06:06 18-09-2006 Цели и их достижения
На форуме сайта DTF.RU наткнулся на замечательный пост очень уважаемого мной человека (жалею о том, что не знаком с ним в реале) о целях и их достижении.
Надеюсь он не был бы против публикации этого бесценного материала здесь.
Все мы имеем какие то цели в жизни, маленькие и большие , ничтожные и
великие, как то: построение семьи, материального достатка и связанных
с этим благ, познание мира, совершения открытий которые потрясут мир,
уважение окружающих или близких, установление рекордов ( как в сексе
так и в спорте, ну и в смежных отраслях).
Самое главное в жизни , поставить перед собой достойную цель, и
неуклонно претворять ее в жизнь. Мой жизненный опыт показывает что
каждый человек на этом пути получит шанс достичь этой цели, но не
все им воспользуются.
Самые страшные катастрофы человеческих судеб происходят как раз когда
человек достигнув Заветного, вдруг осознает что цель была ничтожна, ее
важность и значимость была мнима, и следуя этой цели он прошел мимо
того, что посчитал ошибочно второстепенным.
Вывод: попробуйте четко , желательно на бумаге сформулировать:
» а чего вы хотите достичь в жизни?» Посидите перед этой
бумагой, представьте что вы достигли вашей цели и попробуйте
почувствовать примет ли ваша душа этот результат вашей жизни.
Если вам покажется что: » ДА», то сохраните этот листок,
и в случае сомнений заглядывайте в него.
Итак – Достойная Цель и Терпение в следовании ей.
Теперь о немного более приземленном:
Вышло так, что человечество придумало не всегда совершенное мерило
различных достижений – деньги!
На ваши способности зарабатывать деньги прежде всего влияет то какие
активы вы имеете.
Существуют только две группы активов, необходимых профессионалу:
Первую группу активов, состав¬ляют ваши знания и опыт. Да,
профессионалам платят за время, потра¬ченное на проект, но мы
продаем не время как таковое, а знания и опыт эффективно претворенные
в конкретном продукте. Вторую группу активов составляют отношения с
коллегами и клиентами, то есть коммуникации и интерфейс общения.
Активы не берутся из воздуха, природой дано человеку не так много,
только потенциал. Нацисты посчитали с немецкой педантичностью активы
«идеального неразвивающегося человека», эти активы были
эквиваленты цене килограмма минеральных удобрений.
Так вот, личными Активами надо заниматься, их надо выстраивать, если
вы хотите быть оценены Мерилом, то есть получать денег больше
стоимости 1 кг удобрений.
Процесс построения активов часто бывает более стрессовым и менее
приятным, чем занятие тем, что вы уже знаете.
Выполнение простой и приятной работы не совсем то, что нужно вашей
карьере: на самом деле это почти всегда не то, что нужно. Я понял, в
профессиональной жизни действует известное правило: чем лучше ты себя
чувствуешь сейчас, тем хуже тебе будет потом.
Гораздо проще продавать то, что в уже знаете, для чего имеете
выработанные подходы, зафиксированные навыки, благодаря чему уже
приобрели репутацию, чем заниматься пробле¬мами увеличения
стоимости своих активов. Если вы пошли по пути наименьшего
сопротивления в развитии своей практической деятель¬ности
(продавали бы то, что легче всего было продать), то шансы извлечь
выгоду из своих активов в будущем будут невелики.
Со временем надо осознать, что, несмотря на активную работу,
перспективы вашей карьеры неминуемо ухудшатся даже тогда (и особенно
тогда), когда вы зарабатываете много денег.
Разумеется, хорошие финансовые итоги года необходимы, но не являются
достаточным условием для оценки успеха. Оказалось, что для развития
карье¬ры нужны сознательные непрерывные и значительные усилия.
Если бы мы были хоть немного старательнее и умнее в развитии
практических усилий, то вопросам уве¬личения стоимости активов вы
уделяли бы не меньше внимания, чем воп¬росам
«выдаивания» своих активов. Более того, если бы мы
сделали это пра¬вильно, то смогли бы заслужить и заработать
больше денег на перспектив¬ных проектах, чем на том, что уже
знали и делали много лет. Текущая прибыль не пострадала бы. Нам нужно
было только научиться управ¬лять своей новой работой и
удостовериться, что МЫ непрерывно приоб¬ретаем новые навыки.
