00:59 10-06-2006 Тот самый Аквариум...
Наслушавшись похвал в свой нескромный адрес - хоть и через третьи руки - залезла перечитать: а что ж я там такого понаписала-то, и в самом деле?
Перечитала. Вроде и вправду - нечё так вышло. Хоть и вычурно порой.
Итак, вот за это, выданное моей сестрой за ее собственное творчество, ее и хвалили... плюс еще 60 вордовских страниц "разбора уроков" (читай: "то серьезных, то насмешливых комментариев избранных мною цитат") и посткриптум.
"Сначала мне хотелось бы – пусть даже и немного сумбурно, «непричесанно» – изложить свои впечатления о книге, «общие», так сказать, наблюдения и размышления, а потом перейти к разбору ее «уроков».
Итак, да простит меня Станислав Ежи Лец за, не сказала бы, что невольный, плагиат…
Непричесанные мысли об «Аквариуме».
Хорошая книга. Увлекательная, поучительная, с живым сюжетом, яркими героями, сильными характерами, с разнообразием ситуаций и обстоятельств, вообще с множеством «вкусных» и интересных деталей, мелочей, наблюдений…
В то же время удивительная лаконичность, минимализм в деталях — «ничего лишнего».
Сложная книга. Жесткая, порой жестокая, болезненно задевающая, заставляющая сомневаться в том, что кажется мне таким надежным, таким уютным, таким нужным: доверие, доброта, любовь, эмоциональность, открытость, «честная игра», вера в людей – все то без чего мне трудно и, если честно, совершенно не хочется обходиться.
Очень мужская книга. Брутальная. Сильная. История настоящего мужчины – сильного, умного, умелого, уверенного в себе, решительного, умеющего отвечать за свои поступки, и умеющего эти поступки совершать – рассказанная настоящим мужчиной.
Книга о войне. О власти. О борьбе за власть. О «мужских играх». О «своих» и «чужих».
Некоторых эта мужественность даже отталкивает, кажется чрезмерной, нарочитой, подавляющей. Меня она завораживает. Притягивает. Вызывает жгучее любопытство и желание рассмотреть поближе: что же это за сила, как, откуда?
В конце концов, только рядом с по-настоящему сильным мужчиной можно без опаски почувствовать себя слабой и нежной женщиной. Порой это необычайно приятно. К сожалению, не так часто мне выпадает подобное удовольствие.
Трудная книга. Она не всех подпускает к себе. Интересный композиционный прием: автор ставит в начало книги один из самых ярких, жестоких, шокирующих эпизодов. Как мне кажется, это становится своего рода тестом, проверкой, пропуском. Сможет ли читатель пойти дальше, не закрыть книгу после первых двух страниц – а, насколько мне известно, не у меня одной возникло подобное желание – и столкнуться с той правдой, которую хочет поведать автор, лицом к лицу?
Жизнь жестока и каждый из нас об этом, в общем-то, знает. Но литература слишком часто служит способом бегства от реальности, бегства – хоть на минуточку! – от боли, горя, проблем, противоречий, необходимости принимать сложные решения и делать нелегкий выбор – и человек, взявший в руки книгу для «отвлечения» и развлечения – ЭТУ книгу скорее всего отложит. Потому что автор писал ее для того, чтобы поговорить о действительно важных для него (замечу в скобках, что не только для него) вещах, а к такого рода разговору нужно быть готовым.
Книга заставляющая иначе взглянуть на мир. Как это ни прискорбно, но каждый из нас, как любит выражаться моя сестра, «плюет на мир со своей колокольни». Все мы ограничены своими взглядами, окружением, привычками, интересами, образом жизни. Вот за что я люблю литературу, так это за возможность посмотреть на мир совершенно другими глазами, слезть со своей, любовно обжитой, колокольни и забраться на чужую, которая выше или ниже, на холме или за речкой, и ветра там дуют совсем другие, и солнце светит с другой стороны...
Такое совмещение двух разных точек зрения дает интересный стереоскопический эффект: картинка на время приобретает объем и глубину. Как в одной игрушке моего детства, не помню уже сейчас, как называлась эта штуковина со слайдами.
