Некоторое время назад подумавшиеся мысли насчет воспитания и развития адептов Силы. Выложены, кажется, еще где-то на ФКДВ.
Размышление первое. Полностью способность к работе с Силой – одаренность – раскрывается лишь при грамотном обучении. Мощные самоучки встречаются крайне редко; практически всегда обнаруживается, что они либо уже прошли некое обучение, пусть и на иной стороне (Куэллер, например) или же имеют хорошие учебники и, вероятно, наставника (Краты).
Но при этом, еще до обучения Сила не спит, проявляя себя тем или иным образом. Например, Анакин отличался редкой везучестью; его технические навыки тоже подпитывались от Силы (что, кстати, доказано его внуком). Так что это не инертная способность, никак себя не проявляющая.
Так. Давайте посмотрим на ситуацию: талант есть, но учителя и вообще любого, кто поможет, не наблюдается. Всех ведь не протестируешь; кого-то упускали. Вот и живет себе одаренный. Но вот дальше… В тихой и мирной жизни Сила так и будет дальше дремать: нет никакого стимула к проявлению. Подобные способности по-настоящему пробуждаются в экстремальных ситуациях. То есть, обычно – нападение, страх или ненависть, желание выжить… А что у нас числится в простейших и первичных техниках Силы? Правильно, телекинетический удар.
Смотрим: одаренный попадает в экстремальную ситуацию, и сам того не сознавая, бьет Силой. Результат – противник мертв или покалечен, остальные, если есть, разбегаются (если не разбегаются, то они его совместно прибьют, и все закончится), сам одаренный в шоке от происшедшего. Рано или поздно он от шока оправится и попытается понять, что произошло.
А вот дальше – три исхода. Первый, и наиболее редкий, – одаренный решит, что этот дар надо вдумчиво изучать и развивать, спокойно планируя каждый шаг. А попутно решить, как его использовать.
Второй – до смерти перепугается, обнаружив в себе такую силу и постарается забыть как страшный сон. И загнать поглубже любые намеки на то, что вообще чем-то отличается от других. Это самый безопасный вариант, но и… нежелательный, по-моему. Поскольку равнозначен сознательному зарыванию своего таланта.
И третий… Одаренному может это понравиться. Сознание того, что он, если потренируется, сможет любого громилу скрутить взмахом руки. И, как и в первом случае, примется развивать дар по своему разумению – но нацелит его исключительно на боевые цели. Конечно, самоучка вряд ли овладеет по-настоящему тонкими техниками вроде глубокого воздействия на разум или молний. Но против обычных людей и телекинеза более чем достаточно.
Думается мне, что в Ордене Джедаев это понимали. И это еще одна причина, по которой они забирали детей к себе: дабы не допустить множества одаренных-преступников. Кстати, действенно: в доимперский период таких самоучек не было. Секты вроде датомирских ведьм создавались ушедшими джедаями.
Правда, тут есть отдельный вопрос. Далеко не все семьи соглашались отдать детей в Орден. Например, если это наследник престола – хатта с два отдадут. Что в этом случае? Думаю, джедаи вежливо уходили, но продолжали следить за семьей. Возможно, перед уходом слегка правили память родителям – дабы те не принялись воспитывать ребенка в духе «у тебя Сила, ты еще и потому выше всех». Что такое самоучка-аристократ, Орден хорошо убедился на примере Кратов.
А отсюда вьется еще одна мысль – о лишней причине принятия Анакина в Орден. Конечно, предсмертная просьба – дело святое, но… Магистры могли посовещаться и четко понять: Анакин достаточно упорен, целеустремлен и силен духом, чтобы заниматься самостоятельно. А ему уже подтвердили, что он одарен. Результат? Учитывая, что он будет обижен на Орден Джедаев… Вот и приняли. Конечно, в итоге Ордену тоже мало не показалось, но это уже совершенно иные причины.
