жж и писатели
много было шуток о писателях прошлых лет и о том, что если бы они вели жж... что было бы?
а я нашла книгу-жж. и написал её Ричард Бротиган, автор "Рыбалки в Америке", "Арбузного сахара" и потрясающего детектива "Грёзы о Вавилоне", который я прочитала взахлёб за две поездки в метро - по дороге на работу и по дороге домой.
Бротиган - невероятный человек. он умер тогда, когда я родилась. он был американцем, но я его порой очень хорошо понимаю. он покончил жизнь самоубийством, чем заставил свою дочь раскаиваться в том, чего она не сделала. она даже написала книгу, страшную, непозволительную книгу, о том, как страшно оставаться на земле, когда твой отец захотел с неё уйти ("Смерть не заразна"). он стал для меня предшественником Лу и Мураками, и я лучше поняла этих двоих, прочитав Бротигана. он удивительный и необычный человек.
книги напоминают мне вино или коньяк. я покупаю сразу пачку, некоторые читаю тут же, на следующий день или чуть позже, а другие лежат себе спокойненько в шкафу, и любая попытка их одолеть вызывает страшнейшую скуку. теперь я понимаю - они просто ждут своего момента, чтобы раскрыться максимально ярко, как алый цветок.
так и с "Экспрессом Токио-Монтана", я начала его читать, пересиливая себя, спустя месяц после покупки - "что я, зря купила?", но не справилась с собой, заснула в метро и проехала свою остановку. теперь же - вчера - я целый день читала везде: на кухне, в постели, даже в ванной - не могла оторваться.
книга написана в необычном формате - это сто тридцать одна история, произошедшая с автором или услышанная им. сто тридцать один сюжет, загубленный в зародыше, рассказанный самым минимумом слов при том, что можно было написать сто тридцать один роман. это конспект нескольких лет, проведённых Ричардом в Монтане и в Токио, а также рядом с этими местами. так и происходит у нас в жизни - мы видим что-то удивительное или прекрасное в метро, а потом это событие оседает у нас в жж десятью строчками.
если вы хотите узнать, как люди писали в формате жж в середине двадцатого века - милости просим. приведу один пример. стр. 133.
"
Утонувший японский мальчик.
Кто-то должен снять с него кеды. Запоздалая мысль: никто не хочет этого делать, но ведь дико же - кеды ему больше не нужны.
Никто не хочет их снимать.
Они мокрые и совсем холодные, в них какая-то странная белизна, абсолютно безмолвная.
Он лежит в этих кедах на берегу реки, а в пяти дюймах от него вода - последнее, что он почувствовал перед тем, как она залила его смертью.
Токио
14 июля 1978 г."
отредактировано: 29-03-2006 10:52 - jaba