Гхост
11:17 20-02-2007
Мама вчера писала статью.
Удивительная фотовыставка разместилась в Художественном музее на Софиевской. Ее авторы Игорь Поляков и Сергей Гевелюк запечатлели старинную «чугунную» Одессу.
– Этому проекту, – рассказал мне С. Гевелюк, – уж лет шесть, и называется он: «Одессе с любовью и надеждой». Мы задумали его вместе с начальником облуправления охраны объектов культурного наследия Натальей Штербуль, при поддержке директора Художественного музея Натальи Полищук. Провели уже несколько тематических фотовыставок, среди них – «Памяти Девушки с веслом»: снимки скульптуры сталинских времен; «Одесса, до и после: без комментариев» – новые и давние фотографии одних и тех же мест и сооружений. Фиксируем все самое интересное, что сохранилось в исторических частях города и составляет неповторимость Одессы.
…Снимки И.Полякова и С.Гевелюка – не просто документальная фотофиксация, а емкая, высокохудожественная, образная фотография, создающая пронзительно-ностальгическое настроение. Несчастная, обшарпанная Одесса предстает в сказочной, недосягаемой, манящей красоте. По признанию Сергея Гевелюка, иные коренные одесситы даже не узнали знакомые места и фрагменты, когда авторы снимков попытались поиграть со старожилами в «угадайку». Первоначально фотохудожники даже хотели назвать свою экспозицию как-нибудь вроде: «Да поднимите же голову!..».
– Эти решетки, – поясняет мне Гевелюк, – сняты в районе Нового рынка. Все это нами выхожено!.. Одесса оказалась, увы, исчерпаемым источником. На прошлой неделе сфотографировал я единственную сохранившуюся в городе афишную тумбу, ХIХ век, где? – правильно: на углу Греческой и Пушкинской. А ну, взбредет кому в голову снести?!
В Одессе, увлеченно рассказывает фотохудожник, обитает практически полный набор мифологических существ: грифоны, сфинксы, химеры, единороги и даже драконы: в лепнине, резьбе, металле. „Город пока еще жив: фантастический, мифологический. Я в нем родился, вырос и отдаю ему долг!”. Вот же они, грифоны: Екатерининская площадь, 5. И драконы, изрыгающие пламя: на кронштейнах двух единственных в Одессе когда-то газовых фонарей у входа в историко-краеведческий музей. Вот сатиры: в чугунном ажуре на Еврейской улице, в компании с путти; и на металлическом козырьке Музея западного и восточного искусства: литье... Кстати, отчистят ли этот ажур после реставрации фасада?
– Ни в коем случае нельзя снимать патину! – отвечает Сергей Гевелюк. – Знаете, как за нее на Западе борются? Это ведь налет Времени. Чугуну ничего не сделается, если не разбить. А что в Одессе покраской изуродовали – можно отчистить обжигом.
«Лестница в небо»: чугунная, ажурная, винтовая. Кованые химеры в розах – балкон на улице Новосельского: «За ними уже евроремонт, но их, слава Богу, не окрасили!». Ажурный «глазок» ворот на улице Жуковского. А это?.. «Убиваемое место: внутренний дворик… городского управления культуры. Там такое металлическое кружево изъедено коррозией!..». Любимый уголок Гевелюка – угол Нежинской и Дворянской, кованые виноградные лозы: всякий раз приходится радоваться, что еще живы…
Спрашиваю Сергея: не слишком ли часто приходится начальнику облУООКН Наталии Анатольевне Штербуль публично расписываться в том, что Одесса – по сути, «убиваемое место»?
– Да мы с ней оба пока что… вопим! – горячо отвечает автор снимков. – Потому что на государственном уровне – никакой надежной законодательной базы! Никаких нормативов! Мы с ней эту тему взяли и тянем, как пристяжная и коренная: она – «коренная». Мы хотим хотя бы обратить всеобщее внимание на проблему!..
Здания, фрагменты, скульптура, запечатленные на этих фотографиях, заносятся в специальные списки. Может быть, удастся издать и альбомы… Уже сформированы следующие выставочные собрания долгосрочного проекта «Одессе с любовью и надеждой»: «Одесский Стоунхендж» и «Лестницы».
…Да уж, далеко ходить и мне не пришлось: выйдя из музея, тут же задрала голову, рискуя поломать ноги на раздолбанном тротуаре. И ахнула чистым стремительным линиям русского модерна: балконные решетки дома на Софиевской, 16. Обшарканная до безобразия двухэтажка. Не диво, что даже одесские старожилы старинных красот не замечают: облик-то у города трущобный. А вот солидный домина номер 13: картуши, раковины, херувимы, – а новые квартировладельцы уж «обрешетили» балконы кто во что горазд, грубо и безвкусно, и с угла магазинная пристройка налеплена.
И что на «начальство» пенять? Не от самих ли одесситов зависит, останется ли их внукам милая и с годами все более драгоценная одесская архитектурная старина – или только воспоминание о ней в фотоальбомах?..

А у вас не так? Лучше, хуже?
Только блин.
Мы не умрем, так или иначе, но обидно, да. А памятники переносят, деньги есть. А Горсад курочить уже полгода сверх плана продолжают. А с деревянного забора, которым наполовину обнесен Русский Театр, уже давно сошли надписи "Готс ундед", и на нем афиши расклеивают.
Содержательный комментарий, абсолютно.

Состояние: для себя.