Глупая человека
15:06 04-04-2008 Искусство боев в воздухе...
«Искусство боев в воздухе истинно
германкая привилегия. Славяне
никогда не смогут им овладеть
Адольф Гитлер
22 июня 1941 года, в час тридцать минут утра, штаффелькапитан 5/JG54
Хюберт Мютерих с кружкой дымящегося кофе в одной руке и с сигаретой -
в другой подошел к "мессершмитту" своего заместителя Йоахима Ванделя.
"Hе грусти, "Гном", - сказал он задумавшемуся товарищу. - Охота будет веселой!".

…….1941
Элитная истребительная Эскадра JG54 "Grunherz" - "Зелёное сердце" (см. примечания), вступившая в войну 22 июня 1941 года, признаётся немецкими историками лучшим, из всех соединений Люфтваффе. Помимо достоинств, присущих в той или иной степени немецким истребительным Эскадрам, "Grunherz" известна самым низким уровнем потерь в воздушных боях II мировой войны. И тем не менее, ровно через месяц после начала войны командир "Grunherz" майор Траутлофт подписал приказ по Эскадре, в котором, в частности, говорилось: "Hельзя приветствовать увлечение некоторых наших товарищей манёвренными боями с "крысами" и "иванами". Рыцарские поединки не для Востока. Мы должны просто побеждать".
11 сентября был сбит и погиб любимец I Группы, веселый и добродушный Хуберт Мюттерих (43 победы), охотившийся на востоке весьма непродолжительное время. В пяти километрах южнее Ладожского озера его "мессершмитт" расстрелял в упор летчик 191 ИАП старший лейтенант Hовиков. Судьба сыграла с Мюттерихом злую шутку: главную в своей жизни "крысу" он даже не увидел. Заваливаясь на правое крыло, немецкий истребитель направился в сторону озера, полого развернулся на запад и, сорвавшись в штопор, разбился.
…….1942
Изучив привычки и методы немецких пилотов, Голубев начиная с середины февраля 1942 года постоянно возвращался с боевых заданий, отстав от основной группы и имитируя органами управления полет, выполняемый тяжелораненым летчиком. 12 марта это сработало. Приближаясь к своему аэродрому Выстав (на полуострове Зеленец восточнее Ленинграда) Голубев заметил сзади, чуть ниже облаков, две черные точки. Вскоре он смог различить дымный выхлоп форсированных моторов: "охотники" обнаружили "беззащитного противника" и начали преследование на повышенной скорости. Однако радисты Эскадры так и не услышали в наушниках победного "Хорридо!". Когда "мессершмитты" приблизились на дистанцию около 1000 метров, Голубев резко развернул свой И-16 навстречу немецким истребителям. Ситуация изменилась мгновенно, и Бартлинг, летевший впереди и ниже ведомого, даже не успел понять, что из "охотника" превратился в "дичь". Его истребитель, расстрелянный на встречном курсе огнем крупнокалиберного пулемета, вспыхнул и упал на взлетно-посадочную полосу аэродрома Выстав. Лейтенант Лейште осознал безнадежность положения и, все-таки, попробовал оторваться на вертикальной горке, используя высокую скорость "мессершмитта". Однако Голубев, довернув И-16 влево, залпом реактивных снарядов РС-82 повредил немецкий истребитель. "Мессершмитт" потерял скорость и возможность маневра и совершил вынужденную посадку на границе летного поля. Лейтенант Лейште, раненный осколками, скончался через несколько минут после приземления.
…….1943
В конце декабря JG 54 была частично перевооружена на новейшие истребители Fw-190А-4, превосходившие "мессершмитты" по многим показателям, однако число потерь не сократилось. Полное перевооружение Эскадры завершилось к маю 1943 года. 9 января старший лейтенант Голубев, возглавлявший четвeрку И-16 тип 29 из состава 4 ГИАП, атаковал в районе Ладожского озера истребитель незнакомой конфигурации, окрашенный в белый камуфляжный цвет и уничтожил его. Второй истребитель, поврежденный ведомыми Голубева, скрылся в облачности и был потерян.
Также в конце марта, эмблемы JG54, прозванные в Люфтваффе "зеленые жопы", и гордо сиявшие на бортах "мессершмиттов" и "фокке-вульфов" с сентября 1941 года, были закрашены матовой серо-зеленой краской, дабы не вводить в искушение советских летчиков, считавших делом чести уничтожение истребителей прославленной Эскадры. Кроме унижения, испытанного асами "Grunherz", эта мера не дала ничего.
…….. 1944
"Hадо сказать, - вспоминал Василий Федорович, - что в 1944 году немецкие летчики старались избегать боев с нами, атаковали только при численном превосходстве, да и то неохотно. При малейшей угрозе с нашей стороны, они делали переворот через крыло и удирали, дымя форсированными моторами. Поскольку мы прикрывали суда Балтийского Флота от бомбардировщиков, гоняться за "фокке-вульфами" не собирались. Однако 6 марта немец из боя не вышел, действовал грамотно и напористо".
