Алькор
17:43 18-03-2008 Из дневника Айрена Дарта Ная.
«Кто о чём, а я об артефактах!»

«…для мифа есть только одна возможность стать текстом – для веры есть только одна возможность стать культурой: перестать быть тем, что они есть. Лишиться – своего «о чем» и, следовательно, «зачем». Понимаете – храм может быть музеем и чем угодно, но только при одном раскладе: перестав быть храмом. Перестав быть тем, для чего он сделан. У «культовых сооружений» красота и архитектура как таковая – не «вторична», но не определяющая…»(с)-Ингадарь.

Перефразирую: предмет становится артефактом, перестав быть вещью, используемой по прямому назначению. Прялки, казаны, глиняные миски, заполняющие музейные стенды – суть артефакты. Они ценны сами по себе, даже неисправные.
Та же миска, но на столе – суть вместилище куска-мяса-в-бульоне. Приятно, когда она изукрашена – но если она при том дырявая, грош ей цена. Как миске. Но не как артефакту.

О чём это я? О голокронах. Суть вместилищах информации.

Храмы, библиотеки и хранилища Ордена Джедаев были забиты носителями информации. В том числе древними. В том числе неисследованными. В том числе – не исследованными сознательно. Пример – голокрон, найденный профессором Корускансткого Университета Марком Ланди, впоследствии конфискованный джедаями, был оставлен на вечное хранение без предварительного ознакомления. Как потенциально опасный.

Для чего мы храним наши прялки? Отнюдь не для того, чтобы к ним возвратиться от станков с программным управлением. И в долгие зимние вечера, где темноту разгоняла лучина, а время и досуг отмеряли по кудели, мы возвращаться не намерены. Потому что Прялка здесь – суть Образ Жизни. Иной жизни. Не такой, как сейчас. Той, что прошла, несмотря на ностальгию.
Ностальгия, она есть. Хочется сбавить темп, назначать встречи в полдень, а не в «12 часов 15 минут, плюс-минус пять минут, опоздавших не ждём!». Но если кто-то говорит, что хочет вернуться к исконному-посконному, не верьте: даже устроив Бал-при-Свечах, он не откажется от ватерклозетов!
Никто не будет варить мыло, как варили раньше – он купит мыльную основу, перемешает её с эссенциями, зальёт в форму и украсит цветочками. Никто не будет жить по феодальному кодексу или уложению монарха такого-то государства сякого-то. Никто не поднимет на щит старую идеологию, потому что это будет Новое, загримированное под Старое, что бы он ни говорил и каких богов ни призывал. Даже боги меняются с течением времени.

Мы вкладываем в образы старых богов новые понятия. Наши понятия. Каждый читает свой текст, что бы ни подразумевал его автор. А мы откликаемся на то, что созвучно нам здесь и сейчас. Если нам больно – на боль. Если радостно – на радость. Откровение – это то, что мы сами не додумали, о чём сами не додумались лишь чуть-чуть, а кто-то успел раньше. Чтобы правильно задать вопрос, надо знать не менее половины ответа.

Так нужно ли превращать голокроны в артефакты, обвиняя во всём - информацию?! Мол, перетащила, такая-сякая, чистого и пушистого имярек в склизкие и грязные…
Разруха не в голокронах, а в головах.
Комментарии:
Эль Ригель
20:49 19-03-2008
Текст навел на печальные размышления - по нашему реальному миру, культура(?) которого может быть так легко разрушена(она уже и разрушена в головах...давно - разделением целостного сознания на так называемое "бодрствующее"*искусственное по факту* и подсознание*единственно реальное*) каким-нибудь глобальным бедствием...Сам факт наличия этих самых горшков и технологии мыловарения в прошлом уже говорит о том, что такое событие могло иметь место быть прежде.А история имеет привычку повторяться.И тогда любой найденный простой артефакт(даже разбитый горшок из музея или та же прялка) сможет дать колоссальной важности информацию полудикарям-полулюдям "как-это- можно-изготовить-и-применить-чтобы-выжить-в-отсутствии-цивилизации".Балы при свечах - это будет потом и нескоро...для выживших.
И никто не вспомнит Новое вчерашнее - оно отойдет вместе с псевдоцивилизацией.А вот Старое позавчерашнее может оказаться востребованным - ибо этих самых полудикарей надо будет кому-то и как-то организовывать на выживание...Родовая память - она будет востребована.Как аналог реального голокрона.И люди, у которых она еще жива.

Я вот заметил, что слово "артефакт" в последнее время как-то "опустили": от вместилища знания сути(то есть объективных фундаментальных вещей, понимаемых всеми одинаково) - до cиюситуативных предметов,субъективистски толкуемых и тп..Хотя искусство как таковое первоначально было призвано исполнять функцию передачи этих самых знаний - через артефакты в том числе.На случай глобальных бедствий также.
Алькор
22:14 19-03-2008
искусство как таковое первоначально было призвано исполнять функцию передачи этих самых знаний - через артефакты в том числе.

Riegel, согласен. И мне жаль, что к слову артефакт стали относиться... несколько снисходительно. Но факт есть факт: большинство из того, что попадает в колеекции, запасники и прочие хранилища, выбывает из естественного круговорота знаний и вещей. Кстати... Вещь - ещё одно слово, которое "опустили".