Zomb1e
21:07 11-10-2008 Мой байк
Итак, вот такая машинка имеется у меня на сегодняшний день:

Trek 8500 custom

Байк собирался по большому счету как универсальный (два и тем более три байка дома ставить просто не куда) – для участия в любительских гонках кросс-кантри, марафонах, приключенческих гонках, а также для тренировок, покатушек и коротких походов в стиле ультралайт. Основными критериями при выборе компонентов были бюджетность, соответствие сфере применения (т.е. во многом – универсальность) и минимальный (в рамках бюджета) вес не в ущерб надежности.

рама: Trek 8500 '08
вилка: RST Megaan AIR-RL 100mm '07
рулевая: Cane Creek (VP-56ACK)
каретка: Alivio (ES-25)
система: LX (M-572), звезда 22Т - алю FSA
педали: Crank Bros Candy C
цепь: SRAM 971
кассета: SRAM 950
манетки: SRAM X-7
пер. переклюк: SRAM X-7
зад. переклюк: SRAM X-7
троса, рубашки: Clarks
пер. колесо: Deore, DT Champion 2.0, Mavic XM-117
зад. колесо: XT, DT Competition 2.0-1.8-2.0, DT X450
камеры: noname спереди, Maxxis Ultralight сзади
пер. покрышки: IRC Mythos XC 1.95 kevlar / Conti Race King Supersonic 2.2 / Nokian Extreme 296 2.1
зад. покрышки: IRC Mythos XC-II 1.95 kevlar / Maxxis Xenith 1.5 kevlar / Conti Spike Claw 2.1
эксцентрики: BBB BQR-04 FiberBlock
пер. тормоз: Magura Marta '06
зад. тормоз: Tektro, ручка: Avid SD7, колодки: Author трехцветные
вынос: BBB BHS-15 LiteStem (105x5)
руль: Kore Elite (580x3)
рога: Titec Magnesium
грипсы: Bontrager
подседельник: Truvativ Team DC (350mm)
седло: BBB BSD-08 AnatomicDesign


История создания
Начну издалека – в начале лета 2006 года я купил себе первый байк. Байком был Author Solution. Ездил я на нем довольно часто – почти каждый день, так что нет ничего удивительного в том, что уже к концу осени пошли первые апгрейды. Болезнь прогрессировала и достигла своего апогея к весне 2008 года, когда от стоковой комплектации остались лишь рама, грипсы и задний тормоз. На тот момент мысль о необходимости новой рамы крутилось в моей голове уже порядка полугода.

