У нас в студии многие проекты помечены графой "совершенно секретно". В принципе, мы все подписаны под контрактом о "неразглашении", но иногда нас подписывают на конкретный проект или клиента отдельно. Так что я никогда не выкладываю в сеть эскизы никаких, даже самых незначительных работ, пока они не выходят в свет. В студии у нас правило - из отпечатанного ничего не выкидывать в мусорку (вначале их режет машинка на мелкие полоски), чтобы войти или пройти из комнату в комнату нужен специальный чип и т.п.
Не то, чтоб мы занимались стратегически важной работой, просто очень много коммерческих проектов еды, а в этой области замешаны огромные рекламные деньги, и царит жесткая конкуренция. Нас уже два раза грабили (оба раза уносили сервер), несколько раз клиенты производили проверку нашего мусора и обход, и один раз к Баруху приставили частного следователя, когда кто-то разболтал о том, что наш молочный суперконцерн Тнува разрабатывает йогурты Йопле. Разрабатывали их мы с Барухом вдвоем, и даже в студии мало кто знал, что это. Во всех документах и папках проект фигурировал как "супернежный". Не смотря на нашу конспирацию, в одно прекрасное утро я с интересом прочитала большую статью о Тнуве и Йопле в экономической газете Глобс. Там же, кстати, было сказано, что именно студия Баруха разрабатывает упаковки. В Тнуве были в бешенстве. Нас и рекламное агенство трясли и проверяли. В конце концов они нашли какую-то тетку "ин хауз", которая разболтала, навесили на нее зверский штраф и уволили.
В Израиле в тайне сохранить что-то очень трудно. Допустим, мы подписываем бумажку о секретном проекте упаковок с банановым молоком: рекламщики, дизайнер, фотограф, стилист. Фотограф делает слайды бананов (на упаковку цифровая фотография не всегда катит) и сдает их в лабораторию, проявлять. Хороших лабораторий в Тель Авиве раз-два и обчелся. Когда фотограф с интересом изучает на свет слайды бананов и всплески молока, сзади к нему подxодит чуждый элемент, клиент из Штрауса, который случайно забирет фотографии своей семьи в Праге и цокает языком: "Удивительно интересно! Бананы и молоко?"
Или, например, взять нашего клиента, конфетную фирму Элит. В один прекрасный день ее покупает Штраус, и фирма теперь зовется Штраус-Элит. Все элитовские рабочие автоматически становятся штраусовскими шпиёнами... Тнуве это, конечно, не шибко нравится.
Еще Тнува и Штраус любят заниматься скупкой маленьких компаний. Поэтому, если вы работаете в пищевой индустрии, то рано или поздно окажетесь если не на той, то на этой стороне. А как быть с парами, где муж работает в Штраусе, а жена - в Тнуве? Или с уволившимися и перебежавшими "на другой берег", а друзья и связи остались прежние? Если прибавить к этому неуемную любовь израильтян к сплетням... В общем, я бы не сильно рассчитывала на "секретную" печать.
Еще есть такой момент, как дети. Вот например, Барух разрабатывает внутри студии секретный проект, связанный с хайтеком. Секретный он потому, что Барух оплатил патент своими собственными деньгами и работа идет "на скорость". Многие в студии вообще не знают, что там такое разрабатывается. Начальником Барух взял фрилансера со стороны. Дня через два фрилансер сказал: "Я тут показал проект своей дочке, хотел узнать, что она думает. Она говорит, что ей нравится."
А дочка-то ничего не подписывала, ага.