Один из недавних опросов на "Гласе Рунета" был посвящен исследованию особенностей виртуализации личности в сообществе блоггеров.
Блоги или интернет-дневники появились в конце 20 века как аналог "гостевой книги" - средства получения отзывов или другой обратной связи от потребителя интернет-услуги. Однако очень скоро получили самостоятельное значение. В отличие от широко известных сетевых форумов, и других средств интернет-коммуникации, моделирующих непосредственное общение между людьми, блог ориентирован на отложенное во времени чтение текстов автора. У этих текстов нет конкретного адресата, как это было в эпистолярном жанре. И все же любой читатель может оставить "на полях прочитанной книги" свои пометки; автор прочтет их, и возможно ответит. Спецификой большинства личных блогов является то, что их содержание посвящено отображению событий собственной жизни автора, значимых для него переживаний или размышлений. При этом сохраняется высокая степень свободы автора в выборе тематики, содержания и формы дневниковых записей. Заинтересованность читательской аудитории побуждает автора интернет-дневника вести его активно и регулярно. Опосредованность взаимодействия обеспечивает авторам и читателям блогов необходимое чувство безопасности. Обсуждение "френдами" поступков и событий как собственной жизни, так и жизни самого автора, способствует их рефлексивной переоценке. Все эти факторы в совокупности создают благоприятную среду для формирования, активного поиска и реализации индивидуального стиля личности.
Можем ли мы утверждать, что при подобной свободе самопрезентации открытые виртуальные дневники отражают реальную жизнь и личность автора, способствуют ее развитию и формированию? Или правы пессимисты, полагающие, что ведение интернет-дневника, где "каждый является тем, что он пишет", - лишь способ эскапизма, порождение альтернативной "виртуальной" личности, компенсирующей неуспешность и недостатки "реальной". Существует ли вероятность того, что глобальные процессы сетевого взаимодействие породят новые системы "реальных" социальных отношений, изменят саму структуру социальной идентичности человека, значительно снизив роль половозрастных, этнических, территориальных и культурных факторов межличностного взаимодействия? Потеряют ли в сетевой коммуникации значимость такие социальные категории как пол, возраст или этничность, которые составляют значимую часть идентичности современного человека?
В проведенном нами исследовании приняли участие 1608 пользователей Рунета. В их числе 18% могут быть названы активными блоггерами, ведущими на момент опроса хотя бы один личный дневник. Если же рассмотреть поведение этих активных блоггеров более детально, то надо отметить, что 56% из них начинали когда-либо вести только один, 24% - два, а 19% - более двух интернет-дневников. При этом, свой первый или единственный блог 52% активных блоггеров начали вести более одного года назад, 44% - менее одного года назад, а 4% затруднились ответить на этот вопрос. Примерно 30% активных блоггеров делают записи в своем основном дневнике несколько раз в неделю, а 16% с еще большей частотой. С другой стороны, около 35% делают записи несколько раз в месяц или еженедельно, а 15% с еще меньшей частотой.
Среди тех пользователей Рунета, кто на момент опроса не вел личного блога, абсолютное большинство (86%) подобного опыта никогда и не имели, однако 7% все-таки вели в прошлом один личный блог, а 4% брались за это дело неоднократно. При этом, свой первый или единственный блог 39% бывших блоггеров начали вести более одного года назад, 38% - менее одного года назад, а 22% затруднились ответить на этот вопрос.
Кроме указанных выше различий стоит отметить, что среди тех пользователей Рунета, кто на момент опроса приостановил ведение личных блогов, 49% поступали со своими старыми дневниками самым радикальным образом, то есть закрывали их. Напротив, среди активных блоггеров только 28% имели на момент опроса, помимо "живого" болога, еще и закрытые в прошлом интернет-дневники. Если же мы будем рассматривать всех респондентов, когда-либо предпринимавших более одной попытки ведения личного блога, то обнаружим, что около 65% таких "многостаночников" предпочитают сохранять жизнь всем своим дневникам. Разумеется, из этого не следует, что всем сохраненным блогам их авторы уделяют равное внимание.
Анализ ответов активных блоггеров показал: только 10% стараются скрывать в тексте дневника информацию о себе и своей реальной жизни. Из дневников 58% можно узнать их настоящий внешний вид, 85% - настоящий пол и 72% - возраст. Информацию о реальном месте работы или учебы автора можно узнать из 43% блогов. При том, что у каждого пользователя системы есть виртуальное имя - nick name - настоящие имя и фамилию открывают читателям 30% авторов, а 24% не скрывают и настоящие имена своих друзей и близких. Примерно 48% авторов сообщают адрес электронной почты и, таким образом, готова к продолжению коммуникации.