На самом деле, чем успешнее идут дела, тем больше соблазн
использовать текущие знания и навыки для получения кратковременной
прибыли и, следовательно, тем больше нужно стараться, чтобы не
стоять на одном месте, оставляя без внимания свои активы.
Какие уроки надо извлечь из опыта работы? :
УРОКИ
УРОК ПЕРВЫЙ
Все то, что вы знаете и можете сделать сейчас, и то, на чем основан
ваш успех, неизбежно теряет свою ценность, если вы не стремитесь
изучить что-то новое и приобрести новые навыки. Непрерывное
профессиональное развитие – это требование, которому необходимо
следовать всю жизнь. Достигнув однажды чего-то значительного, вы
можете жить за счет этого какое-то время. Но когда это время пройдет,
вы поймете, что оно было упущено. С той минуты, когда вы начинаете
думать, что уже «все знаете, как все это работает», - вы
покойник.
УРОК ВТОРОЙ
Ваша карьера зависит не от количества выполняемой вами работы, а от
ее качества и того какую именно работу вы выполняете (независимо от
того, помогает ли вам это приобретать новые навыки, расти и
развиваться или нет), а также от того, для кого вы выполняете эту
работу (независимо от того, помогает ли вам эта завоевывать доверие
ключевых клиентов или нет). В любой профессии тип проектов, над
которыми вы работаете, определяет пути дальнейшего профессионального
развития — вам только нужно научиться управлять этим.
Выбор правильного направления собственного развития в спектре того
выбора что предусматривает ваша профессия – только за вами, и
только вы несете за этот выбор ответственность.
УРОК ТРЕТИЙ
Не важно, насколько сильно вы заняты, вы отвечаете перед собой за
свою карьеру и раз¬витие ваших практических навыков. Если вы
позволите кому-то другому определять, на каких проектах вам работать,
вы отдадите свою карьеру в руки других людей, а это очень рискованный
шаг. Если же вы будете заниматься всем подряд, что приходит к вам, то
опять вернетесь к практике «выдаивания», а не
«построения» своих активов. Необходимо сознательное
влияние на качество выполняемой вами работы, и опыт, который вы
накап¬ливаете, продолжают строить вашу карьеру.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ
Поскольку построение ваших активов — это построение
долгосрочной карьеры, то лучше вам самим взять на себя
ответственность за весь этот процесс. Не ждите, пока ваша
ком¬пания станет заботиться о балансе Ваших активов.
Воз¬можно, так оно и будет, но если нет — в ваших интересах
позаботиться об этом
самому. Но не менее важно и Самому трезво оценивать свой потенциал и
не тратить время на мнимые Активы.
Не тратьте время на совершенствование своих слабых сторон, лучше
совершенствуйте свои Сильные стороны! И постарайтесь их определить
сами!
УРОК ПЯТЫЙ
Увы не все, что ваша организация поручает вам делать, автоматически
влияет на увели¬чение ваших активов. Например, если вы уже
эксперт в какой-либо области, то велик шанс того, что именно к вам
обратятся в случае возникновения проблем на этом сегменте Если вы не
будете управлять своим активом, то его будут использовать другие,
безус¬ловно, вы должны быть хорошим работником, но так же должны
знать, что важно для вашего развития.
УРОК ШЕСТОЙ
Одна из самых больших ошибок, которые может допустить профессионал, -
недостаточное инвестирование времени в существующих клиентов.
Существующие клиенты могут с большей вероятностью принести вам новые
заказы, кроме того, такие заказы улучшат статьи вашего актива —
навыки и взаимоотношения.
Но для большинства профессионалов (включая меня самого) на¬личия
только технических навыков недостаточно. Надо наконец понять, что для
того, чтобы стать суперпрофессионалом в глазах клиентов, необходимо
развивать еще и навыки общения!
Профессионалы ценнее для клиента, если они помогают понять, а не
просто говорят, что нужно сделать. Это включает в себя необходимость
объяснения клиенту всех преимуществ и слабых мест решения той или
иной проблемы, свежего взгляда на проблему, объяснения клиенту всех
возможных вариантов разрешения задачи. Звучит просто, но на самом
деле это — навык, и на его приобретение нужно время. По
собственным наблюдениям знаю, что есть несколько непревзойденных
профессиона¬лов, другим же (включая меня самого) требуется
тренировка. Но не вы¬зывает сомнений, что ВСЕ ЦЕНЯТ эффективность
в этой области, и это открывает новые карьерные перспективы
Необходимо научится помогать организации находить компромиссы,
дип¬ломатично разрешать и смягчать конфликты внутри своей
компании. Повторюсь, эти навыки необходимы каждому профессионалу.
