Я долго думал, почему же Syberia II, несмотря на все ухищрения создателей во главе с Бенуа Сокалем, не оправдала возложенных ожиданий? Неужели сиквел был заранее обречен на провал? Ответ - да, был заранее обречен. Но не потому, что сиквел, а потому что сиквел к сторилайну Syberia. Сам сюжет первой части не допускал удачи второй.
Первая часть несла в себе чудовищное противоречие между стилем и концепцией и дальнейшим развитием сюжета. Сюжет довольно прост - девушка едет на поезде в сторону, противоположную развитию цивилизации, и таким образом, в какой-то момент неминуемо наступит перелом, когда цивилизация просто закончится, уступив место дикому бездорожью.
Но ведь концепт и стиль первой Syberia зиждились именно на идеях погружения в прошлое. На руинах ушедших цивилизаций - или, выражаясь политкорректнее, культур - и на людях, личностях, которые не смогли шагнуть вместе со всеми вперед и остались прозябать на обломках когда счастливой общей жизни. Именно в умирающей, декадентской, почти сюрреалистичной красоте прошлого, того самого, где все было лучше - когда-то! - заключалась та уникальная атмосфера игры, так нежно любимая фанатами и так жестоко высмеиваемая критиками.
Конечно, развитие личности Кейт, девушки в поезде, тоже заслуживает внимания, постепенная смена ее фокуса с настоящего, сиречь, будущего на прошлое, тоже немаловажны, но они никогда не стояли для меня на первом месте и к текущей полемике отношения не имеют.
Итак, противоречие первой части, очевидно: поставив упор на описании уходящего в прошлое прекрасного далека и одновременно чисто географически поставив конечную точку пути Кейт в глуши, Сокаль подрубил под собой сук. Но в первый раз он изящно вывернулся, создав очаровательный, ИМХО лучший за всю историю игроиндустрии open ending незадолго по выхода персонажей из обжитого человеком зоны.
Поэтому-то Syberia II и была обречена на провал - в ней просто заключена иная красота. Не сюрреалистичные руины несостоявшихся утопий, а дикая, никем нехоженая природа. Да, у нее тоже своя красота, но красота чуждая нам, людям, которым компьютер и паровоз ближе деревьев и медведей. Фанаты первой части ждали повторения, вернее, продолжения сказки, где роль заколдованного леса исполняли конструкции рук человеческих, а не лично заколдованный лес. Не получили. А ведь надеялись - даже те, кто заранее знал, что по сюжету не положено.
Вот такие невеселые рассуждения.
Current music: See-Saw - Anna ni Issho Datta no ni
Настроение: Филосовское