Кто же получает эту информацию? По степени знакомства со своими виртуальными друзьями в реальной жизни активные блоггеры поделились на три примерно равные группы: 28% не знакомы лично ни с кем из виртуальных друзей, 38% - знают менее половины, а 27% - знакомы с большей частью или почти со всеми. Из близких родственников практически никогда читателями блогов не являются родители (около 3%) или дети (около 4%) автора. Что может быть объяснено возрастными особенностями блоггеров, средний возраст которых в России 21-31 год, хотя многие (более 40%) имеет семью и детей. Однако супруги (12%) блоггеров как и их братья и сестры (10%) читают личные интернет-дневники своих близких не намного чаще. Коллеги знакомы с блогом в 19% случаев, а вот близкие друзья и просто личные знакомые читают блоги регулярно - в 62% и 66% случаев соответственно. Примерно в четверти (24%) случаев среди читателей блога нет никого из непосредственного окружения автора.
Сколько же постоянных читателей у интернет-дневника? Около 40% имеют в своей френд-ленте до 10 человек "друзей"; еще 30% - от 20 до 100 и только 12% (включая "тысячников") - более 100 человек. Столько же, по мнению респондентов, включили их дневник в собственные ленты. Таким образом, данные о размерах френд-лент опрошенных нами активных блоггеров значимо и сильно коррелируют с их представлениями о том, сколько людей включили их в свои френд-ленты. Более 40% никогда не ограничивали круг читающих их сообщения закрытыми записями (только для друзей). Практически 60% никогда не использовали интернет-дневник в закрытом режиме (личная запись только для собственного прочтения). Ограничивают круг читающих близкими друзьями чаще женщины. Следует отметить, что женщин среди авторов интернет-дневников вообще больше чем мужчин (62% женщин и 38% мужчин).
О чем же пишут блоггеры? И здесь мы встречаем существенный отпечаток реальной личности. Более молодые чаще пишут о себе, своих знакомых и близких, описывают повседневные дела, события, только что произошедшие или происходящие с ними, рассуждают о взаимоотношениях с противоположным полом. Подобное содержание сообщений также более характерно для женщин, которые при этом чаще, чем мужчины используют закрытые записи ("только для друзей"). Мужчины и блоггеры постарше предпочитают информативные сообщения, приглашения к диалогу, охотнее читают и анализируют результаты голосований и тестов, а также сообщения, касающиеся политических событий. Хотя в целом сообщения на политические темы не очень распространены в дневниках (всего 5% блоггеров постоянно пишут об этом и около 15% - читают). Женщины охотнее читают и пишут о лично знакомых им людях. Мужчинам же интереснее чтение записей о лично им незнакомых людях.
Свои сообщения как эмоциональные женщины оценивают чаще, чем мужчины, однако в наличии у себя в дневнике резких или грубых сообщений чаще сознаются мужчины. В то время как женщины настаивают на крайне редком появлении таких сообщений в блогах, которые им интересно читать. По поводу эмоциональности авторов дневников интересно привести данные специального исследования "Особенности выражения эмоций в виртуальных дневниках", проведенного Курчаковой Н.В. в 2006 году. Мотив выражения эмоций является важным на этапе включения в дневниковую активность, а со временем он заменяется другими мотивами, в первую очередь, коммуникативным. В начале ведения дневника эмоциональность связана с возрастом и взаимодействием пола и возраста, а затем эта связь пропадает, и уровень эмоциональности становится примерно одинаковым. Представляется, что это говорит об усвоении неких "норм" ведения публичного дневника. Развитие "блогосферы" идет в направлении формирования дополнительной системы коммуникации, обладающей рядом отличительных характеристик, в которой складываются своеобразные традиции группового и межличностного взаимодействия. В ходе ведения своего блога, автор формирует собственную репутацию, которая постоянно оценивается читателями. И, как показывают результаты различных опросов, большинство блоггеров вовсе не скрывают информацию о себе, а, напротив, настойчиво доводят до своих читателей доказательства своей подлинности, своей реальности. От этого во многом зависит уровень доверия к сообщению, размещённому в блоге.
Таким образом, мы можем наблюдать в текстах дневниковых записей гендерные и возрастные особенности личности автора. Изучение блогов показывает, что вероятность встречи там настоящего "виртуала" не так велика. Технологические средства "виртуализации" личности значительно опережают психологические. Предположение, что опыт взаимодействия в Сети ведет к ослаблению, и, в перспективе, к полному распаду традиционных идентичностей тех, кто этот опыт приобрел, не подтверждается. Так что с преобразованием реальных идентичностей в подобие идентичностей виртуальных, и, шире, с превращением оффлайнового мира в придаток Сети придется подождать.
(с)В подготовке настоящего выпуска были использованы данные исследовательского проекта "Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность", предоставленные Зайцевой Ю.Е.