Первое издание под названием «Русская сотня. Наши в Сербии».
Русским добровольцам, павшим в 1992-1995 годах в Боснии, в боях за Сербию и Россию, посвящается.
Книга написана участником той войны. Последняя попытка донести до обывателя хоть немного правды о событиях в Югославии.
как всегда, лучшее описание книги - авторское вступление.
Есть макровзгляд на войну - причины (цели), средства, стратегия,
тактика, что мы и узнаем из исторической литературы. Но существует жизнь на
войне (Есть ли жизнь на Марсе? - Да!!!), о которой без прикрас можно узнать
и расказать, только побывав там... Или , если очень повезет, встретить
очевидца войны, который сумеет тебе передать тебе свои ощущения и
впечатления, не упустив тех деталей и осколков, без которых мозаика не
складывается.
….
Моя книга написана в странном стиле. Реальность несъедобна, но здесь
все правда, все описываемые события имели место, я лишь не указал фамилии
многих участников, а некоторым их слегка изменил. Эта книга - попытка дать
целостное описание одной мало известной страницы истории - действий русских
добровольцев в гражданской войне в бывшей Югославии. Информация об этом
нередко появлялась в прессе, но она хаотична и обрывочна, обрастает слухами
и домыслами, становясь зачастую темой политических спекуляций. Целостной
картины нет, да и быть не может. Один Бог знает, как сложились судьбы многих
достойных парней, не уронивших честь России. Один Бог знает, что двигало
ими, когда они поехали в Боснию. На эту тему мы говорили не очень часто.
Самому себе же я это объяснил. Душа требовала. А сейчас собираю по осколкам
мозаику той войны...
…
еномен добровольческого движения органично вписан в русскую традицию.
Русский офицер, грек по национальности, Ипсиланти "со товарищи" пытается
освободить Грецию в 1821 году; русские добровольцы генерала Черняева воюют в
той же Боснии в 1870-х годах. Мне довелось прочесть книгу Николая Максимова
"Две войны", посвященную действиям русских добровольцев во время
антитурецкого восстания сербов в 1870-х годах, а затем - Российской Армии во
время освобождения Болгарии. В книге много параллелей с недавними событиями.
Еще больше позабавило меня то, что я нашел там своего однофамильца. Какой
намечается сюжет - имеющий к тому же реальную подоплеку! Некая генетическая
тяга на Балканы господ (граждан) Поликарповых. Быть может, предка и потомка,
разделенных пятью поколениями. Но это - для авторов художественных книг.
В начале ХХ-го века Россия пела: "Трансвааль, Трансвааль, страна моя,
ты вся горишь в огне..." Русские добровольцы, в том числе позже ставший
известным политиком Гучков воевали на стороне буров в 1899-1902 годах против
английских войск, ведших колониальную войну. Англо-бурская война дала не
только Гучкова, снайперскую стрельбу, форму цвета хаки, но и практическую
формулу "Третий не прикуривает". Дело не в том, что "Минздрав
предупреждает", а в том, что на первую затяжку - первый огонек - боец
противника вскидывает винтовку, на второй - берет на прицел, на третий -
стреляет. В темноте огонек сигареты в момент затяжки виден на расстоянии до
километра. Минздрав, как обычно, прав.
B советскую эпоху власть контролировала и направляла добровольческое
движение в нужное ей русло: Китай, Испания, Вьетнам... но все равно это было
делом чести: "У каждого офицера должна быть своя Испания!"(*В Испании в
1936-1939 годах погибло около трехсот советских военспецов). Добровольческое
движение в изначальном его виде сохранялось в российской диаспоре, сейчас
традиция ожила и в современной России. Сжато я бы выразил эту идею так -
есть у русских традиция давать бой ЗЛУ, даже если этот бой безнадежен.
Своеобразный русский "джихад", правда, этот термин неуместен. Бремя белого
человека. Крестовый поход. ITER. (*Буквально - "путь". Так назывались
крестовые походы в средневековье). С позиции рационалистической это
объяснить очень сложно, ответ - в коллективном бессознательном, в
тысячелетней памяти моего народа. Выключите на время телевизор, включите
свои мозги. Кто мы, ветераны, той балканской войны? Зачем поехали на
Балканы? Нет, не ради денег... Меркантильный мотив никогда не фигурировал.
Зарплаты русских добровольцев, равно как и сербских бойцов, не хватало даже
на сигареты. Лишь в начале 1993 года сербские общины двух городов (Вишеграда
и Горажде), убедившись в реальной боевой эффективности русских добровольцев,
доплачивали им сверх тех обычных 10-20 DM в месяц, что получали все бойцы. Я
вижу огромную разницу между понятиями "доброволец" и "наемник". К последним
я отношу военспецов или "солдат удачи", воюющих с кем угодно ради денег.
Граница между добровольцем и наемником проходит там, где кончается борьба за
чистоту идеи и начинается борьба за чистоган. А 20 DM - это не те деньги,
ради которых стоит рисковать своей жизнью...
….
Передо мною раскинулся, играя огнями, мегаполис. Москва. Снова
спрашиваю себя, зачем мы поехали на эту войну. Может быть, чтобы доказать
себе, что мы - русские? Нет однозначного ответа. Каждый решал за себя сам.
Добровольно. Есть общие мотивы: склонность к риску (поиск романтических
приключений), зов души (русская традиция волонтерства), невостребованность,
желание самоутвердиться в этой жизни. Дай Бог, чтобы я оказался никудышним
пророком, но почувствовал тогда, что над Балканами сгустилось Мировое Зло...
Велась нечестная игра - все на одного. Обидно стало за сербов. За Россию,
сползающую на уровень Третьего Мира. Очень сильно запахло Третьей Мировой. И
Югославия для меня стала лакмусовой бумажкой, по которой я различал людей, и
определял, кто есть кто на самом деле.
Не могу поручиться за всех, но знаю точно, что Петр Малышев и Горыныч,
Глеб и Денис разделяли мое мироощущение. Мы делали жертвоприношение, кладя
на алтарь свои жизни - во искупление той грязи, в которую пала нынешняя
Россия. Люди ринулись в центр мировой бури, чтобы с оружием в руках сойтись
лицом к лицу со злом.