Neho
10:00 10-10-2006 День одиннадцатый. Афины
18.09.06 Понедельник
Разбудило нас афинское утро уличным шумом. Намеченная поездка в Дельфы не состоялась поскольку расписание местных автобусов не стыковалось с нашими планами, а выехать туда из Мэтэора не получилось. Поэтому весь день до отправления парома был посвящен пешей прогулке по Афинам.
В столице проживает около 4 миллионов человек (вместе с пригородами и эмигрантами), но центр города оказался не таким большим как мы ожидали. Кварталы Афин небольшие, а центральная улица – Панепистимиу (Университетская, она же – Венизелоса) по ширине такая же как Владимирская в Киеве. Транспорта очень много. Особенно такси, мотоциклов и мотороллеров. Также как и на Крите, это – любимые средства передвижения местного населения. Впрочем, и машин тоже хватает. Есть троллейбусы, в которых установление дополнительно дизельные двигатели. Это позволяет при поломке электропривода избежать пробок на узких улицах. Особо выделяются трамваи. Даже среди привычного глазу разнообразия современных авто дизайн этого вида транспорта довольно футуристический. Обтекаемые формы, плавные и вытянутые линии (хотя разгонятся трамваю тут особо негде). Такси в Греции – это сплошь мерседесы и тойоты более-менее последних марок. На таких машинах у нас ездят пидпанки и некоторые паны. Проезд на Крите стоит 1 евро за 1 км. В Афинах расценки дешевле. Настоящее греческое название города -Афина. Именно в женском роде оно звучит по-гречески.
Экскурсию мы решили устроить пешую. Благо- расстояния позволяют. Итак, с площади Карасскаки, где находился наш отель, выдвигаемся по ул. Св.Константина к площади Омония. Там, среди разноязыкого шума и гама, в киоске покупаем городскую карту. Здесь (а потом и везде в городе) с удивлением увидели в свободной продаже эротические календари и видео. И не только эротику - порно также можно без проблем купить в киоске или супермаркете По-видимому, у греков с общественной моралью проблем нет. Далее по проспекту Панепестимиу идем к площади Синтагма (Конституции). Эта площадь и прилегающие кварталы считаются самым респектабельным районом столицы. Здесь, на площади, расположено здание Парламента (бывший королевский дворец) и гостиница «Великобритания». По пути к Синтагма проходим мимо ансамбля из трех зданий – Национальной библиотеки, Университета и Академии. Все они были построены в эллинистическом стиле немецкими архитекторами, приглашенными для этой работы последним греческим королем Оттоном 1. Ансамбль был полностью закончен в 1902г. Наиболее «греческой» в классическом понимании выглядит Библиотека. Академи украшена огромными статуями Афины и Аполлона, а также Платона и Сократа, сидящих в мраморных креслах. Кстати, в Афинах очень много мрамора в постройках. Недалеко от столицы находятся мраморные разработки – на горе Пенделикон. Белый мрамор оттуда со временем приобретает золотистый оттенок. Интересным есть и тот факт, что в Греции вузы пользуются определенным иммунитетом. Полиции и армии запрещен вход за ограду вуза что бы там не происходило. Этот закон был нарушен только однажды – во время восстания в Политехническом институте.
За Академией высится громада католического собора св.Дионисия. Далее по Панепестимиу – дом Шлимана, археолога раскопавшего Трою. Внутри своего дома Шлиман воспроизвел обстановку троянского царского дворца. Говорят, что особенно красивы мозаики. Сейчас здесь размещен музей нумизматики. К сожалению, попасть внутрь нам не удалось – был выходной день.