И эти навыки открывают двери к Командной работе.
Современное развитие техники и технологий привело к невозможности
решения комплексных задач одиночками. Наиболее эффективна работа не
группы сильных Индивидуально профессионалов, а работа группы
профессионалов в Коллективе, и как апогей эффективности: работа
самообучаемого Коллектива.
Того кто хоть раз работал в такой команде, не оставит никогда кайф от
собственно развития в таком коллективе и кайф от достижения
неожиданных и поразительных результатов от такой работы.
Везунчики из нас в тот или иной момент оказывались частью
великолепной «команды», группы людей, которые действовали
очень необычно: они доверяли друг другу, объединяли свои силы и
компенсировали слабости друг друга; у которых была общая цель, более
достойная, чем у каждого в отдельности, и они добивались ВМЕСТЕ
ПОРАЗИТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
К сожалению , одна из особенностей нашего общества, взаимная
подозрительность и не здоровый индивидуализм, изоляционистская
политика одиночек в работе, плодящая «людей островов».
ЧеловекОстров – это профессионал , но не имеющий развитого
интерфейса второй группы Активов, либо имеющий его в крайне
ограниченном виде.
Из таких людей практически не возможно сформировать самообучающийся
коллектив, следовательно нельзя достичь высшей эффективности в
работе, не смотря на их высокий личный профессионализм.
Доверие и нацеленность на эффективное достижение результата работы,
без отстаивания личных привилегий и мелочных разборок «кто
виноват», без перевода стрелок в мелких неудачах , без боязни
взять на себя ответственность.
Как Эффективно строить Активы???
Все просто. Пять принципов! Каждый из них возник самостоятельно, но
только они применяемые все вместе дают удивительную силу, способны
дополнять и усиливать друг друга.
1. Системное мышление
2. Мастерство
3. Интеллектуальные модели
4. Общее видение
5. Групповое обучение
1. Системное мыщление
Небо затягивается тучами, темнеет, поднимается ветер и мы знаем что
скоро пойдет дождь. Мы знаем что после бури дождевая вода впитается в
землю а утром небо прояснится. Все эти события разделены во времени,
но все они взаимосвязаны. Они влияют друг на друга, хотя это влияние
скрыто от наших глаз. Дождь и бурю можно понять только как целое, но
никак по раздельным фрагментам.
Бизнес так же представляет собой целую систему. Здесь так же
присутствуют невидимые взаимозависимости, которые порой только с
годами раскрываются полностью. Так как мы сами находимся внутри этого
процесса нам вдвойне трудно увидеть изменения в его целом. Вместо
этого мы часто приковываем внимание к отдельным частям системы и
потом изумляемся что нам не удается разрешить наши глубочайшие
проблемы.
Системное мышление представляет собой совокупность развитых за
последние 50 лет знаний и инструментов, которые предназначены для
более легкого восприятия целостности явлений, что должно помочь в
достижении изменений.
Эти инструменты сформировались недавно и основываются они на
интуитивном мировозрении , свойственном каждому человеку. Опыт
показывает что дети овладевают этим подходом к миру с большой
легкостью.
Например. Мечта, не опирающаяся на системное мышление, может дать
только радужные картины будущего успеха, но не понимание того, какие
силы способны обеспечить нам переход в такое будущее.
2. Мастерство( в совершенствовании личности)
Обычно о мастерстве вспоминают когда хотят сказать что кто-то
научился господствовать над вещами и людьми.
Это ремесленничество. Люди с высоким уровнем личного мастерства
способны последовательно добиваться результатов, наиболее значимых и
желанных для них.
В сущности, они подходят к собственной жизни как художник к своему
произведению.
Поэтому главная черта их жизни- НЕУСТАННОЕ УЧЕНИЧЕСТВО, ПОСТОЯННОЕ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.
Личное мастерство – это дисциплина, заключающаяся в непрерывном
прояснении и углублении личного видения, в сосредоточении нашей
энергии, в воспитании ТЕРПЕНИЯ И умения ОБЪЕКТИВНО смотреть на
вещи.