Размышление второе. Вызвано, в свою очередь, размышлизмом о том, что любой одаренный, воспитываемый в Ордене, проходит несколько стадий.
Стадия первая. Когда ученик освоил несколько техник, находится в эйфории от своих способностей, считает «Я все могу!» (что, увы, почти всем разумным свойственно) и ему кажется, что он может весь мир перевернуть.
Джедаи, как мне кажется, с этим справляются следующим образом: учитель предельно ясно доводит до сознания подопечного, что умеет он пока что совсем мало, и не стоит себя переоценивать. С точки зрения современных «педагогов» – это кошмар и подрыв самооценки. С моей точки зрения – правильный поступок. Потому как ученик, все вышесказанное осознавший, трижды подумает, прежде чем лезть в ситуацию не по силам.
Ситхи в таком случае скорее предпочтут дать ученику нарваться и на собственном опыте понять, что сил у него еще маловато. А вот вытащит ли его учитель в последний момент или нет – зависит от учителя и его взглядов на воспитание.
Стадия вторая. На этой ступени находятся молодые ученики, уже действительно что-то умеющие, но еще сохранившие много самоуверенности и зачастую ведущие себя нахально и безрассудно. Ну, яркий пример – Анакин из Э2. Несколько раз он выживал лишь благодаря фамильной везучести.
В случае с джедаями тут имеется постоянный контроль учителя, который может сцапать за шиворот и помочь. Может, это слегка снизит инициативность ученика… но лучше снижение инициативности, чем лишение жизни, правда?
У ситхов на этой стадии ученик может и против учителя повернуться. Или остаться без него – как многие молодые из «Времени ренегатов». В этом случае они рискуют так и остаться в этом психологическом состоянии и даже навыки не улучшить.
Некоторых, правда, в этом случае жизнь обламывает. Например, Этейн Тер-Мукан после гибели учителя получила убедительные доказательства – джедай один в поле не навоюет. И сама она – не абы какой джедай. Что ей немало помогло.
Стадия третья. Это уже умеющий работать в одиночку воин, знающий свою силу, но иногда склонный ее переоценивать. На рожон он лезть не будет, но при выполнении задания может и увлечься.
У джедаев это большинство рыцарей в период от окончания ученичества и получения собственного подопечного. Правда, им полегче: на предыдущих этапах объяснили важность спокойствия и осторожности.
У ситхов это боец-одиночка, часто весьма сильный, но рисковый. Маул, например. Или Сион. Как мы знаем, такие часто погибают в бою, недооценив противника.
Стадия четвертая. Это уже почти настоящий мастер – потому как знает пределы своей силы, знает, как их раздвинуть, знает, что и когда нужно делать… В общем, это одаренный, отлично понимающий, когда и где что надо применять.
У джедаев таковы многие в Совете; таким со временем стал Люк.
У ситхов хороший пример – Дуку и Вейдер.
В обоих случаях на этой стадии может остаться и великий мастер Силы и меча. Это скорее психологическая характеристика.
Стадия пятая. Это мастер. Не обязательно очень мощный в Силе или непревзойденный боец. Просто на этой стадии достигается понимание того, что для достижения цели применение Силы совершенно не обязательно… а также осознание того, как это надо делать.
Ну, подробно повторять про Садоу и Палпатина, которые самые крупные интриги в жизни провернули без всякой Силы, я не стану. Приведу пример с противоположной стороны, а именно… Йода. Почему? Да хотя бы из-за одного факта.
Вспомните, как медленно Йода обычно ходит. А также – как за ним уследить, когда он сражается. Так чего он не движется быстро в обычной жизни?
Ответ, по-моему, таков: если Йода хочет кому-то что-то сказать, он идет рядом с ним. Нахалов, которые будут обгонять мастера, в Ордене не наблюдается. Значит, будет приноравливаться к медленному шагу… и за время прогулки будет вынужден выслушать абсолютно все, что Йода пожелает ему сказать.
Фоновая музыка Noir - Sorrow
Настроение: аналитическое