На площади Синтагма перед Парламентом находится барельеф – памятник погибшим в разных войнах греческим солдатам. Мраморный мертвый эллин в боевом снаряжении окружен надписями – названиями мест, где воевали греки, а также цитаты из речи Перикла. У барельефа – почетный караул из двух гвардейцев -эвзонов. Мы как раз застали момент смены караула. Занимательное зрелище. Форма эвзонов и нарядная и смешная – особенно деревянные туфли со стальным подбоем и меховыми помпонами. За этим зрелищем наблюдало много японских туристов. Они очень мешали фотографировать, так что нам с Лешкой уже хотелось перебить половину японского населения, чтобы получить свободный доступ для фотографирования В центре площади прекрасно себя чувствует стая голубей, они совсем не боятся человека. Само же здание Парламента показалось мне скучноватым.
Синтагма – это парадная площадь Афин. Но хоть в путеводителе и написано о фешенебельных магазинах на площади, все-таки мне показалось, что Большая Васильковская в Киеве по уровню и разнообразию магазинов , кафе и ресторанов даст сто очков вперед не только Синтагме, но и самим Афинам
После фотосессии на смене почетного караула эвзонов мы неспеша отправились в Национальный сад. Он был разбит по приказу королевы Амалии. Растения сюда свозили со всего мира. Это настоящий оазис в жарком и душном городе. Здесь множество огромных сосен, кипарисов и пальм. Попадаются маленькие фонтаны и пруды, вокруг которых отдыхают афиняне. В южной части сада – громадина дворца Заппиона. Его появлению греки обязаны заказу первых новогреческих олигархов – братье Заппас. Здание ничем особо непримечательное, сейчас здесь располагается пресс-центр правительства страны. Перед дворцом- отличный парк с большим фонтаном. В Национальном саду есть и мини-зоопарк, хотя самые колоритные его экспонаты расселились по всему саду – это дикие коты и не менее дикие черепахи Одну из черепах я поймал среди обломков мраморных колонн (для фото, конечно) На дорожках сада мы обратили внимание на кладку из мелких камушков. Такие же дорожки были и в древнем Лато. Очень экономная и практичная техника. Хорошо, что люди ее не забыли.
Из сада, от дворца Заппиона через проспект королевы Амалии мы отправились в далекую древнюю эпоху, к совсем другому зданию…
Храм Зевса Олимпийского. Даже то, что от него осталось захватывает и оглушает! Сегодня только 15 из 104 его семнадцатиметровых колонн уцелели. Рядом с ними чувствуешь себя песчинкой рядом с этой самой большой античной постройкой в Греции! К счастью, туристов здесь было мало. Входные билеты мы купили за 12 евро (они дают возможность в течение дня посещать все наиболее значимые памятники древности в городе). Тишина и солнце, теряющееся среди резных капителей колонн, настраивали на философское настроение. Наверное тысячи людей до меня чувствовали то же самое. Сейчас там, наверху, среди балок перекрытий живут суетливые сороки. Ничто не напоминает о том, что храм строился 650 лет! И только римскому императору Адриану. Большому поклоннику греческой культуры, удалось поставить точку в вековой истории строительства. При нем в храме стояли золотые инкрустированные слоновой костью статуи Зевса и самого Адриана (причем статуя императора была выше). Понятно, что задолго до 21 века они исчезли
Очень жаль, что храм обнесен ограждением. Так хотелось бы прикоснуться к теплому мрамору, постараться среди колонн услышать шум тех – древних Афин, узнать что и кого видели эти камни.. Вокруг колоннады сохранились остатки построек римского периода – святилища, бани.
К западу от храма отлично сохранилась арка Адриана. Она вместе с несуществующей уже стеной отделяла старые Афины - город Тесея от нового – города Адриана, выстроенного во время правления этого императора. Об этом событии Адриан не забыл напомнить потомкам в надписи на арке. В наше время эта легкая и ажурная арка стоит на самом краю шумной улицы – проспекта Амалиас, как и века до этого охраняя подходы к храму Зевса от суеты города. Отсюда мы впервые в жизни увидели Акрополь..
