ЧАСТЬ 1. РАСКОЛ В ИСЛАМЕ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШИИЗМА
Личность имама Али, двоюродного брата и зятя пророка УВАЖАЕТСЯ И ВЫСОКО ЦЕНИТСЯ КАК В СУННИЗМЕ, ТАК И В ШИИЗМЕ, однако в немного различных ракурсах.
Далее, чтобы лучше понять то, о чем вы спрашиваете, нужно четко представлять себе суть конфликта между суннизмом и шиизмом, более того, необходимо обратиться к истории.
Сразу после смерти пророка Мухаммеда начались некоторые разногласия по вопросу преемственности власти.
Наиболее сильно это проявилось между
1) мухаджирами (группой первых мусульман, к числу которых относится и имам Али), переселившихся в процессе противостояния с язычниками Мекки в Медину, и бывших , в основном, единоплеменниками пророка)
и
2) ансарами (жителями Медины, поддержавшими это переселение , и принявшими Ислам –ислам утвердился как религия впервые в Медине – родном городе ансаров, а не в Мекке).
Именно так, в условиях естественно нарастающего противостояния , сподвижники пророка начали решать вопрос выбора правителя.
Али, двоюродный брат и зять пророка, остался в это время дома с другими родственниками для омовения тела пророка и совершения дальнейших похоронных процедур.
В это время Абу Бакр и Умар, которые наряду с Али были мухаджирами и одними из первых принявших ислам, вместе с другими сподвижниками поспешили на встречу со сподвижниками из числа ансар, чтобы в условиях складывающейся напряженности оперативно решить проблему .
Таким образом, пока Али находился в доме пророка, вопрос о власти был решен, и ансары дали присягу верности новому правителю, ставшему первым халифом Абу Бакру.
Впоследствии, это явилось причиной недовольства Али, утверждавшего, что его обошли, не посоветовавшись с ним, и несколько месяцев отказывавшегося принять присягу верности Абу Бакру.
Более того, вокруг него образовалась группа из некоторых сподвижников пророка, выступавшая за сохранение верховной власти в рамках исключительно семьи пророка.
Впоследствии она превратилась в религиозно-политическую группу сторонников перехода власти после смерти пророка к Али, как его ближайшему родственнику, двоюродному брату и зятю.
Таким образом, изначально шиитами (а более точно, шиату Али – приверженцы, сторонники Али) называлась именно эта группа.
Само собой разумеется, она не имела никакого отношения к Ирану (Персии) и СОСТОЯЛА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИЗ АРАБОВ.
Теперь, я думаю, стало понятно, кто и что является ядром шиизма.
Далее, после смерти Абу Бакра халифом стал Умар, который, как и Абу Бакр, не был из рода пророка, и при котором, по ходу замечу , более или менее успешно происходило обращение Персии в лоно ислама.
После убийства Умара немусульманином-персом, халифат был предложен Али, при условии, что он продолжит курс, взятый Абу Бакром и Умаром.
Однако на выборах халифа Али довольно двусмысленно отреагировал на подобное условие, то ли из чувства присущей ему скромности, то ли из чувства обиды, то ли по иной причине, а Аллаху известно лучше.
Одним словом, выбор пал на Османа, ставшего третьим халифом, и он также не был из рода пророка.
После убийства Османа, Али был избран четвертым халифом Халифата.
После избрания халифом Али последовало дальнейшее противостояние (Битва Верблюда) между ним и женой пророка Айшей (дочерью первого халифа Абу Бакра), а также с двумя выдающимися сподвижниками пророка Талхой и Зубайром, которым, согласно суннитской доктрине, еще при жизни , наряду с самим Али, Абу Бакром, Умаром, Османом было оповещано откровением пророка о том, что они попадут в рай (всего 10 сподвижников, которых называют Ашра мубашшарун – 10 оповещенных – о рае).
Причина конфликта между Айшей (женой пророка и матерью правоверных) и Али (да будет доволен им Аллах) – очень сложный вопрос, который я не берусь обсуждать, а Аллаху известно лучше.
Далее, при правлении Али в качестве четвертого халифа Халифата произошло противостояние с Муавией (правителем Сирии и родственником убитого третьего халифа Османа), который обосновывал свою оппозицию тем, что кровь Османа была пролита незаконно, а убийцы его якобы находились в лагере Али.
В целом, очевидно, что это противостояние было продолжением изначального спора о власти :
1) как требовали сторонники Али, передача её исключительно непосредственным родственникам пророка
или
2) как требовали остальные, передача её любому достойному на эту роль мусульманину (в то время, как вы понимаете, мусульманину-арабу).
Таким образом, в результате АРБИТРАЖА с участием выдающихся сподвижников пророка и с той, и с другой стороны (Абу Муса Аш’ари и Амр бин аль ‘Аси) , после прерванной битвы при Сиффине между Али и Муавией, Али сложил полномочия в пользу последнего, хотя был близок к военной победе.
Далее, от него откололась группа из 4000 сторонников, несогласных с ним, которых называют хариджитами (вышедшими) и которые сами впоследствии убили Али.
В это время Али уже обосновался в укрепленном военном лагере в Куфе, на территории современного Ирака, рядом с Ираном.
