Муза_на_полставки
12:57 04-11-2003 ...по заказу независимой телерадиокомпании Аринушка Пикчерз ;)
"Представьте себе двух людей, которые держат пуму, набросив на неё с двух сторон лассо. Если они захотят приблизиться друг к другу, пума бросится на одного из них, так как лассо ослабнет. Они в равной безопасности только тогда, когда тянут каждый в свою сторону. Поэтому с таким трудом могут приблизиться один к другому тот, кто пишет, и тот, кто читает, между ними общая мысль, захлёстнутая петлёй, которую двое тянут в противоположные стороны".
Милорад Павич

Начнём с того, что между писателем и читателем мы видим третье существо. Откуда оно взялось? Почему двое не могут взаимодействовать сами, без посредников?
Видимо, потому, что передавать мысль напрямую, без помощи знаков, человечество ещё не научилось. А использование знака предполагает наличие системы кодировки-раскодировки, в которой часть изначального смысла может потеряться или трансформироваться.
Язык стал для нас самой удобной системой, позволяющей передавать смысл наиболее точно (в отличие от картинок, жестов и т.д.). Но даже он допускает расхождения в трактовке некоторых слов и понятий. А уж мысль передать без искажения с помощью языка практически невозможно. Вот и получается, что сама мысль, сравниваемая Павичем с пумой, оказывается посередине между пишущим и читающим. А посредниками становятся два лассо одинаковой длинны, которые набрасывают на неё и тянут каждый на себя с одинаковой силой двое.
Пишущий тянет в свою сторону. Его цель - схватить «живую» мысль и превратить её в набор знаков. При этом он выберет образы и символы, основываясь на своём индивидуальном их понимании. И если он размышляет сам с собой или пишет что-то для себя, дикая пума превращается в домашнюю кошку, с которой можно вблизи играть, брать на руки. Здесь не нужна верёвка-посредник. Но как только появляется адресат, вместе с ним на шее кошки возникает верёвка, которая натягивается максимально, превращая животное в дикую пуму.
Читающий тянет её в противоположную сторону, так как цель его противоположна. Ему наоборот нужно схватить знаки и превратить в мысль, оживить её. Считанные образы-символы он трактует по-своему, используя свой личный опыт и багаж знаний.
Но при этом мысли-пуме могут сделать больно, изуродовав её неправильным изложением или же неправильным пониманием написанного. Лассо-посредники сдавливают ей горло, и она стремится освободиться. А для этого при любом ослаблении верёвки ей необходимо наброситься на одного из «охотников».
И только синхронно – шаг за шагом, очень медленно могут сблизиться писатель и читатель, равномерно укорачивая свои лассо. Делать это нужно очень мягко, чтобы дикая пума не пострадала и не разъярилась. Для этого нужно, чтобы система кодировки одного и система раскодировки другого максимально совпали. Но добиться этого неимоверно сложно.

Схема:
Мысль – писатель – текст – читатель – мысль - привычное представление.
Писатель – текст – мысль – текст – читатель - представление Павича.