Переходим на другую сторону проспекта через сплошной поток машин. И попадаем в Плаку – старый афинский район. Еще в древности здесь кипела торговля. Попадая в ее узенькие но полные жизни улицы, забываешь, что рядом бурлит котел миллионного города. Долго бродим по этому лабиринту. Множество туристических лавок, ресторанчиков, памятников старины, церквей на совсем игрушечных улочках Адриану и Кидатенион. Стои свернуть за угол – на Триподон, Лисиу или Клепсидрас – попадаешь в уютные жилые районы. Тут 3-4-х этажные домики тесно жмутся друг к другу. Живые цветы на подоконниках, балконах и прямо на улице у входа, и вездесущие коты Кажется, что за тысячелетия здесь ничего не изменилось. За каждым поворотом – неожиданные сюрпризы. По всей Плаке разбросаны кафе – от респектабельных и дорогих для туристов до простых афинских таверн. Их столики и стулья – прямо на улицах. Иногда посетителям приходится пододвигаться, чтобы проехало авто. Атмосфера торга, повседневных забот и разговоров с соедями. Все как и в древности. Здесь мало что изменилось в укладе жизни. А над всей этой толчеей высится огромная скала Акрополя!
По улице Клепсидрас мы отправляемся к Римской агоре. Среди мрамора колонн, древних лавок и мраморной же центральной площади высится античная двенадцатиметровая Башня ветров. Она стоит на возвышении и отделена от римского торга коллонадой. Построена она в 40 г. до нашей эры сирийским архитектором. Вверху, на каждой из восьми граней башни – барельеф с изображениями двенадцати ветров из греческой мифологии. Каждый из них символизирует определенную сторону света. Среди них мы узнали Зефира, Борея, Нота и других персонажей мифов. Черепица башни как и она сама из пенделикийского мрамора. Внутри башни когда-то действовали центральные афинские водяные часы – клепсидра, а на стенах были устроены часы солнечные. Башни ветров почти не коснулось дыхание времени, она отлично сохранилась. За ней – гранатовое дерево.
На Римской агоре сохранились остатки римских общественных туалетов Прекрасно узнаваемы мраморный пол, «унитазы» и система канализации с проточной водой. Теперь это все под открытым небом, но в римские времена было прикрыто мраморными стенами и крышей.
Рядом -кирпичное медресе времен турецкой оккупации. Вообще-то в Греции все эпохи рядом. Это как срез истории, долгие века взлетов и падений на одной площадке. Такого калейдоскопа я не встречал в других странах. От Древней Греции до Рима, от Византии до Османской империи – всего пара шагов! Голова просто идет кругом!
Из Римской агоры – снова в кутерьму Плаки. Около полутора часов мы бродили по окрестностям, осматривая город и церкви по пути. Их в Афинах, как и на Крите, очень много. Просто удивительно как на маленьком клочке земли можно было построить столько храмов. Большинство из них построены еще в Византийскую эпоху в 11-14 веках. Они довольно скромные по размерам, но ведь суть не в этом. В Греции есть интересный обычай - в церкви у икон множество деревянных или металлических табличек с изображениями людей или частей человеческого тела. Так люди благодарят высшие силы за исцеление. На Плаке мы побывали в церкви св.Георгия, св.Николая, в англиканской церкви и в церкви св.Троицы (русской).
На площади Лисистрата сохранилась часть античной улицы Триподов. Трипод – ваза на треножнике, которая вручалась победителям театральных состязаний. На этой улице их и устанавливали. Здесь же сохранилась шестиметровая ротонда. Ее установил меценат Лисистрат в 334 г. до н.э. в честь победы спонсированного им спектакля в «дионисиях» (театральных конкурсах). На ротонде прекрасно сохранились барельефы – сцены с участием бога Диониса. В средние века в ротонде находилась библиотека монастыря капуцинов. Это спасло строение от вывоза в Англию. Говорят, что именно в этой ротонде Байрон написал своего «Чайльд Гарольда».
В самый разгар дня наконец-то начинаем подниматься к Акрополю. Хорошо, что нам как и в Мэтэора повезло с погодой – было обоачно. Иначе в два часа дня мы бы спеклись заживо По пешеходной улочке вдоль северного склона подходим к Пропилеям.
