Движение к свободе начинается тогда, когда я осознаю, что не удовлетворён жизнью. Человек, который начинает ощущать страдание жизни в то же время начинает пробуждаться к восприятию более глубоких, истинных реалий. Именно страдание разбивает наши вымыслы о реальности, заставляя нас становиться более "настоящими", более "живыми" -- внимательнее смотреть, глубже (и острее
) чувствовать...
В самом по себе страдании нет ничего хорошего, хорошо лишь то, что оно явно указывает нам на ложные границы. Ведь именно эти границы мучают нас.
Итак, человек создаёт границы в следующем порядке: Раньше всего закладывается фундамент -- организм / среда, затем возводятся стены -- эго / тело, наконец постройка увенчивается крышей -- маска / тень. Вот и готова наша тюрьма...
Естественно, что растворение границ необходимо производить в обратном порядке -- начиная с крыши. Иначе "крыша съедет" и ударит больно!
Поэтому мы начнём там, где находтся большинство людей -- в ловушке маски.
Маска являетя искажённым образом самого себя. Она возникает, когда человек желает отречься от некоторых собственных качеств, таких, как гнев, самоуверенность, эротические импульсы, агрессия и т.д. От такого желания они, понятное дело, не исчезают, и всё, что человек может -- это сделать вид, будто они принадлежат кому-то другому. Кому угодно, только не ему самому! Если не удаётся отречься от их существования, значит мы отречёмся от обладания ими! Человек начинает верить, что эти качества -- не он сам, а нечто внешнее. Он поводит границу так, чтобы отделить от себя (теперь убогой, искаженной "маски") эти нежелательные качества ("тень"). И начинается битва: маска против собственной тени.
Может показаться, что такое проецирование тени -- лишь игра словами, интеллектуальная забава, далёкая от повседневной жизни, но это не так. Вот простой пример.
Вася Пупкин уже давно собирается навести порядок в своём гараже, в котором чёрт ногу сломит. И вот наконец, решимость его созревает, он бросает в сумку старую одежду и направляется в гараж. Важно: В этот момент Вася находится в тесном контакте со своим собственным желанием навести порядок. Правда какая-то часть его вовсе не жаждет разбирать скопившийся хлам и выгребать мусор, но всё-же его желание убраться в гараже больше чем его нежелание убираться в гараже, иначе он не шёл бы туда широким шагом, отвлекаясь лишь на особо симпатичные женские попки...
Странная вещь происходит, когда Василий отпирает гараж, переодевается и оглядывает весь бардак, который имеет место быть. Энтузиазм куда-то улетучивется... Но Вася не уходит, нет! Он начинает слоняться из угла в угол, листает старые журналы, пинает старый мяч... Обратите внимание: В это время Пупкин начинает утрачивать контакт со своим желанием. Желание убраться в гараже по-прежнему присутствует, если бы оно исчезло, то Василий просто запер бы гараж и ушел. Желание сохраняется в психике и требует к себе внимания, точно так же, как голод требует чтобы вы выполнили его требование и поели. Поэтому в глубине души Василий твердо знает -- кто-то хочет, чтобы он убрался в гараже. Проблема в том, что Пупкин искренне забыл, кто именно этого хочет. Поэтому в нем растёт раздражение...
Всё что нужно для того, чтобы окончательно спроецировать тень, то есть полностью забыть своё желание навести порядок в гараже -- это подходящий кандидат, на которого можно "повесить" собственное проецируемое желание.
Тут звонит мобильник -- это ничего не подозревающая жена Васи -- Амалия Карловна Фихтенгольц (да шучу, шучу -- Маша Берёзкина!
) спрашивает, скоро ли он закончит уборку. Василий взрывается, ярко и сочно говорит, чтобы она "отстала от него", затем сообщает, что вообще не собирается копаться в этом "сраном гараже", что она заколебала его вместе со своей долбаной мамой... В-общем из его экспрессивного монолога можно узнать много нового о Маше и её родителях...
Всё. Проекция завершена. Собственное желание Василия теперь оказалось приходящим извне. Он спроецировал его, поместил по другую сторону границы, и оттуда оно нападает на него, не давая "нормально жить".
Важно то, что если бы Пупкин действительно не хотел убираться в гараже, если бы он был невиновен в этом желании, он бы просто ответил жене, что передумал, и займется уборкой как-нибудь в другой раз. Он этого не сделал, поскольку подсознательно точно знал -- кто-то хочет, чтобы гараж был убран, но не признавая желание своим был вынужден спроецировать его вовне. Источник ощущаемого "извне" давления находится внутри!
Трудно поверить, но всякое ощущаемое нами давление является возвращающейся к нам проекцией нашего собственного желания! Любое давление в глубине своей оказывается вытесненным собственным влечением человека.
А что было бы, если бы Маша действительно давила на Васю, заставляя его убраться в этом чёртовом гараже, который и мне уже надоел, честное слово!? Так вот -- если бы у самого Васи начисто отсутствовало собственное желание этого, он просто не смог бы почувствовать никакого давления извне. Он оставался бы совершенно спокоен в данной ситуации и без всякого раздражения ответил бы, что не собирается делать этого... или что не собирается делать этого сегодня... В любом случае, это не привело бы к приступам икоты у тёщи и тестя...
Мудрый человек, всякий раз, когда чувствует какое-либо давление -- со стороны родителей, жены или мужа, друзей, коллег, начальства, детей, -- учится использовать это давление как сигнал, сообщающий, что у него есть некое желание / влечение, которого он не осознаёт. Таким образом, понимая, что давление есть по сути его собственное влечение, он может спокойно решить, действовать ли согласно этому влечению, или отложить действие. Но в любом случае он понимает, что это его собственное влечение.
И опять я успел сказать меньше, чем собирался
Продолжу в следующий раз...