Nesta
00:32 19-01-2007 Курсовая готова.
На сей раз - история зарубежного кино. И, по традиции, вешаю сюда.
История зарубежного кино. Эволюция образа Чарли в фильмах Ч.Чаплина.


Чарли Чаплин – легендарный актёр и режиссёр, одна из самых видных фигур в кинематографе. У любого человека это имя ассоциируется с кино вообще. Чарли стал его олицетворением, символом, легендой... Но он - живая легенда. Его фильмы, снятые почти в начале века, мы смотрим до сих пор. В чем же секрет бесконечности царствования героя Чарли на экране? Возможно, в том, что его создатель был необыкновенным художником. Он был актером, сценаристом, режиссером, он даже сочинял музыку к своим поздним фильмам. В актерское искусство Чаплина тесно вплетались клоунада, пантомима, цирк. Он умел смешить зрителя своим образом как никто другой, но при этом обладал еще необыкновенной особенностью - он вызывал не только смех, но и слезы, люди плакали на его картинах. Чаплин создал свой, особый мир на экране и своего, особого героя, которому никогда не везло, который терял даже то немногое, что имел. У его фильмов никогда не было конца - его Чарли просто удалялся от нас по пустынной дороге, уходя в темноту кадра. И в каждом следующем фильме мы вновь встречались с ним и смотрели продолжение смешной и одновременно грустной истории маленького, забавного человека по имени Чарли...
Но что могло так повлиять на рождение настолько запоминающегося образа? Во-первых, сам склад личности Чаплина.
Детство Чаплин провел в убогих комнатах самых бедных домов и в сиротских приютах. Он так никогда до конца и не был уверен, кто его настоящий отец. Муж его матери, певец Чарльз Чаплин, рано оставил семью и умер от алкоголизма в 1901 году. Его мать Ханна, актриса массовки, либо лежала в психиатрической клинике, либо только что из нее вышла. Чарли оставил школу в 10 лет. Мим и циркач, он тусовался среди артистов и пытался заработать деньги. Нищета пошла ему только на пользу. Именно она вдохнула в него идею костюма Бродяги. Игривая, творческая пародия на парадно-выходной костюм. Авторитетный взрослый, заново придуманный чистосердечным ребенком.
Чарли ушел из дома в шестнадцать лет и устроился работать в театре. Именно пережитое в годы «взросления» впоследствии легло в основу многих замечательных комедий.
В 1907 году его приняли в известную труппу пантомимы Ф.Карно. В ранних интервью Чаплин весьма романтично рассказывает о том, как его открыл Уильям Джексон, основатель труппы «Восемь ланкаширских парней». Тогда Чарли смутно представлял себе, что такое быть артистом, хотя отец и мать были годами связаны с мюзик-холлом. Но в то время все, что сулило работу и деньги, то есть давало возможность выбраться из скучной будничной жизни, пленяло Чаплина. И в результате уже через неделю он выступал в пригородных мюзик-холлах вместе с артистами варьете, известными под именем «Восемь ланкаширских парней».
В апреле 1910 году Карно предложил Чаплину главную роль в новом спектакле – «Бесстрашный Джимми, или Юный герой». Этот спектакль принес успех и Карно, и Чаплину. В йоркширской «Ивнинг пост» появилась такая заметка: «Восходящая звезда. Юноше в 21 год не так-то легко играть роли, создавшие Фреду Китчену славу, но Чарли Чаплин, сильно насмешивший публику свои бесстрашным Джимми в новом скетче Карно, прекрасно справился с этой задачей. Он честолюбив и усерден, он далеко пойдет... несмотря на молодость, у него уже есть опыт, и, как только он выходит на сцену в роли Джимми, зал хохочет, понимая, что перед ним прирожденный комик».
Сын актеров лондонского мюзик-холла Чарльз Чаплин попал в Голливуд, когда тот еще не обрел славы всемирной «фабрики грез». А произошло это в 1913 году, когда Чаплин, в совершенстве овладевший искусством пантомимы, акробатики и эквилибристики, во время гастролей в Штатах подписал контракт с кинокомпанией «Кистоун». Там он и стал делать свои первые шаги в кино под руководством Мака Сеннета.