Пропилеи – западный парадный вход в Акрополь.
Скалу Акрополя я бы сравнил с теми же скалами Мэтэора, она такая же огромная. Вытянута с востока на запад. Основу ее составляет розоватый гранит. Снизу видна только стена Акрополя, но и от нее веет чем-то величественным и неприступным, чем-то близким к Небесам. Это как предвкушение чуда, ждущего тебя за подъемом по ступеням.
Перед подъемом мы как-то спонтанно забрели на южный склон Акрополя. И не зря. Первым по пути нас здесь ждал Одеон Герода Аттика (Иродион). Герод в сове время был крупным чиновником Римской империи и страстным патриотом Афин. На свои средства он и выстроил этот театр. Несмотря на много веков, пролетевших с той поры, в Одеоне и сейчас дают представления как в старые времена. Все прекрасно сохранилось. Не хватает разве что статуй в нишах и старой мраморной облицовки. Древние скамьи заново отделаны мрамором, только арочную стены за сценой не тронули реставраторы.
Далее по склону мы наткнулись на руины храма Асклепия. Здесь полным ходом идут реставрационные работы, пыль и шум от распиливания мраморных глыб. В целом у современных мастеров получается не хуже их античных предшественников. Но они работают уже по готовому проекту . Через несколько десятков шагов на восток открывается огромная чаша театра Диониса, созданного древними. Вмещал он 1700 зрителей, а ряды мраморных сидений поднимались к самой стене Акрополя. Мы же увидели только нижние ряды и остатки сцены. На мраморных сидениях сохранились высеченные в камне имена их владельцев, среди которых и император Адриан. С эпохи правления Нерона в театре сохранился фриз вдоль сцены – игры сатиров.
Над театром Диониса – в скале Акрополя – священная пещера Диониса. Сейчас там устанолено много техники и ведутся археологические работы. У пещеры, на склоне как стволы умерших сказочных деревьев стоят две высокие белые колонны. Капители их кажется сравнялись с высотой самой скалы. Это – тоже дань театральному искусству. Их установили меценаты в честь побед на театральных дионисиях. Мало кто из туристов заглядывает на этот склон. Можно спокойно побродить среди руин, посидеть на древних скамьях театра и насладиться спектаклем внизу – суетой современных Афин…
Но все же пора наверх. Возвращаемся по тропинке к Пропилеям. Да! Древние умели строить! Пропилеи – как вход на Небо! Огромные и в то же время легкие и воздушные. Беломраморная лестница ведет к колоннаде. Два портика по обеим сторонам ступеней. Правый – храм Ники, богини победы. Увы, но статуи богини мы не увидели, да и сам храм почти скрыт строительными лесами. Но даже среди толпы туристов не пропадает ощущение торжества и радости. Подходим к колоннаде, она как лес из белых стволов с кронами-капителями наверху. Колонны сменяют друг друга, ряд за рядом. В античные времена этот лес был накрыт мраморными плитами с золотыми небесными звездами. Проход был закрыт огромными дверями для богов и меньшими – для людей. Теперь же солнце, ветер и люди свободно гуляют между этими исполинами.
Вот наконец и последний ряд, а дальше – другой мир! Парфенон! Строгое четкое каре огромных колонн!!! Храм плывет в небе! Это поэзия в камне! Его нужно увидеть! Даже не читая ничего о Древней Греции, можно полюбить эту страну сразу, увидев дом Афины… Мы подходим к этому творению гениального человеческого разума по глянцевому от солнца, ветра и миллионов человеческих ног граниту. Архитектор Перикл рассчитал все до мелочей. Даже сама скала Акрополя была достроена, чтобы храм открывался зрителю в самом впечатляющем ракурсе – углом. Отсюда он кажется парящим над городом кораблем! Что-то очень глубоко забытое роднит его с египетскими храмами. Но в Египте поражали объемом и размерами, а здесь – точным расчетом. Главным принципом строительства Парфенона стала «золотая пропорция» 9:4. Кроме того, архитектор не оставил в этом шедевре ни одной прямой линии – контуры храма вогнуты слегка к его центру, а все колонны наклонены внутрь. Благодаря этому незаметны искажения перспективы. Действительно – торжество разума!