Рама: Alpha Red Aluminum, 19.5”
Итак, рама. Выбирал я долго, даже несмотря на то, что в нашей стране у человека, желающего купить раму за 10 килорублей, простора для траты своих денег на порядок меньше, чем у человека, рассчитывающего за те же деньги купить байк. Предварительный список претендентов был такой:
1) Gary Fisher Platinum Series
2) Giant XTC Embo
3) Scott Scale
4) Trek 8500
Первый вариант отпал практически сразу – для этого пришлось бы покупать, а затем дербанить КуКаРеКу. Деньги на покупку байка в сборе были, но дербаном заниматься ни времени, ни желания не было. Скотт отпал частично по этой же причине, хотя возможность раздербанить Скейл 60 или 70 обсуждалась в одном веломагазине, где меня хорошо знают. Более «высокая» рама из линейки Скейлов не подходила мне по причине отсутствия креплений под ви-брейки. Также не внушала доверия слишком уж тонкая верхняя труба. Между Джаинтом и Треком я метался довольно долго, несмотря на принципиально разную геометрию. С одной стороны, чисто по теории мне с моими весьма длинными по отношению к туловищу ногами, должна была лучше подойти геометрия Джаинта с коротким передним треугольником. Но с другой стороны, имевшаяся у меня на тот момент авторовская 19” рама с классической геометрией казалась мне слегка коротковатой, а у Джаинта рама в этой ростовке получалась еще короче. Поэтому чтобы не использовать длинный вынос в ущерб управляемости, пришлось бы брать раму на 20”, а четные ростовки были только в линейке XTC Team. Решающим фактором стало время доставки, которое для этой рамы было прямо скажем неопределенным, а за рамой Трека я мог просто прийти в магазин и купить, что в итоге и было сделано.
До покупки этой рамы меня мучил вопрос – а не окажется ли она непомерно длинной для моих 183 см роста? Все же ЕТТ в 625 мм – это не шутки =) Но нет – посадка получилась просто идеальной, и это при учете штыря со смещением 10мм (думал, что понадобится без смещения), да и вынос диной 105 пока на 90 менять особо не хочется.
Раму я купил в конце августа 2008, неделю искал необходимую навеску, которую нельзя было перекинуть со старой рамы (подседельник на 31,6, каретку на 73 и новую рулевую), а также всякую мелочевку вроде тросов-рубашек. Сборка была произведена в субботу 30 августа – за день до гонки Kulikoff Cup 3. Не удалось найти правильную каретку и тефлонированные тросики переключения, да и с проводкой тросов второпях напутал – но это все мелочи по сравнению с получившимся результатом. Боевое крещение байка оказалось весьма удачным – занял второе место по новичкам.
Байк выглядит very sexy – зашлифованные швы на раме, гидроформованная нижняя труба с красивым изгибом (еще на заре массового распространения гидроформинга я просто влюбился в рамы Спеша – ну а не трудно догадаться, у кого Трек «позаимствовал» идею), оригинальное решение «рыбьего хвоста» на верхних перьях – в месте соединения у труб срезаны боковые стенки, и они сварены друг с другом в единое целое. Ну а раскраска байка – это отдельная песня – черный металлик в сочетание с цветом «onyx» (не хочется называть его серым металликом) и вкраплениями агрессивных красных элементов. Очень в тему оказалась черная вилка и разбавляющие композицию серебристые седло, руль, манетки с переключателями и рубашки.

Выборочный обзор компонентов

Вилка: RST Megaan AIR-RL 100mm '07
Первая работающая вилка, появившаяся у RST в 2007 году. В модельных рядах ’08 и ’09 носит имя F1rst. RST позиционирует ее как топовую кантрийную вилку: магниевые штаны, алю шток, воздушный прелоад, регулировка отскока, два варианта хода – 80 и 100 мм (у меня 100), версии с манеткой удаленного управления жесткостью/блокировкой или с крутилкой на правой ноге. Топовостью тут конечно и не пахнет – это простенькая воздушка без негативки и с весом чуть больше полутора кило без штока, но вилка действительно рабочая и за свои деньги пожалуй вне конкуренции. Я покупал ее в мае 2007 года за 6800 (сейчас можно купить на 500 дешевле) и был вторым в городе обладателем данного девайса. Работа вилки радовала – она неплохо кушала мелочевку (чего не наблюдалось ни на одной другой рст-шной вилке), хорошо отрабатывала крупные неровности и при правильно настроенном отскоке не норовила выкинуть меня на кочках. За все время ее использования подкачивать вилку приходилось только один раз. Перед сборкой байка на новой раме я разобрал ее и был приятно удивлен – за 15 месяцев постоянного использования смазка внутри осталась довольно чистой. После переборки снизилась «мертвая точка», да и вообще вилка стала чуть более плюшевой, что меня вполне утроило, ибо до этого она казалась мне немного жестковатой для моего веса (68 кг). Манетку удаленной блокировки я решил убрать, т.к. за все это время так и не научился ей пользоваться – я не всегда перед подъемом успеваю за рога перехватиться, а тут еще и манеткой щелкнуть надо. =)

Рулевая: Cane Creek (VP-56ACK)
На самом деле не Cane Creek, а «VP made for Cane Creek», но хуже она от этого не работает. Подошла как родная – внешний диаметр чашек совпадает с диаметром рулевого стакана (стакан кстати очень хитрый – тонкий в центральной части и расширяющийся по краям – причем как снаружи, так и изнутри), высокий конусообразный пыльник обеспечил плавный переход от диаметра чашки рулевой к диаметру спейсера. Суммарная высота чашек и пыльника достаточно большая (39 мм), что позволило обойтись без покупки нового спейсера. Рулевая куплена за 740 р. в Меридиане с vip-скидкой, что намного дешевле популярной FSA Orbit XL II.

