, кроме - ха! - самой Утены Тенджоу. Здесь же мне нравятся все. Ну, кроме парочки лиц... Поэтому, я не буду заморачиваться высоким штилем и выдам телеграфным: из братьев Элриков - Эд, из военщины - Hawkeye (хе-хе) и Hughes, из государственных алхимиков - Рой и Армстронг (два стоящих друг друга приколиста), из "злодеев" - Скар (реальный дядька, уважаю), из гомункулусов - Lust (трагическая героиня, жалко - угумс, как Аску) и Greed (трагический герой, умер как настоящий самурай), из "хороших" - Hohenheim von Licht (нацист недобитый, но человек хороший). Про Psiren я уже говорил...
А раз мы вернулись к лирике, скажу пару слов и о музыке. Нет, я, конечно, понимаю, что Девятая Симфония - это круто, но, млин... Да, здесь она не так очевидна как в Еве и "Герле", но зачем душу бередить? Хорошо хоть в "Разефоне" люди в основном Вагнера слушают... Однако в моих (по-прежнему невооруженных) глазах, FMA оправдывается Пятой Симфонией в последних эпизодах. Вот это действительно что-то новенькое. Почти модерн. Неоклассицизм даже. А если говорить о неоклассицизме, то знаменитый русский хор в лирические моменты запал в душу глубоко и надолго... А я-то думал, что ничто кроме "Canta Per Me" такой пробивной мощью не обладает. Даже слезу искренне патриотическую пустить хочется.
Ну, а теперь прошу, подобно несравненной Маше Росс (хм, девушка, вы доктору Аки не родня?), прощения за то, что сейчас сделаю. Несмотря на великолепный сюжет, персонажей и атмосферу, FMA частенько пересекается со своим проектом-"двойником" Sutepri. Насколько я понял, оба создавались более-менее параллельно. Но общеизвестен и тот факт, что оба создавались по мотивам манг, написанных разными мангаками. Поэтому весьма... необычно видеть фамильные черты сходства подразделения Роя Мустанга и отряда Кристофера Армалайта, повадок гомункулусов и Peacekeeper'ов (зависнуть над городом и перекидываться многозначительными, циничными колкостями), Cz и Wrath, я уж не говорю про откровенную неспособность авторов удержаться от критики нашего с вами мира! Да, пусть она вводится по-хирургически аккуратно и поначалу незаметно, но все равно смущает мой (крайне невооруженный) глаз. Я не удивлюсь, если к концу Eureka seveN выяснится, что LFO и трапар - это... Ну, вы меня поняли.
В заключение, выдержка из официального заключения срочно вызванного врача: "...в ближайшие 80 часов у пациента могут наблюдаться нарушения аппетита и сна, а так же неадекватные реакции на слова 'мама', 'брат', 'equivalent trade' и 'human transmutation'. <...> Более серьезных нарушений поведения не ожидается, однако на всякий случай следует применить комбинированную терапию, включающую стократную запись от руки 'Графоманство не есть гуд' и прием седативных средств перед сном..." Идите вы нафикк, доктор, шизофрения - это, в сущности, прекрасно!
Ну и напоследок еще немного крамолы. Некоторые невезучие личности уже имели удовольствие выслушать мои излияния про то, что "аниме уже надоело", "ни фига не цепляет" и все в том же духе. Чтобы подтвердить свои заявления, опубликую список аниме, которое еще хотел бы по- / досмотреть, в порядке "хотелки":
- Madlax
- Eureka seveN
- Escaflowne the Movie: A Girl in Gaea
- Candidate for Goddess
- Tsubasa Chronicle
- Chobits
Причем последние два тянет досмотреть исключительно для приличия, просто потому что когда-то скачал зачем-то. Dixi.
Current music: Meredith Brooks - Bitch
Настроение: лучше чем могло быть