В 1914 году Чаплин начал и режиссёрскую деятельность и впоследствии выступал главным образом в собственных фильмах как актёр, режиссёр, сценарист и зачастую композитор. Первым фильмом Чаплина стала комическая лента «Зарабатывая на жизнь» (1914). Это одна из лучших картин Кистоуна. Сюжет был сравнительно связным; снимали то в павильоне, то в садике соседнего дома, то на Глендейл - авеню. У Чаплина был серый цилиндр, клетчатый пиджак, стоячий воротничок, пестрый галстук, в глазу монокль и неожиданно длинные висячие усы угрюмого театрального злодея. Ничего общего с будущим образом Чарли. Первый чисто чаплинский трюк - когда он пренебрежительно отвергает деньги (слишком мало!) и тут же их хватает, пока приятель не передумал. Вместо благодарности щеголь решает отбить у благодетеля невесту и флиртует в саду и с нею, и с ее матерью. Кончается фильм погоней, дракой в дамской спальне и кульминационной сценой на паровозе идущего поезда.
Чаплин ненавидел этот фильм, он пришел в ярость, посмотрев его целиком и обнаружив, что Лерман вырезал или исковеркал удачные трюки, которые он исполнил. Конечно, фильм был слабоват - как почти все, созданное в "Кистоуне". Но Чаплин не стыдился своего первого фильма. Чаплин сумел показать, что он сложившийся и сильный актер, чей персонаж последовательней в своих безобидных и веселых проделках, чем было принято на студии. Используя приёмы гротеска и пародии, обращаясь к выразительным средствам пантомимы, народного театра, мюзик-холла, цирка, Чаплин активно искал черты своей (впоследствии ставшей знаменитой) маски бродяги-Чарли, постепенно усиливая трагикомический характер этого образа.
Именно в фильме «Детские автогонки в Венеции» (1914) он впервые появился в своем вскоре ставшем для него традиционном облике. Чаплин придумал костюм и грим, которые позже легко узнавали всюду.
Исполняя роли хлыщеватых мерзавцев в лентах того периода, Чарли присматривался к работе сеннетовских режиссеров, анализируя характерные черты американской комической школы и системы комедийных масок, основанных на несоответствии жизненной роли персонажа и его внешности. Костюм Бродяги за свою двадцатидвухлетнюю жизнь практически не менялся, видимо, появился на свет сам собой. Согласно легенде, он родился дождливым днем в общей мужской гримерной, где Чаплин позаимствовал широченные брюки Фатти Арбакля, крохотный пиджак Чарлза Эйвери, огромные ботинки Форда Стерлинга, маленький котелок Арбаклева тестя и усы, предназначавшиеся для Мака Суэйна, которые Чаплин подстриг щеточкой. Но были и другие легенды возникновения костюма. Характерную походку Чаплин перенял у старика по прозвищу Чудила Бинкс: «Нос картошкой, сам скрюченный от ревматизма, ступни искалеченные, распухшие, а брюки - просто невообразимые! Наверно, они ему достались от какого-нибудь великана, сам он был маленький».
Появившись в 12 лентах, снятых под руководством Сеннета, в 1914-ом году Чаплин самостоятельно снимает комедию «Застигнутый дождем».В 1915 Чарльз Чаплин уходит в фирму «Эссеней», где в поставленных им по собственным сценариям фильмах постепенно возникает образ бродяги Чарли. Завоевав в комедиях Сеннета невиданную популярность, Чаплин не сразу преодолевает инерцию бездумной эксцентриады. Все же материал его лент приближается к реальной жизни, а условные персонажи приобретают черты реальных людей, переживающих подлинные радости и горести.
В фильмах «Бродяга» (1915), «Завербованный» (1915) и «Банк» (1915) новый внешний облик героя-оборванца соответствует его человеческой сущности и социальному положению - одинокого и беззащитного аутсайдера, отвергнутого миром.
В 1916 Чарльз Чаплин подписывает контракт с фирмой «Мьючуэл», обеспечив себе творческий контроль и право снимать не более 12 фильмов в год. В его картинах «Тихая улица» (1917), «Иммигрант» (1917) «Собачья жизнь» (1918), «На плечо» (1918) совершается эволюция образа маленького человека, олицетворяющего бесправный мир обездоленных, которому противостоят богатство, насилие и лицемерие современной цивилизации. В каждой новой работе Чарли Чаплина усиливается драматический конфликт между добром и злом, бедностью и богатством, справедливостью и «общественным порядком». Драматизм уравновешивает эксцентриаду, смеху сопутствуют слезы. Успехом пользовался теплый и человечный «Малыш» (1921), где вечный бродяга Чарли выступил в роли заботливого отца, приютившего брошенного родителями мальчика (Дж. Кутан).