Вообще, забавная штука – этот самый узкоспециализированный взгляд. Нам кажется очень забавным Достоевский – генерал-майор, начальник штаба 3-ей ударной армии. «Кто не знает Достоевского?» – действительно, это характеризует главного героя очень ярко. Но как знать, насколько забавны мы сами с нашей уверенностью в том, что Бородин – это такой композитор, а Менделеев – это такой забавный чувак, который видел сны про таблицы и изобрел водку.
Познавательная книга. Хотя бы с точки зрения историографии. Стыдно, но я (как и вообще наше поколение) очень мало знаю о жизни нашей страны во времена советской власти, во времена молодости наших пап и мам, бабушек и дедушек. Нет, я не о стройках века, съездах партии, войнах, олимпиаде и тому подобных исторических событиях, а о повседневной жизни простых людей, таких разных людей: рабочих, ученых, солдат, художников, рыбаков, инженеров, спортсменов, разведчиков. О, особенно разведчиков! – какое-то совсем детское любопытство и тяга к Самым Главным Тайнам: а как у них там? Почти все, что мы знаем об этом, мы знаем из книг и кино, редко кто удосуживается подробно расспросить о тех временах своих родителей, бабушек и дедушек – работа, учеба, повседневные заботы, да и вообще как-то…
А книги и фильмы о советской эпохе зачастую объективны не более, чем агитационные листовки фашистских нацистов или современные рекламные ролики. Светло, ярко, красиво, радостно, завораживающе, очень и очень талантливо сделано и от того кажется таким правдоподобным – но это не так. Фильмы и книги, снятые и написанные про режим по заказу самого режима и под его строгим контролем – о какой объективности может идти речь? Нет, конечно, не все они таковы, но очень, очень многие. И очень, и очень многие из них я искренне люблю. Но я могу себе это позволить, рассматривая их как предмет искусства, а не как источник исторической правды.
Мне кажется, эта книга частично заполняет этот пробел, по крайней мере, в той его части, что относится к армии и разведке. В принципе одной из самых закрытых структур.
Удивительная книга. В ней по ходу дела, между прочим, рассказывается о вещах незнакомых, удивительных для «приличной барышни из хорошей семьи», притягательных именно тем, что они – часть совсем другой жизни. «Мы – с разных планет» – так это, кажется, порой говорится.
Скажите, а пробовали ли вы, отложив вдруг раскрытую книгу в сторону, падать вместе со стулом назад?
Признаюсь в этом с некоторым смущением, но я пробовала. Сразу после прочтения повествующего об этом абзаца, закрыв двери в комнату и придирчиво выбрав стул поудобней. И вы знаете, даже получила от этого опыта удовольствие.
С поезда на полном ходу спиной вперед – не прыгала. Пока.
Конечно, можно сказать, что все это – мелочи. Но разве преодоление собственного страха, и тот восторг, который испытываешь, когда потолок кувыркается перед твоими глазами, а ты – ой! – жив, здоров, и почему-то не сломал себе шею – разве это не те вещи, которые заслуживают внимания?
Очень сдержанная книга. В плане проявления эмоций. Практически все время мы можем лишь догадываться о чувствах и переживаниях автора: по фактам, которые он отбирает из множества других для своей книги. По тем словам, которыми он их рассказывает. По интонации рассказа. Так, например, невероятно задевающий эпизод с убитой на тренировке собакой, вызывающий отторжение и боль. Первое впечатление: жестокие, бессердечные сволочи, и автор в том числе – а потом понимаешь, что раз он пишет об этом столько лет спустя, значит, и его это не оставило равнодушным. И я словно вижу хохочущих и радостно поздравляющих товарища спецназовцев, и среди них человека, глядящего на умирающую собаку и плачущего рядом с ней солдата. И мне почему-то кажется, что в глазах его сочувствие, боль и тоска.
Так же и в истории с Младшим лидером: до самого последнего момента мы даже не догадываемся о том, как дорог и важен этот человек для рассказчика. Тем ярче и болезненней воспринимается его срыв: отчаяние, боль, тоска.
И он практически ничего не пишет о женщине, которую, несомненно, любил, которая стала его женой и матерью его детей. Это слишком личное, что бы говорить об этом. Чувства – это самое личное, дорогое, это не для всех, но мы можем угадывать их глубину за сдержанностью слов, и это придает им значимость и весомость.
«Главное—словами не скажешь», не так ли?"
Комментарии: