HaH-uH
10:15 14-07-2003 Школа для Португалии
Есть такой классический воровской прием: карманник тащит кошелек у зеваки и тут же передает его своему товарищу

После чего хватать и тащить вора уже бесполезно: кошелька-то у него больше нет. Нету ничегошеньки, товарищ начальник, вот хоть с говном меня ешь — нету!

Примерно то же самое случилось у нас с государством. В славные девяностые государство отдало (то есть, читай, перепасовало) все мыслимые и немыслимые доходы всяким частным людям и корпорациям. После чего осталось с крохотным бюджетиком, который охотно демонстрирует всем желающим получить с него денег: да смотрите, люди добрые, нету у меня ничего. Нетушки. Ни на врачей, ни на учителей — нету. И ведь правду говорят шельмецы: нету денег. Потому как все денежки у «частных людей». Которые из государственных вроде бы недр добывают черную жидкость и качают ее в развитые страны. А у государства — шиш в кармане да блоха на аркане. Смотрите, люди добрые, вот мы перед вами подкладку выворачиваем. Пожалуйста, если найдете там какую копейку — делите ее промеж собой как хотите.

При этом традиционная угроза несчастных бюджетников — «а вот мы забастуем» — на государство совершенно не действует. Потому что это еще надо выяснить, нужно ли ему, государству, чтобы эти самые бюджетники работали. Ну забастуют врачи. Кому от этого станет хуже? Народу. Народ будет умирать быстрее и в больших количествах. Так ведь с точки зрения экономической необходимости это и хорошо. Потому как западные товарищи нас уже просветили, что в России должно жить миллионов пятнадцать населения. Это, кстати, даже больше, чем живет португальцев в Португалии, на которую мы теперь официально равняемся. Теперь понятно, по каким параметрам нам надо догонять эту державу (когда-то, кстати, тоже великую): по размеру территории и по численности населения. Так что все в рамках парадигмы.

То же самое и с учителями. Кто, собственно, сказал, что русских детей надо чему-то учить? Да, у нас есть такая традиция: водить детей в школу. Если ее сразу же прекратить, могут начаться какие-нибудь волнения. Но вообще-то зачем учить, чему? То, что Америка лучшая в мире страна, они узнают и из телевизора, а иное (про глагол и про тире, и про дождик на дворе, не говоря уже о вычитании и умножении) им знать незачем: многая знания — многая печали. Кому надо, тот в Оксфорде выучится. В случае крайней надобности люди, сидящие на трубах, подкинут денежку. Они ведь на самом-то деле в доле, они в случае нужды делятся с государством, перепасовавшим им кошелек. Ну, скажем, демократия у нас на чьи деньги делается, э? Выборы там всякие? То-то ж.
Мне могут сказать: то было ельцинское воровское государство, теперь все по-другому и о народе теперь заботятся. Да я не против. Но — докажите. Поставьте на деньги каких-нибудь людей с трубой и заплатите этим самым врачам-учителям понятные средства к жизни. А «так» — неубедительно.
Но, допустим, это случилось: земля сотряслась и всем училкам раздали нехилые бабки. Но тогда возникает все тот же самый вопрос: а на кой хрен нам образованное население? К чему в самом деле таскать детей в школу? Что, никак нельзя без этого?

Зачем и чему учило детей советское государство, по крайней мере понятно. Советское государство, если кто помнит, стремилось стать развитой индустриальной страной. «Заводы, пароходы, самолеты». Для того чтобы делать всякие железки, которые ездят, плавают, летают, нужно немалое количество квалифицированных людей. При этом не каждый годится, а значит, чтобы получить хоть сколько-нибудь высоколобых умников, пробовать надо со всеми. Кроме того, всеобщее среднее образование было еще и воспитательным институтом не в смысле «идеологического обдалбывания», как это сейчас принято говорить (что, в самом деле кому-то сильно промыло мозги посещение ленинской комнаты? не смешите мои тапочки), а в смысле предотвращения разрухи в головах. Засим в головы вкладывалась определенная картина мира, довольно материалистическая, весьма грубая, не везде ладно скроенная… но, в общем, крепко сшитая и не столь уж далекая от действительности. От этой печки можно было плясать в разные стороны, но печка была.

Что теперь? Если Россия отказывается от планов цивилизационного реванша и согласна быть сырьевым придатком Китая (к чему все идет), то образование для населения нам не нужно. Нам нужно нечто иное — а именно заведения, в которые молодежь должна ходить, для того чтобы она не болталась на улице и вообще была под присмотром. Эти заведения могут, конечно, называться «школами», но учить там чему бы то ни было не обязательно и даже вредно. Это просто «дисциплинарные дома», где человеческий шлак будет кое-как вариться в собственном соку. И, разумеется, не только знаний, но и никакого мировоззрения в такие головы вносить нежелательно. Человек, имеющий картину мира — пусть даже ложную, — может начать думать, потому что есть о чем. Надумать он может много всякого разного невеселого. Вот советские люди додумались до того, что советская власть плоха. Что из этого вышло? Ничего хорошего для советской власти, честно говоря. Поэтому куда лучше, если думать будет не о чем, а в головах воцарится хорошо организованная разруха. По крайней мере, пока лишние люди не передохнут и нам не наступит полная Португалия. Покамест же мы до этого счастья не дожили, надо как-то перекантоваться.

Не надо, кстати, ужасаться и хвататься за голову. Подобный способ обращения с населением вполне принят даже на самом что ни на есть цивилизованном Западе. В той же Америке школы делятся на две категории. В одних учат. В других — держат и делают вид, что учат. Для этих школ существуют свои учебники (яркие и красивые), свои учебные программы (вполне себе такие забавные и развлекательные) и прочие суррогаты «учения». Разумеется, «учителя», работающие в этих отстойниках, являются de facto неквалифицированным персоналом, то есть чем-то вроде мусорщиков или беби-ситтеров. Соответственно, им и платят гроши: 25—30 тысяч в год. Для Америки это очень, очень маленькая зарплата.

Мы должны определиться. Восстановление и тем более любые позитивные реформы системы образования осмысленны только в одном случае: если мы снова собираемся что-то производить. Делать самолеты и ракеты, грубо говоря. Если же нет — нам надо думать о том, каким способом развлечь и отвлечь от бесчинств детишек, имевших несчастье родиться году так в 1995-м и позже. В последнем случае стране просто не нужны училки русского и литературы. Нам нужны клоуны и надсмотрщики, которые "за три копейки" будут потешать детей и присматривать за порядком в стандартных зданиях из красного кирпича, бывших когда-то советскими школами. Все дела.
Ну а те, кому надо, будут учиться в нескольких специально отобранных закрытых заведениях. В московской 57-й математической школе, например, откуда примерно половина выпускников сразу экспортируется в развитые страны, половина от оставшихся доучивается в МГУ и едет туда же, а остальные «делают всякие важные дела» здесь. Десяток таких заведений надо бы, конечно, сохранить. Остальные, в том числе дети наших сидящих на трубе дяденек, будут учиться в хороших английских или американских частных школах, высшее получать в Оксфорде, где их научат важнейшим умениям и навыкам: выбирать галстуки, курить сигары и заводить полезные знакомства.

(с) Константин Крылов.