Чаплин всегда стремился к полной независимости и в 1923 году основал «Чарльз С. Чаплин Филм Корпорейшен». Необходимость этого шага подтвердили проблемы с прокатом драмы «Парижанка» (1923), направленной против ханжества и аморальности консервативного общества. Едко сатиричен образ беглого каторжника, созданный им в «Пилигриме» (1923). Пародиен одинокий золотоискатель в «Золотой лихорадке» (1925), которому, как и положено в голливудских мелодрамах, в финале улыбнулась удача, приведя его «от лохмотьев к богатству». «Танец булочек» на вилках, который актер исполнял, сидя за столиком, пользовался таким огромным успехом, что в оригинальном варианте картины Чарли Чаплин повторил его дважды.
Вскоре после выхода в свет этой ленты, вошедшей в десятку лучших фильмов всех времен, разразился скандал, которых в чаплинской биографии было довольно много. Несмотря на небольшой рост и «немужественный» облик, Чарли Чаплин пользовался огромным успехом у женщин. К тому же падкая на сенсации пресса сознательно раздувала его любовные истории и крах законных браков. Первый шум она подняла при расставании актера с актрисой Милдред Гаррис. Но, получив крупное отступное, она отпустила его с миром. Развод же с матерью своих двух сыновей, бездарной статисткой Литой Грей, чуть не стоил актеру карьеры в кино.
В последующих фильмах Чарльза Чаплина 20-х годов, таких как «Золотая лихорадка» (1925) и «Цирк» (1928), его актерское мастерство и режиссерская постановка демонстрируют зрелый талант художника, подчинившего свой комедийный дар и выразительные возможности жанра высокой цели осмысления и выражения трагических конфликтов века материального прогресса и духовного одичания. В фильм «Цирк» Чаплин излил свою горечь, появившуюся у него после этой истории с прессой, где метафорическая сценка — маленькие злые обезьянки терзают идущего по канату Чарли — говорит о том, что актер не простил эту травлю американскому обществу. И хотя это был не лучший фильм Чаплина 20-х гг., он получил специального «Оскара» за «гениальность сценария, актерского мастерства, режиссуры и продюсерства».
Более глубокая трактовка образа Чарли создана актером и режиссером в лирической трагикомедии «Огни большого города».
Вершиной творчества Чарли Чаплина и найденного им стиля — переплетения причудливой эксцентрики, грустного лиризма и острой сатиры — стал его первый звуковой — только музыкальное сопровождение — фильм «Огни города» (1931, в нашем прокате — «Огни большого города»).В картине Чарли Чаплина отчётливо звучали социально-сатирические тенденции. Герой Чаплина, бродяга Чарли, воплощал мир бедняков, отвергнутых капиталистических обществом. Это последний немой фильм великого комика Чарли Чаплина, созданный уже после прихода в кинематограф звука. Этот немой фильм Чарли Чаплина – один из самых великих фильмов в истории кинематографа. Он волнует зрителей до сих пор. Многие придерживаются такого мнения, что «Огни..» не стали большой удачей Чаплина: он отошел от жанра чистой комедии и снял мелодраму, да еще с не очень счастливым концом. Но, посмотрев этот фильм однажды – уже никогда его не забудешь. Дело происходит во времена великой депрессии в Америке. Маленький бродяжка случайно видит на улице красивую цветочницу, но она слепая. Он знакомится с ней, а потом и влюбляется в нее. На свои последние гроши, он каждый раз покупает у нее цветок. Его сердце разрывается от жалости к ней, и он хочет раздобыть деньги на ее операцию. А девушка, в свою очередь, считает его своим благодетелем. Он пускается во все тяжкие и в итоге приносит нужную сумму. И вот, наконец, триумф справедливости – красавице вернулось зрение. Но ей и в голову не приходит, что болтающийся неподалеку маленький бродяга и есть ее благодетель. Она все ждет и ждет своего принца. Ее переполняет радость и надежда на скорую встречу, и от полноты своих чувств и из жалости – она протягивает Чарли цветок. Он, как всегда, пожимает руку девушки. И она узнает его. Если бы фильм делал кто-нибудь другой, то, наверное, получилась бы довольно ординарная мелодрама. Но Чаплин всё сделал по-своему. В фильме, где никто не говорит, а за кадром звучит лишь фоновая музыка (которую написал сам режиссер) он виртуозно выстроил визуальный ряд, где каждая сцена одновременно развивает действие и раскрывает характер главных героев. «Огни большого города» - очень тонкий фильм.
