Квартирант
00:58 04-01-2008 Ретроспектива. "Брат"
[изображение]
[изображение]

Вчера вечером пересмотрел "Брата" Балабанова.
Форма - типичный боевик. Сюжет - простая история дембеля, который любил Наутилус, правду и периодически водку (однако развязка довольно нетипична для боевиков с чёрно-белым сюжетным окрасом..хотя и закономерна, если посмотреть на персонажей (весьма трёхмерных, живых и нихрена не однозначных)).
Но самое интересное кроется в мыслях, которые проблёскивают в тени сюжета (под час весьма неожиданно). Мысль о силе города, который делает слабым своих жителей и потому особо силён (лично я был особенно..рад, что ли, встрече с ней, т.к. креатив "Вечер" в начале жура именно об этом..а ведь "Брата" я смотрел лет 6 назад). Мысль о закованности человека в рамках своей обыденности, пускай и весьма люмпенообразной. Мысль о...

Кто смотрел - пересмотрите. Фильм как хорошая книга..воспринимается со временем иначе, чем в прошлые прочтения.
Кто не смотрел - ...ну понятно.))
Комментарии:
Ромм
13:55 04-01-2008
Согласен. Там вообще многие моменты точно ухвачены... звуки Питера хотя бы, когда он в начале на чердаке ночевал... Трамваи, улочки, дворики... у меня такое же ощущение от города оставалось, особенно от зимнего.
И вообще, там много некрасивого, некиношного, от этого честного. Это позже Балабанов уже опопсел... уже в Брате-2.
Квартирант
14:22 04-01-2008
Это позже Балабанов уже опопсел... уже в Брате-2.

А это, увы, закономерно. Уже первый "Брат", если я не ошибаюсь, получил огромный успех (в том числе и показы в 20 странах, в том числе и на различных фестивалях). Соблазн снять второго Брата был слишком велик - это и недосказанность первого брата (в Мск он собрался..ну и поехал), это и очевидный коммерческий успех. Я не думаю, что для Балабанова второе было решающим, но влияние оказало нехилое. Да и фильм снимался в контакте с американцами..а это, имхо, ни к чему хорошему привести в принципе не могло.
Однако пара слов в защиту брата второго. За пеленой трешевости и разнобойной музыки (которая, конечно, хороша сама по себе, каждая песня..но ту смысловую функцию, что исполнял "Наутилус" в первом уже не несёт..(помните, в 1 брате музыка сделала Данилу объёмным, надрывно-плачущий голос Бутусова был будто голосом самого Данилы..пускай зачастую смутным, нечётким, скорее эмоциональным нежели осмысленным..но голосом!))...за пеленой градации чётко положительных и отрицательных героев (полож. - друзья Данилы, отриц. - банкир и компания)...за пеленой всего это родились и объёмные, живые герои (русская проститутка, частично немец + некоторые другие).
Вообще примечательный приеём Балабанова: если для самого Данилы мир чётко делился на "чужих" (черножопые + бандиты) и своих (все остальные + брат), то сами по себе герои были куда сложнее этого деления. И особо интересно было умещение сложных персонажей в эти простые рамки. Во втором брате Балабанов практически отказался от этого..жаль.

Зато приятно, что он вовремя остановился и, видимо, осознав свои ошибки, отказался от съёмок третьего брата. И лично для меня остался одним из лучших режиссёров своей эпохи.

P.S. Сорри за многабукаф.