chron
18:16 27-09-2006 А-НЗ. Часть 2. Глава 3. Окружающая пятница
Как бы язвительно Федор Михайлович не относился к идее влияния "среды" на поступки человека, идея эта верна, хоть отчасти. Что есть воспитание как не влияние окружающих – родителей, нянек, учителей? Что есть личность человеческая как не злак, заботливо взращенный этой средой? Потом уж, с течением времени, личность оказывается все более способной противостоять этому самому окружению (или не оказывается – тут уж как пойдет), и все большую ответственность в принятии решений и совершении поступков следует класть (кладать? ложи'ть? ло'жить?) на собственно человека. Бо голова для чего-то помимо ношения причесок и шляп да получения пищи и информации нужна ведь.
Но голова эта по-прежнему живет и работает в конкретном обществе. И императивы этого общества, парадигмы его вбиты в каждого конкретного современника. И поступает этот современник все равно согласно с этими императивами-парадигмами, сознательно ли, или бессознательно. Вот, например, товарищ князь Волконский из "Униженных и оскорбленных". В наше просвещенное время идеи его воспринялись бы вполне нормально, и чувствовал бы он себя хорошо, если б сегодня жил. А тогда – тогда другой, совершенно другой была мораль/нравственность, что и сделало из него такого монстра, гнусного и гадкого. И что из этого получилось.
Иметь остров и жить там в одиночку, ни от кого не завися – всего лишь мечта. Несбыточная. И хорошо, что так.