В фильме «Новые времена» (1935) углубились мотивы иллюзорности надежд, трагической бесплодности борьбы «маленького человека» против социальной несправедливости. Герой Чаплина, сталкивающийся с характерными для 30-х гг. проблемами жизни США безработицей, беспощадной эксплуатацией, недовольством людей, перерастающим в стихийный протест, утрачивает условность.
Снова эколиционировал образ Чарли в блистательном антифашистском фарсе «Великий диктатор» (1940), который сделал Чарли Чаплина персоной нон-грата в Германии. Здесь Чаплин предстает в двух образах – еврея-парикмахера и диктатора Хинкеля, даже внешне похожего на Гитлера. Картина взывала к человечности и к борьбе с насилием. Гитлера этот фильм сильно задел за то живое, что в нем было. С тех пор фашисты явственно узрели в лице Чарли еврейские черты. «Я не еврей, во мне нет ни капли еврейской крови. Но если бы я им был, то не подумал бы скрывать этот факт. Я бы гордился этим», - заявил в ответ Чаплин. «Великий диктатор», явился меткой сатирой на фашизм. Удивительна его пластика, особенно в сцене игры с глобусом. Этот политический памфлет ярко отразил гражданскую позицию своего создателя, талантливо, лишь ему присущими средствами, разоблачившего человеконенавистническую сущность фашизма. Премия нью-йоркских критиков за лучшую актерскую работу увенчала этот нелегкий, но столь необходимый в то время людям труд.
Политическая деятельность Чаплина в годы 2-й мировой войны 1939-1945 годов и его призывы к поддержке советского народа в войне против фашизма поставили Чаплина в ряды прогрессивных деятелей мировой культуры.
В 1947 году он поставил, по его мнению, один из самых блестящих своих фильмов – «Мсье Верду2, злую, едкую сатиру на окружающее общество. Этого Чарли простить не могли, и не потому ли к нему проявила интерес комиссия по расследованию антиамериканской деятельности. Словно вступив в диалог с недругами, Чаплин поместил в английском еженедельнике «Рейнольдс Ньюс» статью «Я объявляю войну Голливуду». В том же 47-м Чарли произнес: «Возможно, наступит время, когда Америка сочтет мое присутствие нежелательным...» Там он предстал перед зрителями уже не в образе Чарли. (В основу картины была положена реальная история француза Ландрю, убивавшего женщин ради наживы.) Здесь же этой истории был придан социальный подтекст: оставшийся без работы в годы кризиса банковский служащий таким оригинальным способом кормил свою семью. Необычность материала вызвала в США яростную кампанию против этой ленты, ее создателя снова упрекали во всех смертных грехах — политических и моральных.
Тогда он уехал из Америки, поселившись в Швейцарии вместе с Уной — дочерью знаменитого драматурга Юджина 0'Нила, на которой женился в 1943 г. после мирного развода с Полет, — и многочисленными детьми. Студию для съемок своих фильмов он арендовал в Англии.
В 1952 году, находясь с семьей на борту лайнера «Куинн Элизабет», Чаплин узнал из телеграммы о решении госдепартамента США. Ему было отказано во въезде в Штаты. Чаплин давно готовил себя к этому, но не думал, что удар будет таким сокрушительным.
Не так уж и удивительно, что в 52-м году на экраны вышла картина Чаплина «Огни рампы», которую многие назвали фильмом-прощанием. Лучшие сцены «Огней рампы» - сцены, в которых Чаплин показывал клоунов и актеров-комиков начала века. Этот фильм во многом автобиографичен. В нем снимались не только члены его семьи, но и многие сподвижники молодости, в частности, Бестер Китон и Эдна Первиэнс, постоянная партнерша Чаплина с 1915 по 1923 гг. — история последней любви клоуна Калверо. Внешне - мелодрама, а по сути - философская повесть о жизни и смерти, об искусстве, таланте и старости, картина сильно уступала его лучшим творениям, несмотря на то, что актер снова добился здесь удивительной смеси лиризма и комизма.