Приверженность организации к обучению не может быть большей чем у ее
членов.
Поразительно малое число взрослых работает над совершенствованием
своей личности.
Большинство на вопрос, чего бы они хотели от своей жизни отвечают о
вещах о которых они хотели бы избавиться (теща чтоб скорее домой
уехала) или «я мечтаю избавиться от … проблем»
Но дисциплина совершенствования личности, напротив, начинается с
выяснения того что нам действительно дорого. Ведь только это дает
возможность посвятить жизнь высшим притязаниям своего
«Я».
3.Интеллектуальные модели
- это таящиеся глубоко в сознании предположения , обобщения или даже
картинки или образы которые влияют на наше понимание мира и
выбираемый нами способ действия. Мы часто их не осознаем, но они
определяют наши действия.
- Многие идеи относительно новых рынков или устаревших подходов к
организации не реализуются на практике потому что они противоречат
неявно осознаваемым, глубоко укорененным в сознании интеллектуальным
моделям.
- Работа с ними начинается с пристального заглядывания в себя. Нужно
научится выводить их на поверхность, наружу, чтобы сделать доступными
для внимательного изучения и изменения.
- Сюда входят и способности вести споры и дискуссии, сочетающие
критический анализ и защиту. Дающие возможность ознакомится с
собственным мышлением и открыть его для влияния извне.
- Понятия Морали и Нравственности ( и отличия их друг от друга)
4. Общее ВИДЕНИЕ
Если и существует Идея которая тысячелетиями вдохновляла лидеров
– то это убежденность что нужна и возможна общая для всех
картина будущего, к которому мы стремимся . Трудно вообразить
организацию, сумевшую достичь чего либо стоящего, не имея глубоко
понятой всеми сотрудниками, целей, ценностей и сознания долга.
Поляроид – это мгновенное фото
Форд – личная машина для миллионов
Эплл- массовый персональный компьютер
Все эти корпорации очень не похожи друг на друга, но каждая из них
сумела сплотить людей вокруг идеи общего дела и чувства общей
судьбы.
Если есть общее видение, а не просто личные представления, люди
учатся и обретают особые достоинства не потому что им так велели а
потому что им так хочется , что качественнее!
У многих лидеров есть свое личное видение, которое так и никогда не
становится общим достоянием, способным воодушевить организацию!
Часто общее видение становится следствием харизмы лидера или
кризиса.
Чтобы установить и поддерживать общее видение, важно делать зримыми
общие картинки будущего.
6. Групповое обучение
Известны поразительные примеры того как общий интеллект команды
оказывался выше чем у каждого из ее членов, так что в итоге возникают
сверхобычные способности осуществлять координированные действия. (что
где когда) Если такая команда действительно способна учится, она не
только достигает великолепных результатов. Но и члены команды
демонстрируют более высокий рост, чем в любых других
обстоятельствах.
Командное обучение начинается с диалога, с отбрасывания штампов и
предрассудков, что открывает путь к «совместному»
мышлению.
Греческое слово «dia- logos» означает свободный обмен
мнениями в группе, что приводит к прозрениям, недоступным для
отдельных членов групппы. ( прошу не путать с дискуссией- которая
является однокоренным словом с перкьюшен и конкьюшен – те
ломать, ударять, что буквально означает борьбу идей, в которой
победитель получает все)
Дисциплина организации диалогов предполагает умение опознавать те
особенности общения в группе, которые могут подорвать способность
учится. Так как в групповых действиях часто есть тяга к
оборонительным действиям.
Если это инстиктивное стремление не устранить , оно резко снизит
способность учится. Но если его удастся творчески преодолеть –
эта способность резко возрастет!!!!
Групповое обучение – дело жизни и смерти, потому что в
современной организации единицей, которая действует и учится,
является не отдельный человек, а группа. Если группы не способны
учится, этого не сможет и организация в целом .
Итог:
Нужно всю жизнь учится строить свои Активы. Вся жизнь уходит на
развитие мастерства, и нельзя достичь состояния «дальше
некуда».
Нельзя сказать о себе: « я просвещенный человек».
Чем больше человек учится, тем острее в нем сознание собственной
невежественности. Так и компании недопустимо
«совершенство» как постоянное неотъемлемое свойство.
Она всегда в движении – вверх или вниз, к расцвету или к
упадку.
(c)malik Hatajaev