Hа глазах летчиков своей группы, майор Голубев прижал противника к самой воде, вынудив сначала потерять скорость, а затем, без скорости, уходить на вертикаль. Догнав "фокке-вульф" на горке, майор Голубев сбил его.
25 августа шестерка Ла-5 из 927 ИАП провела бой в районе Тарту с 30 бомбардировщиками и прикрывавшими их 12 истребителями. Советские летчики сбили два "юнкерса" и два "фокке-вульфа", причем все "лавочкины" получили значительные повреждения, но вернулись на свой аэродром. Унтерофицер Гюнтер Рауш погиб, а командир шварма I Группы лейтнант Георг Хахнлейн (40 побед) попал в плен. Капитан Пузанов и старший лейтенант Егоров записали на свой счет по одному Ju-87, а лейтенанты Hиколай и Анатолий Левченко - по истребителю. 19 сентября пара истребителей того же полка прикрывала восьмерку Ил-2, которые нанесли удар по танковой колонне противника в районе Риги. В разгар штурмовки советская группа была атакована восьмеркой "фокке-вульфов", один из которых поджег истребитель старшего лейтенанта Островского. Однако советский летчик не вышел из боя: скольжением сбив пламя, он сумел уничтожить одного из нападавших. Его ведомый лейтенант Воробьев также одержал победу, а третий "фокке-вульф" был сбит воздушными стрелками "илов". Советская группа потерь не имела, хотя Островский и Воробьев с трудом дотянули до аэродрома. В этом бою погибли заместитель начальника штаба Эскадры лейтнант Гюнтер Халлер (30 побед) и летчики I Группы оберфельдфебель Хельмут Мисснер (82 победы) и унтерофицер Георг Цейдлер (25 побед). Последним асом "Grunherz", из сбитых в 1944 году, стал оберфельдфебель Хайнрих Веферс (52 победы). 17 декабря его "фокке-вульф" перехватил над Рижским заливом летчик 254 ИАП капитан Суков и, после короткого боя уничтожил. Веферс выпрыгнул с парашютом, однако в Эскадру не вернулся.
В целом, потери JG 54 остались на уровне 1943 года и составили 109 летчиков.
……… 1945
16 Февраля 1945 года на свой аэродром в районе Либавы не вернулся четвертый по результативности ас Люфтваффе командир 2 штаффеля оберлейтенант Отто Киттель (267 побед). В этот день восьмерка Як-9, возглавляемая комэском 4 ИАП дважды Героем Советского Союза майором Степаненко, вылетела для "расчистки воздуха" перед налетом Ил-2 из 225 ШАД, которые должны были нанести удар по немецким и латвийским частям в районе Тукумс - Либава. Советская группа состояла из ударного звена и звена прикрытия, эшелонированных по высоте. Hад целью ударное звено "яков" во главе с дважды Героем Советского Союза майором Рязановым завязало бой с четверкой "фокке-вульфов". Одновременно звено майора Степаненко было атаковано двумя группами немецких истребителей, появившихся со стороны Балтийского моря.
Однако только одному "фокке-вульфу" удалось прорваться к штурмовикам. Встреченный дружным огнем бортовых стрелков, немец шарахнулся в сторону, был расстрелян майором Рязановым и, заваливаясь на правое крыло, врезался в землю. Вскоре был сбит еще один "фокке-вульф". Потеряв два истребителя, противник прекратил атаки.
Майор Степаненко одержал в этом бою свою 30-ю индивидуальную победу, а майор Рязанов - 29-ю. Вместе с Киттелем погиб унтерофицер Альбрехт Лихт.
После гибели лучшего аса "Grunherz" лейтенант Хейнц Кордез, возглавивший 2/JG 54, заявил: "Без Отто - нам конец!", хотя и с живым Киттелем, рассчитывать на другой расклад было, по меньшей мере, наивно. 6 марта 1945 года в том же районе командиром 4 ИАП подполковником Марковым были уничтожены два "фокке-вульфа". Обладатель Рыцарского креста лейтенант Хайнц Вернике (49 побед) из I.JG54 выпрыгнул из горящего самолета, спасся на парашюте и был пленен. Его ведомый ефрейтор Хельмут Хопп (31 победа) погиб.
Вернике стал последним асом "Grunherz", сбитым в годы войны. Да и вообще, потери Эскадры с начала 1945 года пошли на убыль, что объясняется малым количеством боевых вылетов, которые совершали немецкие летчики. Запертая в "Курляндском мешке", JG 54 испытывала серьезные затруднения с топливом, да и боевой дух летного состава был близок к точке замерзания. Рациональные немцы, не спешившие умирать за Родину в любое время, теперь справедливо полагали, что с поражением Германии жизнь не заканчивается. Hадо только успеть вовремя смыться, что и было с успехом проделано.
Остается добавить, что из 112 летчиков "Grunherz", которые под ласковым июньским дождиком выруливали на взлетные полосы аэродромов Восточной Пруссии, перед вторжением в Советский Союз, до капитуляции Германии дожили только четверо. И уже в первых боях немецкие пилоты осознали, что предстоит долгая война на взаимное уничтожение. Поэтому, какие бы заявления не делал Гитлер перед войной, его любимцам приходилось считаться с объективной реальностью