Следующий свой фильм он снял только в 1957, это был «Король в Нью-Йорке». Сюжет картины прост - крушение всех надежд и иллюзий приехавшего в Америку свергнутого с трона короля некой страны. По сути, великий актер и режиссер рассказал в этой картине свою собственную историю. Не смотря на великий замысел, эта картина не стала популярной, в отличие от его предыдущих работ, а образ разочаровавшегося короля был толком и не воспринят зрителями.
В 1966 году вышла последняя картина великого Чаплина - "Графиня из Гонконга". Главные роли в ней играли Марлон Брандо и Софи Лорен. Сам режиссер и актер сыграл крохотную роль, а в эпизодах появились его дети Джеральдина, Виктория и Майкл. Картина провалилась в прокате, и ее создатель, не сопротивляясь, навсегда распрощался с кино.
С 1952 года Чаплин с женой Уной и детьми жил в Швейцарии, в очень красивом поместье на берегу Женевского озера. С тех пор, как Чарли покинул кино, все его силы и внимание занимали семья, дети. Детей у Чаплина было много. Двоих, старших, ему родила актриса Лита Грей, а восьмерых - дочь американского драматурга Юджина О'Нила Уна (Уна и Чарли поженились в 43-м, и Уна была с ним до конца его дней). Почти все дети великого Чарли так или иначе связали свою судьбу с кинематографом, но самой знаменитой, вероятно, стала дочь Джеральдина. Именно ей довелось в 1992 году сыграть собственную бабушку, мать Чарли, в картине «Чаплин».
В 1952 году Америка отказалась от великого актера и режиссера. В 72-м, она решила примириться с гением, подарившим ей свои талант и славу. Американская киноакадемия наградила Чаплина специальным «Оскаром» за «неоценимые заслуги в области киноискусства». Он вернулся в Штаты за своим Оскаром. Там он получил дополнительный «Оскар» - самую долгую овацию в истории вручения этой награды. Политические убеждения Чаплина не имеют ничего общего с очарованием его фильмов. В конце «Огней большого города», когда героиня наконец видит мужчину, избавившего ее от слепоты, ее романтические мечты умирают. «Ты»- спрашивает она недоверчиво. «Я», - кивает Маленький Бродяга. Его лицо крупным планом. Лицо человека гордого, смущенного и преданного. Узнанного и нелюбимого... Речь - язык ненависти. Тишина - язык любви. Бродяга был немым не потому, что кино было немым, а потому что Чаплин так решил. Наверное, он пытался защитить нас от своих мыслей...Великий Чарли простил Америку и в свои 83 года отправился вместе с Уной за океан, чтобы получить золоченую статуэтку. Штаты устроили настоящий праздник по поводу его возвращения. "Они как дети, которых отшлепали, и которые извиняются за то, что нашалили", - произнес тогда уставший от многочисленных бурных изъявлений любви, но счастливый Чарли. Он и не надеялся, что когда-нибудь вернется. Но он вернулся, и его встречал Лос-Анджелес, пестревший огромными плакатами с надписью «Хэлло, Чарли!» А в вечер церемонии переполненный зал Линкольн-Центра приветствовал его мелодией из картины «Новые времена». Участники той церемонии вспоминали, что за несколько минут до получения премии он задремал в кресле, но когда ведущий объявил: «Чарли Чаплин!», великий актер мгновенно встрепенулся и бодрым шагом вышел на сцену... Принимая «Оскар», он сиял, как ребенок, и он чуть не плакал. Чарли был счастлив!
Его не стало 25 декабря 1977 года. Он умер в Швейцарии в окружении близких, и ему шел 89-й год. Вся его жизнь была полна необыкновенных историй, слухов и сплетен, созданных его образом бродяги, и даже смерть не положила им конец. Через три месяца после похорон гроб с телом Чаплина был похищен из могилы. Похитители требовали от семьи актера выкуп в 600 тысяч франков. Когда семья ответила отказом, за дело всерьез взялась полиция. Через полгода преступники были пойманы, а гроб с останками возвращен на место... Даже уйдя из жизни, Чарли своим образом озорного бродяги продолжал дарить кино сюжеты для фильмов...