До 1687 года храм Афины простоял почти невредимым. За долгую историю ему пришлось побывать и византийским собором, и католической церковью, мечетью и гаремом турецкого паши. Но при осаде венецианцами Афин, полководец Морозини не долго думая, приказал стрелять по храму – в нем был расположен турецких пороховой склад. Одно из ядер достигло цели и половина Парфенона взлетела на воздух. По всей видимости, реставраторы решили отстроить храм заново. Шум работ, техника, рабочие – вот что мы увидели вокруг этого чуда. Может быть, это и к лучшему и через несколько лет удастся вернуть времена Перикла…
Я думаю у многих, как и у меня, этот храм в сознании остается бело-золотистым. А ведь почти весь он, фризы и статуи, были разрисованы яркими красками! Об этом можно сегодня судить по совсем малочисленным фрагментам в музее Акрополя, который находится за Парфеноном. За музеем, на восточной оконечности скалы, - древний алтарь для жертвоприношений.
Слева от Парфенона – намного меньший, но не менее красивый и утонченный храм Эрехтейон. В античный период от Пропилей он был закрыт девятиметровой бронзовой статуей Афины. По стилю строительства Эрехтейон относят уже к совсем другой эпохе – эллинизму. Храм асимметричен в плане и объединяет три храма-портика. Это храм Афины Градохранительницы, храм Посейдона и могила двух мифических царей Эрехтея и Кекропа. Именно этот последний портик можно часто видеть в СМИ. Его поддерживают шесть женских фигур – кариатид работы Фидия. Среди этих статуй нет ни одной одинаковой. Оригиналы кариатид выставлены в музее Акрополя, а в храме их заменили копиями. По сравнению с Парфеноном Эрехтейон кажется маленькой беседкой, но и в нем много света и легкости. Очень красивы кессонные потолки в портиках и резные двери. Кстати, в храме Посейдона в полу до сих пор сохранился след от удара трезубца бога. Из расщелины тогда забил соленый источник. Афина же предложила афинянам оливковое дерево, чем и выиграла состязание за обладание Аттикой. Олива, подаренная богиней, растет здесь же - рядом с храмом (не оригинал, конечно. Нынешнее дерево посажено последним королем Греции).
Музей Акрополя маленький, но очень интересный. Вход в него охраняет большая каменная сова – символ мудрости, птица Афины. Очень много археологических ценностей Парфенона было вывезено в Англию лордом Элджином в период турецкой оккупации, находятся они в Британском музее. До сих пор Греция пытается вернуть их обратно.
Ходим по гранитной площади Акрополя. Жара, толпы людей, шум реставрационных работ… Белые мраморные храмы смотрят на все это с усмешкой. Они уже столько такого пережили, как много изменилось вокруг них! Они еще многое увидят, ну а мы для них как птицы, проносящиеся мимо… Я же успел пропитаться этим духом вечности и спокойствия!
Превозмогая желание остаться здесь подольше, мы спускаемся вниз через Пропилеи. Наша следующая цель - Ареопаг, древняя скала суда на западном склоне. По легенде здесь состоялся первый в истории уголовный процесс – решался спор между Аресом и Посейдоном (отсюда и название – скала Ареса). С этой же скалы перед афинянами выступали философы. С этого же места проповедовал и апостол Павел. Его речь на древнегреческом высечена на бронзовой плите, которая укреплена в теле скалы. Мы с трудом забираемся на Ареопаг – гранит здесь также отполирован множеством человеческих ног.