Руль: Core Elite
Алюминиевый руль с весом карбонового – 135 грамм. Длина 580, изгиб 3 градуса, матовый серебристый цвет, идеально сочетающийся с манетками Х-7 и вкупе с красно-белым логотипом отлично вписывающийся в общую цветовую концепцию байка. Куплен за 25$ на распродаже на чейне. Единственный минус – мне маловат его изгиб: 5 или 7 градусов были бы идеальны.

Рога: Titec Magnesium
Довольно раритетная вещь – еще магниевые и с надписью “made in USA”. Сейчас Titec выпускает аналогичные по форме, но алюминиевые – они чуть тяжелее, а вот именно этих уже нигде не достать. Рога с полным правом можно назвать универсальными – при относительно малом весе они имеют весьма солидную длину и обеспечивают три принципиально разных хвата, позволяя не только эффективно использовать их на трассах кросс-кантри и марафонов, но и принимать растянутую аэродинамическую посадку на шоссе.

Грипсы: Bontrager
Цепкие и узкие грипсы, кроме всего прочего хорошо вписываются в цветовую гамму байка. Примечательны пожалуй лишь тем, что это единственный компонент на моем кастоме, совпадающий со стоковой комплектацией.

Передний тормоз: Magura Marta '06
Как и многие компоненты на байке, куплен на распродаже на чейне, причем за смешные 100 баксов. Очень легкий тормоз (заявленный вес вместе с диском 348 грамм) с хорошей модуляцией и вполне достаточной для моих задач мощностью. После вибрейка и механики вызвал у меня бурю восторгов безупречностью работы и возможностью забыть об обслуживании. Тормозной диск выглядит безумно красиво, и несмотря на «утонченный» внешний вид, оказался весьма прочным. Правда на одном спуске я умудрился таки его слегка погнуть при мощном торможении, но выправлять пока не тороплюсь – по колодкам не шаркает. Отдельно хочется отметить очень тихую работу тормоза – никаких поросячьих визгов и скрипов благородная Марта себе не позволяет. «Пение» начинается лишь при мокром тормозном диске, но прекращается после двух-трех торможений и высыхания диска. Единственным замеченным минусом у этого тормоза является подсасывание воздуха через мембрану в перевернутом состоянии. Данное несчастье случалось у меня дважды, но по прошествии некоторого времени после нескольких поездок самопроизвольно устранялось. Такая вот загадочная Марта. =)

Манетки и переключатели: SRAM X-7
Были куплены комплектом, снятым с нового байка, летом 2007 за 2 килорубля. Радовали с самого начала и практически в полном составе радуют до сих пор. Первую подстройку переключателей я сделал где-то через 9 месяцев после их установки. Практически безупречная работа в самых экстремальных условиях – вплоть до окунания в грязевую ванну или полного обледенения. Заменил направляющий ролик, при этом натяжной сточен почти до круглого состояния, и на четкости переключения это не сказывается. Очень удачный дизайн манеток – переключаться в обе стороны только большим пальцем неимоверно удобно, да и контроль над байком лучше. Единственное расстройство от этого комплекта – передний переключатель: воткнуть «бабушку» под нагрузкой не реально – приходится либо переключаться до начала крутого подъема, либо значительно снижать нагрузку на педали перед переключением (причем без гарантии, что переключишься) – и то, и другое приводит к значительной потере в скорости. Кроме того, у передника ощутимо люфтит рамка – иногда входит с чем-то в резонанс и начинает противно дребезжать. Планирую заменить его на ХТЯ и забыть об этом головняке.