Я думаю, данный экскурс в историю пролил свет на многие неясности в обсуждаемом нами вопросе, а конкретно, на то, что с личностью Али связан
СПОР О ВЛАСТИ, КОМУ ЭТА ВЛАСТЬ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ в ХАЛИФАТЕ:
1) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РОДСТВЕННИКАМ ПРОРОКА МУХАММЕДА В ЛИЦЕ БЛИЖАЙШЕГО РОДСТВЕННИКА АЛИ И ДРУГИХ
ИЛИ
2) ЛЮБОМУ ДОСТОЙНОМУ ЭТОЙ ВЛАСТИ МУСУЛЬМАНИНУ (НА ТО ВРЕМЯ ЭТО МУСУЛЬМАНИН-АРАБ, ПРИ ЭТОМ ЕСТЬ И ТАКАЯ ПОСТАНОВКА, ЧТО ЛЮБОМУ ДОСТОЙНОМУ ИЗ ПЛЕМЕНИ КУРЕЙШ, ПЛЕМЕНИ ПРОРОКА И БОЛЬШИНСТВА МУХАДЖИРОВ).
ПЕРВОЕ БЫЛО ВЗЯТО НА ВООРУЖЕНИЕ В СВОЕЙ ДОКТРИНЕ ШИИТАМИ, ВТОРОЕ В СВОЕЙ ДОКТРИНЕ СУННИТАМИ.
ЭТО ОТВЕЧАЕТ НА ВАШ ВОПРОС , А ТАКЖЕ В ЦЕЛОМ ОБЪЯСНЯЕТ ЭТОТ РАСКОЛ В ИСЛАМЕ В ВИДЕ СУННИЗМА И ШИИЗМА.
А АЛЛАХУ ИЗВЕСТНО ЛУЧШЕ.
_______________________________
ЧАСТЬ ВТОРАЯ : ОШИБОЧНОСТЬ ШИИЗМА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ОРТОДОКСАЛЬНОГО СУННИТСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ БОЛЬШИНСТВА
(ок. 90 % мусульман)
С точки зрения ортодоксального суннитского вероучения, ошибочность шиизма кроется прежде всего в этом вопросе так, как лидером мусульман, согласно суннизму, может стать любой достойный на то мусульманин, и вовсе необязательно, чтобы он был родственником пророка Мухаммеда, как Али и другие.
Это подтверждает и сама исламская история. На ёе протяжении лидерами мусульман были и арабы (не из рода пророка), и турки, и многие другие.
Далее, в самом Коране объясняется, что самый достойный из мусульман для Аллаха (в том числе и потенциальный правитель) – это самый БОГОБОЯЗНЕННЫЙ : «А самый благородный из вас для Аллаха этот тот, который самый богобоязненный . Воистину, Аллах знающий, сведущий» (Коран, Сура 49 "Комнаты", аят 13 ).
И нигде в Коране не говорится, что правителями мусульман должны быть исключительно родственники пророка Мухаммеда, хотя есть хадисы, из которых можно заключить, что преемником пророка должен стать Али.
Но дело, на мой взгляд, в другом.
Шииты , создав учение о 12 имамах (из рода пророка Мухаммеда) узурпировали само понятие власти в исламе, лишив её демократичности.
Теперь необходимо сказать, почему шиизм, возникший из вышеописанных конфликтов и изначально вроде бы не имевший отношения к Ирану (Персии), получил наибольшее распространение именно в Иране, а также в Йемене (более умереная часть – зейдиты, по имени Зейда, брата имама Бакира, одного из 12 шиитских имамов)
Дело в том, что изначально задолго до ислама персидский этнос, так же как и южноаравийский йеменский, был этносом, глубоко привыкшим к правлению царей, королей, т.е. ОСОБОЙ НАСЛЕДСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
Простая и незамысловатая концепция халифата, возникшая в недрах пустыни, основывавшаяся на выборности и бывшая прерогативой гордых и независимых пустынных кочевников и торговцев, к которым относился и сам пророк, просто - напросто не устраивала персов и йеменцев в силу именно этой вековой привычки и укоренившейся традиции.
Им нужна была, как и раньше до ислама, утонченная власть с мощной поддержкой духовенства.
Таким образом, в результате, в основном, политической борьбы личность Али, иногда необоснованно возводимая в культ, была использована правящими кругами Персии для отделения от общего курса развития и для противопоставления себя ортодоксальному суннитскому исламу, проповедовавшему демократичную форму выборности власти.
Повторяю, что шиизм до этого был прерогативой ТОЛЬКО АРАБОВ, РОДСТВЕННИКОВ ПРОРОКА (АЛИ и др) И ИХ СТОРОННИКОВ, И НЕ ИМЕЛ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ИРАНЦАМ (ПЕРСАМ).
Развив шиизм дальше, т.е. превратив его в РЕЛИГИОЗНУЮ ДОКТРИНУ, иранцы создали учение о 12 имамах, непререкаемых религиозных авторитетах и т.д.
Это привело к неограниченной и авторитарной власти духовенства, имамов, которые преподносятся простым мусульманам-шиитам как непогрешимые авторитеты.
И напротив, в суннизме, как известно, имам – всего лишь человек, ведущий молитву в мечети, им может быть любой простой мусульманин, знающий шариат. Власть духовенства не признается в ортодоксальном суннитском исламе.
Вернее, там духовенства просто нет. Их заменяют ученые – алимы. Именно к этому относится хадис пророка Мухаммеда: «Ученые – наследники пророков».
Формула веры мусульманина-суннита:
أشهَدُ أنْ لا إلهَإلا الله
أشهَدُ أنَّ مُحَمَّداً رَسوُلُ الله
Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!
Свидетельствую, что Мухаммад Посланник Аллаха!
а в Формуле веры мусульманина-шиита добавляется:
أشْهَدُ أنَّ أميرَ الْمؤمنِينَ عَلِياً وَلِيُّ الله
Свидетельствую, что повелитель правоверных Али – вали Аллаха»!