Отсюда открывается вид на холм Филлопапа и Древнюю агору. На холме установлена ротонда – памятник Филлопапу, сирийскому принцу и римскому консулу, сосланному в Афины. На свои средства он очень много построил в городе). С этого холма Морозини и обстреливал Парфенон. Мы с Лешей, повторяя путь древних, спускаемся вниз через сосновую рощу по главной улице древних Афин – Панафинеону. Еще сохранились мраморные плиты, врытые в землю. Вот такая дорогая брусчатка . Улица приводит нас на Древнюю агору.
В этом древнем нижнем городе сохранились почти одни фундаменты судебных, военных и законодательных учреждений. Среди множества осколков былой славы на холме высится Тиссион - храм, посвященный Афине и Гефесту, украшенный барельефами со сценами жизни афинского царя Тесея. Он же и убил Минотавра на нашем острове Тиссион – самый хорошо сохранившийся античный храм в мире. Могу это засвидетельствовать
В парке вокруг храма можно отдохнуть, спрятаться от жары и понаблюдать за дикими черепахами. Что мы и сделали. Затем побродили по Агоре. Именно тут колыбель демократии. Древний сенат – Пританий, где сенаторов кормили за общественный счет. В здании Пританея приговорили к смерти Сократа. Множество названий на табличках заставляют всплыть в памяти воспоминания о прочитанных когда-то мифах и историях. На Агоре мы посетили Стою Аттола (крытую коллонаду). Ее как подарок Греции в 1950 году реставрировали и восстановили американцы. При древних это были торговые ряды, а теперь – музей Агоры.
Но нам уже пора, время не ждет. Забираем вещи из камеры хранения и отправляемся обратно в Плаку. На площади Лисикрата обедаем в ресторане «Диоген». Тушеный ягненок отлично идет с охлажденным вином. После – кофе по-гречески, метрио. Из ресторана навещаем нашего турагента в Афинах –Надю и рассчитываемся с ней за ночлег в отеле (по-моему, этого можно было и не делать , но воспитание не позволило). Последний пункт нашей программы – археологический музей. Идем пешком по знакомым уже улицам, без труда находим дорогу. Как-будто в родном городе
Об экспозиции музея можно рассказывать очень долго. Я же расскажу о самых ярких своих впечатлениях. Прежде всего – скульптуры. В бело-красных залах можно увидеть, как от подражания египетским образцам мастера постепенно приходят к своему удивительно тонкому пониманию и изображению человека. Чего только стоят бронзовые Посейдон и Парис, мальчик мчащийся на коне! Каждый мускул, каждая черта лица переданы с удивительной точностью! 42 зала скульптур! Среди экспонатов римского периода – парадная бронзовая статуя императора Августа, маленькая низколобая голова на торсе греческого атлета. В этом же музее мы увидели знаменитую антикифору (прибор для навигации и вычислений, найденный на дне моря)и ее современную реконструкцию. В отдельных залах – золото Микен, керамика, фрески острова Санторини (по одной из версий – прообраза Атлантиды). На золотых и глиняных вазах и кубках с удивительным умением и любовью изображены жизнь людей и богов, лица и одежда, предметы быта. И это – искусство древних на заре цивилизации!
Выходим из музея уже вечером. Опускаются сумерки, город оживает, сиеста закончилась. Нам пора в порт. Сели в метро и на улице начался проливной дождь с грозой. Еду, смотрю в окно на струи дождя, огни и думаю о городе, где 21 век бок о бок живет с античностью. В Пиреосе под проливным дождем добегаем до портового автобуса, предварительно закупив пива в дорогу. Автобус довозит нас мокрых до парома и дождь почти тут же прекращается. Через час с небольшим Knossos Palace – родной брат Festosa - отдает швартовы и вместе с двумя другими критскими паромами выходит в море….Мне грустно, как всегда в такие моменты.
На берегу остается море огней, а за ними – тьма. Только зигзаги молний очерчивают контуры далеких гор Пинд. До свидания Пиреос, до свидания Афина!


на главную