Джей
17:51 26-08-2003
Читала стихотворение, не могла понять, почему оно не звучит, размер правильный, рифмы точные... потом поняла - смещены смысловые ударения.
Стала проверять на разных хороших стихах, и обнаружила, что:
у Гумилева ударения (слова, которые выделяются голосом при чтении) в основном ближе к началу строки.
Только змеи сбрасывают кожу,
Чтоб душа мудрела и росла...
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
...
Прекрасно в нас влюблённое вино,
И добрый хлеб, что в печь для нас садится...

У Ахматовой - то же наклон влево ( обратный? ) .
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.

У Маяковского - вправо.
Отечество славлю, которое есть,
Но трижды - которое будет!
Собственно, тут два ударения - на первое и на последнее слово каждой строки.
Вот у Пастернака чистый правый наклон, ударение на рифму:
Февраль! Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд!
...
В тот день всю тебя, от гребенок до ног,
Как трагик в провинции драму шекспирову...
...
О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют...

У Высоцкого, естественно, тоже вправо.
Здесь вам не равнина,
Здесь климат иной...

У Мандельштама - ударение распределяется между всеми словами. Эллин.
Только детские книги читать,
Только детские думы лелеять...

Не мучнистой бабочкою белой
Я Земле заемный прах верну...

Дано мне тело - что мне делать с ним...

Только вот, может, кто-то другие слова выделяют. И для него стихотворные почерки имеют другой наклон.
Комментарии:
Зереша
18:07 26-08-2003
Не очень понятны рассуждения. Как это ударение распределяется между словами????
d-r Hogart
18:13 26-08-2003
Однако... 8 лет пытаюсь писать стихи, но вот о таком не задумывался... Теперь понятно, например, почему Гумилев так отчетлив, Мандельштам так напевен, а Маяковский -- маршеподобен...
Джей
18:15 26-08-2003
Зереша
Выделенные в строчках слова - те, которые и при чтении вслух выделяются голосом, я это непонятно написала?
У Мандельштама не выделяется какое-то отдельное слово в строке, как у Пастернака, например. У Мандельштама все слова имеют одинаковый вес, строка звучит ровно, а у Пастернака в строке есть динамика, направленная к концу строки, и рифма у него - ударное слово.
Зереша
18:17 26-08-2003
Джей Совершенно не понятно. Почему с такими ударениями нельзя прочитать?
Только змеи сбрасывают кожу,
Чтоб душа мудрела и росла...
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
Джей
18:20 26-08-2003
Hogart
8 лет пытаюсь писать стихи
Я только читаю, но гораздо дольше. И тоже в голову не приходило.
Ланиста
18:20 26-08-2003
Читала стихотворение, не могла понять, почему оно не звучит
А какое, если не секрет? : )
Джей
18:24 26-08-2003
Зереша
Можно. Ударения - дело личное. Но например, в последней строчке явно самое смысловое слово - "души". А "не тела" - как противопоставление.
Смысл четверостишия в том, что у людей изменяется душа, (да и всё стихотворение об этом), а не в том, что люди не меняют тел.
Джей
18:25 26-08-2003
Ланиста
Мне оно не запомнилось.
d-r Hogart
18:33 26-08-2003
Джей эх, век живи, век учись... однова дураком помрешь... )))
Шмардак
21:45 26-08-2003
Зереша
"Ударение - акцент, выделение тех или иных единиц в речи с помощью фонетических средств. Обычно выделяются слоги, а также слова и словосочетания. Различаются словесное ударение, тактовое (синтагматическое) и фразовое У. Эти виды У. связаны с линейной структурой высказывания, членимого на определённые отрезки. Особый вид У.- логическое, связанное со смысловым подчёркиванием важнейшего слова предложения"
(с)БСЭ

Можно читать и с твоими ударениями, но это будет похоже на речь слабоумного.
guest
22:11 26-08-2003
Джей, Зереша: относительно ударений...похож на спор слепых, что есть слон...и каждый по-своему прав!
Мне чтение Джей...ближе
3sky
00:42 27-08-2003
Очень остроумно, на мой взгляд. Думал есть ли какая связь с размером стихосложения. Похоже чисто условно. Просто тот же анапест даёт большее поле для деятельности, а дактель - более императивен. Открывается смысл глубокой смысловой игры стиха. Ведь возможны варианты:

" Не отрекаются любя, ведь жизнь, кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя, а ты придёшь, совсем внезапно..."

или:

" Не отрекаются любя, ведь жизнь, кончается не завтра
Я перестану ждать тебя, а ты придешь, совсем внезапно..."

(Сорри, просто Шекспир со своим импульсивным анапестом - первое, что пришло в голову. Согласно нынешнему душевному состоянию))))))
Шмардак
01:24 27-08-2003
3sky
" Не отрекаются любя, ведь жизнь, кончается не завтра
Я перестану ждать тебя, а ты придешь, совсем внезапно..."

(Сорри, просто Шекспир со своим импульсивным анапестом - первое, что пришло в голову. Согласно нынешнему душевному состоянию))))))


у меня возникло несколько вопросов по цитате:
1) Причем тут Шекспир?
2) Причем тут анапест?

Может, я чего не понимаю?
Шмардак
01:35 27-08-2003
Я хотел сказать, что по моим данным авторами сего стиха значатся некие А.Минков и В.Тушнова, а написан он четырехстопным ямбом.

отредактировано: 27-08-2003 01:43 - Шмардак

Джей
08:23 27-08-2003
Шмардак
А что ты думаешь о премущественно правом наклоне строки у Пастернака? Совпадает с твоими наблюдениями? Причем они не всегда смысловые, но понятно, что читать надо именно так. Ему удается задать ритм стихотворения.
Я заметила у некоторых поэтов и ритмичные переходы, скажем, начало - середина, начало - середина. У Некрасова, например.
Шмардак
14:10 27-08-2003
Джей
не знаю... я плохо знаком со стихами Пастернака. Тут надо выявлять статистические закономерности
3sky
14:34 27-08-2003
Шмардак За Шекспира извиняюсь конечно, пьян был вчера с невероятного растройства... а
Джей
15:43 27-08-2003
Шмардак
А у Анненского?
ShadowInTheBrain
00:45 28-08-2003
А ко мне вот пристало "Бородино".
Все время невольно его про себя читаю, и никак не хочет отвязыватся.
А в ушах вой от залпов тысячи орудий
Джей
03:22 28-08-2003
И как по-твоему, в "Бородино" ударения в начале или в конце строчек?
В конце - рифмы, поэтому всегда есть некоторое естественное ударение. Но основное логическое - в начале, мне кажется.
Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
ShadowInTheBrain
23:49 28-08-2003
ну звуковое вроде в конце строчки идет.
Смысловое по разному мне каацца.
В первой строчке оно вроде в конце -"ведь недаром"
Джей
06:04 29-08-2003
ShadowInTheBrain
Пожалуй так. А ты много из него наизусть помнишь?