Death Note — безусловно, одно из лучших аниме, мною виденных. Но есть небольшая такая оговорочка: сериал мне не понравился. Как полтора года назад меня захлёстывал тотальный восторг по поводу Madlax, так сегодня меня с той же силой окатывает недовольство «дезнотой». И это многое говорит о качестве последней.
Ниже я попробую сформулировать причины столь активной неприязни. Заранее предупреждаю, что в отношении данного сериала я несколько предвзят, даже не учитывая того, что Лайт Ягами для меня — скорее преемник Лелуша Ламперужа из Code Geass, а не наоборот, как делают вывод нормальные люди из дат начала трансляций. Так или иначе, сравнений между этими двумя сериалами мне не избежать, ровно как и спойлеров сабжа.
Итак, проблема Death Note номер раз: Лайт мне абсолютно не симпатичен. То, как он обращается с преданными ему, приручёнными им людьми, вызывает во мне стойкое отторжение. Лелуш тоже творит черти знают что с чужими жизнями, но своих он никогда не сдаёт и сам себя не бережёт. Так учил Макиавелли и так должен поступать истинный лидер. Лелуш осознаёт, что он — дьявол, он тяжело переживает потерю остатков своей человечности, и он — что самое важное! — собирается уйти, создав новый мир, а не остаться там кровожадным языческим божком. А Лайт — просто сволочь, сволочь необыкновенная, но всё же несимпатичная. Симпатична мне только Миса, но о ней ниже.
Упоминая Мису, нельзя не увидеть вторую проблему сериала: категорический дефицит ярких женских персонажей. Я, конечно, понимаю, что ролевикам (и режиссёрам аниме) девушки нужны только для антуража, но недостаток прекрасного пола является верным спутником нехватки фактуры и ergo — эмоционального накала. Не мне учить окружающих об эмоциях, но на одном интеллекте захватывающего сюжета не выстроить ИМХО. Единственный эмоциональный пик Death Note, который вспомню навскидку, — смерть Ягами-старшего, а всё остальное время занимают знаменитые схватки интеллектов.
Я признаю, что поединки умов в Death Note реализованы на куда более высоком уровне, чем во всех остальных известных мне аниме — кроме всё того же Code Geass. Не знаю, кому как, но — третий недостаток — мне в Death Note постоянно не хватало изящества демонстрируемых комбинаций. «Я знаю, что он знает, что я знаю» — и так двадцать раз подряд. Были по-настоящему впечатляющие вещи, например, обнаружение Элом места жительства Киры в самом начале, убиение агентов ФБР и в определённой мере — возвращение ноты Лайту в 24-ой серии. Они были, но недостаточно часто для полного восторга. В более лаконичном Geass их больше.
Особенно разочаровывает «финальное побоище», где оба противника делают фактически одни и те же ходы, не вызывающие ни малейшего восхищения и не привносящие ничего нового кроме идеи, что двое на одного — конечно, нечестно, но донельзя эффективно. Концовка вообще — стихийное бедствие и четвёртая беда сериала. Это типичная епонщина в худшем смысле этих слов: «торчащий гвоздь будет забит», «нет у тебя права, тварь дрожащая». Оно, конечно, жызненно, но с такими предпосылками, завязкой и структурой сюжета я ожидал от автора оригинальности. Мне, как я намекал выше, ни капельки не жалко Лайта, как человека, но его шестилетних усилий, таланта, целеустремлённости — весьма. Я уж не говорю про суицид моей любимой героини — Мисы…
Ладно, возвращаясь к сюжету, можно назвать пятую проблему: повествование не затянуто, но донельзя монотонно. Я часто ловил себя на мысли, что уже бог весть сколько серий кто-то кого-то убивает, а в голове остаётся только пустота и вопрос «А что это было-то?». Схожий эффект мне знаком по Fullmetal Alchemist, но цельноалхмический экшен был изрядно разбавлен пусть наивными, по-сёнэновски бурными, но проявлениями чувств, с которыми у Death Note, как я уже писал, серьёзные трудности.
На этом я, пожалуй, прервусь, ибо сказал, по-моему, уже достаточно в подкрепление собственной неприязни. Теперь об объективном качестве, то есть, о тех аспектах, которые порадовали меня и в большинстве случаев должны порадовать всех остальных.
Во-первых, общая стилистика. Death Note — очень стильное аниме, уже не «фильм нуар», но ещё не психологический триллер. В нём есть десяток настолько впечатляющих сцен, что ради них следует посмотреть все 37 серий, не говоря уже о великолепном саундтреке. Если в чём Note и обошёл Geass, так это в качестве музыки… Во-вторых, Ая «Харухи» Хирано в роли Мисы — отличное сочетание. В-третьих, второй опенинг столь же крейзанутый, как во всё том же гиассе. Must hear.
У меня есть собственная система оценок аниме, вкратце сводящаяся к шкале от 2 до 10 баллов. В связи с очень придирчивым отбором того, что я смотрю, нижние поля (с 2 по 6) практически пустуют, а верхние (с 7 по 9) — забиты до отказа. Но чтобы попасть в самое верхнее поле, «десятку», аниме должно влюбить меня в себя, поразить моё воображение легко различимой, но уникальной особенностью, выделяющей его из десятков других. Таких на момент написания этого обзора три: Madlax, отвечающая всем моим требованиям к хорошему фильму и аниме разом, Simoun, ласкающий душу своей мягкой и вездесущей красотой и гармонией, и Code Geass, танцующий на тонкой грани между эпикой и личной драмой. Death Note же получает только «девятку». Dixi.
И напоследок… Говорить или нет? Посмотреть Death Note я давным-давно обещал Генке, в обмен на то, что он посмотрит Geass… Ну, в общем, он успел, а я… а я нет.
Current music: Kaneda Meron - Let's Go Gekiganger 3