10101101110
23:51 08-09-2007
Ученый вел уединенный образ жизни. Совершать многочисленные путешествия, походы в горы, ежедневные долгие прогулки его толкала тревога, которая охватывает домоседа, недовольного собой, пытающегося убежать от себя. У него было много знакомых, друзей, но не было семьи. Основным занятием Амьеля было чтение - торопливое, жадное, бессистемное. Каждый день он просматривал полтора десятка газет и журналов, пять-шесть научных сочинений, стихи, романы. Уже после тридцати лет он стал сетовать на память, жаловаться, что от массы прочитанных в второпях книг ничего не осталось. Амьель был прекрасным собеседником. Статьи он писал с огромным напряжением, жаловался, что ему трудно организовать материал. Желая быть всем: писателем, моралистом, психологом, эстетиком, философом, богословом, он был никем: читателем, интеллигентом, сверхквалифицированным потребителем культуры, тем, кто своим существом обеспечивает ее высокий уровень - и страдает от ощущения собственной ненужности. Жанр дневника - ловушка для автора. Многие авторы дневников жалуются на нехватку любви, ощущение неприкаянности, ненужности. Они сироты - в физическом и духовном смысле. Уход в себя - это уход от мира. Автор дневника управляет словами, а не вещами. Окружающие его физические объекты - лишь символы, знаки. И это становится причиной духовного кризиса: всякое понятие при логическом анализе переходит в свою противоположность. Личный дневник стремится уничтожить все другие произведения, вобрать их в себя. Амьель описывает свой дневник как наркотик, иссушающий душу, превращающий в сомнамбулу, переносящий из мира людей в мир грез. Дневник - это овеществленная память, он позволяет автору увидеть прежнего себя, сохраняет его образ для читателей. И он же разрушает естественные механизмы памяти, навязывает автору присутствие человека, которым он уже давно перестал быть. Дневник препятствует ретроспективному самоосмыслению, ибо, чтобы вспомнить, надо забыть. Дневник мешает нормальной эволюции характера. Нерешительность приводит к духовной всеядности, открытости к чужим влияниям, рождает созерцательное отношение к культуре.

//Романская литература второй половины XIX века. Творчество Анри Фредерика Амьеля.

АМЬЕЛЬ (Amiel) Анри Фредерик (1821-81), швейцарский поэт, эссеист, переводчик. Известен своим «Дневником» (с 1847 г., опубликован в 1881, посмертно), отмеченным глубоким психологизмом.

Current music: Venetian Snares - Rossz Csillag Alatt Szueletett
Комментарии:
Sphairoth
03:53 16-09-2007
Дневник - это овеществленная память, он позволяет автору увидеть прежнего себя, сохраняет его образ для читателей. И он же разрушает естественные механизмы памяти, навязывает автору присутствие человека, которым он уже давно перестал быть.

Полностью согласен. Было время, когда столкнулся с этой проблемой, и не раз.