Покрышки:
1) IRC Mythos XC / XC-II
Грунтовый универсал с весьма достойным весом (480 грамм в размерности 1.95) – лучший среди бюджетных и наибюджетнейший среди лучших. Рисунок протектора различается для передней и задней покрышки. Передняя хорошо держит в поворотах и позволяет жестко оттормаживаться, а задняя, благодаря вытянутым в поперечном направлении элементам протектора в центральном ряду, просто божественно гребет в гору и не менее достойно, чем передняя, держит в поворотах из-за сходной структуры боковых элементов. Для покрышек с развитым протектором, у митосов на удивление хороший накат. В более поздней модификации XC-II лучше продуман рисунок протектора (более равномерно заполнен центральный ряд), что обеспечивает чуть лучший накат, чем у XC. А в целом поведение обоих версий весьма схожее, и позволяет использовать их на любом типе грунта, кроме, пожалуй, откровенной жижи. Я отъездил сезон 2007 на комбинации XC-II спереди, XC сзади в размерности 2.1, и, проникшись этими покрышками, на сезон 2008 взял их же, но в размерности 1.95, решив что сцепления мне и так хватит, а скинуть немного лишнего веса с колес никогда не вредно. Надо сказать, что надежды полностью оправдались, правда в сезоне 2008 комбинация получилась другой – XC спереди и XC-II сзади. Покрышки сделаны из весьма мягкого компаунда, что приводит к довольно быстрому износу, но при их цене можно покупать новые хоть дважды в сезон.
2) Continental Race King Supersonic
Приобретена на старбайке для песчаных трасс и твердого грунта: множество плотно расположенных и небольших по размерам элементов протектора обеспечивают хороший накат, а большая площадь поверхности сцепления, получившаяся благодаря эти шипчикам и размерности 2.2 (в реальности уже заявленной), позволяет покрышке уверенно чувствовать себя в песке. Но мягкий грунт и тем более говнилин – это не ее стихия, так что хоть некоторой универсальностью эта покрышка и обладает, сфера ее применения все же ограничена.
3) Maxxis Xenith 1.5
Лысый слик для станка.
4) Nokian Extreme 296
Проверенная временем и тысячами райдеров шиповка. Держит и на льду, и на снегу, быстро самоочищается. Отличная резина, одним словом.
5) Continental Spike Claw
Куплена на замену приобретенной еще для первой велозимы двухрядке Nokian Extreme 120. Помимо того, что это самая дешевая четырехрядка среди приличных, подкупило описание на сайте Conti: “for true Vikings". Я конечно и не викинг, и не тру, но чувство юмора у Конти оценил. =)

Система: Shimano LX (M-572)
Куплена у друга летом 2007 вместе с деоровской кареткой за килорубль. Правда практически сразу пришлось поменять среднюю звезду – не хотела работать с новой цепью. Жесткость системы меня вполне устраивает, цвет тоже симпатичный (жаль на шатунах почти все анодирование стерлось), единственная проблема – крайне сложно найти под нее каретку под стакан 73 мм с нужной длиной вала (126 мм). На новой раме правда чейнлайн получился 47,5 (против 45 на старой), что вызвало некоторые проблемы при силовом педалировании на 2-1. В идеале нужно попытаться найти каретку с длиной вала 122,5, но это уже из области фантастики. Перед сборкой байка стальная звезда 22Т была заменена на алю FSA, а видавшие виды бонки – на снятые с системы RaceFace Evolve XC. Также своей очереди ждет вторая звезда с этой же системы.

Компоненты BBB: седло, вынос и эксцентрики
Заслуживают отдельного упоминания как самые легкие за свои деньги. Седло неплохо поглощает вибрации, изгибаясь в центральной части (ну и является частью цветовой концепции байка, естественно). Черный вынос с полированной серебристой крышкой имеет приятный внешний вид, проблем с жесткостью не ощущал (хотя с моим весом их ощутить вообще проблематично). Эксцентрики с карбоновыми ручками являются самыми бюджетными среди аналогов, представленных на рынке. К слову сказать, заявленный вес в 90 грамм был превышен не более чем на 3 грамма (точность использованных весов 0,1 мг). Искренне надеюсь, что многие райдеры смогут избавиться от своих комплексов по поводу продукции этой фирмы.

План ближайших апгрейдов:
1) Поменять каретку на что-то хотя бы просто не чугуниевое (ES-51, ES-71). Проблема в том, что на ширину стакана 73 каретку с длинным валом найти весьма не просто.
2) Поменять передник на ХТЯ – передники Срам делать не умеет
3) Поставить тефлоновые тросики переключения и поменять тормозной трос и рубашку на ХТЯ (уже ждут своей очереди) – рубашка Clarks хоть и весьма симпатичная, но при метровой длине чувствуется некоторая ватность в ручке.
4) Поменять ви-брейк Tektro на Avid SD-7 – сильно выбивается из общей концепции =)
5) Заменить переднюю камеру на Maxxis Ultralight