Мне бы никогда не пришло в голову читать Трумана Капоте, если бы я не прочёл об этой книге в одном из романов Мураками. Там же я видел упоминания о Фитцжеральде, а он мне нравился ещё задолго до того, как я узнал Мураками.
Так вот.
Книга понравилась мне практически с первых строк. Очень лёгкий, я бы сказал -- "обезоруживающе лёгкий", стиль. Очень много общего с теми же Фитцжеральдом, Мураками, Сэлинджером. То же, любимое мной, кажущееся отсутствие чёткого сюжета. Как сказал сам Капоте, "
как будто ты их пишешь и сам не знаешь, чем они кончатся.". Это позволяет сосредоточиться на мелких, незначительных деталях, которые, казалось бы, и не стоят упоминания, но именно из-за того, что их обычно ен замечают, создают особый колорит.
Хотя, что касается именно "Завтрака у Тиффани", то к ней это мало относится. Здесь сюжет, хоть и "искомканный", но есть. И необычных поворотов, характерных для Мураками, здесь мало. Но за кажущейся простотой изложения кроется огромное мастерство. Чтение увлекает, простые фазы, почти ничего не значащие события сливаются вдруг в общую гармоничную картину, которая описывает не столько движение, сколько саму ситуацию. Это как подробный фотоснимок, очень удачно запечатлевший что-то очень красивое.
Вот так я несколько раз ловил себя на том, что не читаю, а замираю, глядя в одну точку, и пытаюсь удержать что-то неуловимо красивое. Я уже
описывал это чувство:
"Квадрат" помогает мне приблизиться к какой-то неуловимой частичке меня, которая, как мне кажется, содержит ответы на все вопросы, которая составляет весь смысл жизни. В какой-то опредеённый момент "Бац!" -- и ты чувствуешь, что прояснилось что-то очень важное, что никак нельзя упустить. И в этот момент всё отступает на второй план, ничто не имеет значеня. Ты просто сидишь и чувствуешь невероятное спокойствие и умиротворённость.
А потом всё проходит... И становится как-то ... больно. Чувствуешь себя обманутым, обделённым. Чувствуешь, что потерял что-то и не знаешь, сможешь ли найти это снова. И становится страшно. Страшно потому, что понимаешь -- то что произошло, что ты видел -- это только признаки "Того Самого", "Самого Важного". И боишься что так никогда и не сможешь к нему дотянуться, узнать, что же это такое невообразимо прекрасное и важное скрывается за непроглядной пеленой...
И потом готов отдать что угодно, лишь бы испытать это снова. И потом постоянно пытаешься ещё раз использовать то, что помогло тебе в этом.
И, кроме того, как я уже говорил, в моей жизни был живой прототип Холли