Я полностью готов подписаться под этими словами. Тем более что мой родной дед действительно прошел всю войну, от Волыни до Вены – сначала на Восток, отступая, потом на Запад, наступая. Поэтому попытайтесь понять мой текст, памятуя о том, что сегодня я искренне праздную. Но все же.
Так уж получилось, что не все мирные народы Европы начали эту войну, подвергшись агрессии со стороны Германии. Некоторые народы вступили в войну, став жертвой агрессии СССР. Западные украинцы, западные белорусы, поляки, эстонцы, латыши, литовцы, финны. И поэтому не все было так однозначно, как в фильме про войну – вот наши + союзники, а вот фашисты + их пособники. Все не так просто. Не всем Красная Армия несла освобождение, не только пособники фашистов встречали ее в штыки. Столкнулись две империи, во многом схожие между собой. Сталинизм в исторической перспективе выродился в брежневизм, и с этой точки зрения фашизм выглядит намного чудовищнее, но в 30-е это далеко не так еще было очевидно. Поэтому я могу понять даже тех эстонцев, украинцев и русских, которые шли служить в Вермахт или в СС. Хотя понять не значит простить. Не должно быть в Европе памятников СС, не нужно почтения ветеранам СС. Но были силы, которые боролись и с фашизмом, и с Советами. Сейчас я хочу сказать о «бандеровцах».
В советской пропаганде не делалось разницы между ними и коллаборационистами, этот стереотип настолько въелся в наше сознание, что их однозначно воспринимают как фашистов. Ставился знак равенства между украинцами – членами Организации Украинских Националистов и украинцами, служившими в дивизии СС или охранявшими концлагеря. Но есть факты – например о том, что десятки членов ОУН (Б) были расстреляны сразу по вступлении немцев во Львов, а их лидер Степан Бандера с 1941 по 1944 провел в немецком концлагере Заксенхаузен, что известная украинская поэтесса Олена Теліга была расстреляна в 1942 именно как участница ОУН, что в знаменитом Бабьем Яру наряду с евреями похоронены и расстрелянные там же члены ОУН (М). Что знаменитая «Молодая Гвардия» состояла в значительной мере также из участников «походных групп» ОУН. Летом 1941 Вермахт действительно имел в своем составе два украинских батальона из «бандеровцев», но с осени они распускаются, ОУН уходит в подполье и начинает противодействовать немцам – саботировать все мероприятия немцев на Волыни и в Подолье, создавать свои подпольные структуры власти и создавать вооруженные формирования. В апреле 1942 было решено отложить вооруженную борьбу с Германией до того, как она будет обескровлена в войне, чтобы сберечь силы и не играть на руку большевикам. Такой же тактики, кстати, придерживались в это же время и польская Армия Крайова, и сербские националисты Михайловича – «Борьба против империализмов Берлина и Москвы». Но с февраля-марта 1943 боевые действия украинцев, сведенных в Украинскую Повстанческую Армию против немцев, активизируются. Руководством УПА было указано, что «мосты на дороге переговоров с немцами сожжены». Летом 1943 года ІІІ Большой Сбор ОУН принял резолюцию, в которой указывалось, что ОУН выступает "против российского комуно-большевизма и против немецкого национал-социализма... против российско-большевистских и немецких захватчиков, пока не очистит Украину от всех "опекунов" и "освободителей", пока не обретет Украинскую Независимую Соборную Державу"
Из вышеприведенного видно, что нельзя отождествлять воинов ОУН-УПА с немцами вообще и с СС в частности. Те, кто обвиняют украинских националистов в фашизме, делают это либо по незнанию, либо намеренно, чтобы отяготить память о УПА мнимым эсэсовским прошлым.
Теперь что касается «преступлений ОУН-УПА». Это были, во-первых, либо акции против отдельных украинцев, которые шли служить в НКВД, возглавляли колхозы (давайте вспомним, что это были за колхозы при Сталине) либо принимали участие в организации выборов (что это были за «выборы»), либо против высокопоставленных партийных руководителей, присылаемых из Москвы. Во-вторых, ОУН-УПА часто ставят в вину массовое уничтожение целых сёл, но забывают упомянуть, что речь идет о селах с польским населением. Украино-польская гражданская война в 40х – это отдельная тема, которой я не буду сейчас касаться.
Сегодняшний праздник – действительно праздник, День Победы над фашизмом, тут без всяких «но». Наше «но» касается другого - не стоит при этом забывать и о несчастных людях, которые оказались в этой войне между молотом и наковальней. И справедливо осуждая фашизм, не стоит автоматически обелять сталинизм – повторюсь, жизнь это не кино. Только таким методом мы сможем объективно оценить события прошлого.