Samara
16:10 10-11-2003 Пушкин
Филологические круги взбудоражены. На недавней всероссийской конференции «Пушкинисты против наркотиков» самый известный отечественнй ученый-пушкиновед Варфаломей Рукарукумойников прочел доклад, который заставил всю научную общественность взглянуть на творчество Пушкина совершенно новым взглядом.
Предметом доклада именитого исследователя явились «стихи» великого писателя. (Напомним, что все литературное творчество Пушкина можно условно разделить на две группы текстов – прозу, в которой строки занимают все свободное место на странице, и «поэзию», отличную тем, что справа и слева от строки остается достаточно свободного пространства.) Классическая филологическая школа всегда рассматривала «поэзию» Пушкина только как разновидность прозы. Считалось, Александр Сергеевич писал «стихами» только из-за того, что страница смотрится красивее, если справа и слева от строк имеется достаточно пустого места. (Как известно Пушкин обожал рисовать на полях.) Однако теперь после эпохального открытия пофессора Рукарукумойникова, похоже, с этой теорией придется расстаться.
Рукарукумойников во время очередного анализа пушкинского «Евгения Онегина» обратил внимание на необычную закономерность. Оказалось, что последнее слово в любой строчке из этого произведения имеет созвучное слово с одной из нижних или верхних строк. Например, найдя слово «правил» чуть ниже можно отыскать слово «заставил». А, допустим, слово «занемог» чем-то похоже на слово «мог». По началу профессор Рукарукумойников решил, что подобная словесная игра встречается только в «Евгении Онегине». Однако дальнейшие исследования показали, что практически во всех «поэтических» творениях Пушкина имеется этот непонятный литературный прием.
Поиски созвучных слов в окончаниях сток прозаических произведений Пушкина оказались бесплодны. Да, изредка, такие слова встречались, но они были слишком сильно удалены друг от друга. Например, между последним словом одной из строк «Капитанской дочки» «тулуп» и созвучным ему словом «туп» было целых 40 страниц. Таким образом, по заключению профессора Рукарукумойникова следует, что проза Пушкина отличается от его «поэзии» не только расположением строк на странице, но и этими загадочными созвучными словами.
Впрочем, многие ортодоксальные пушкинисты уверены, что все эти созвучия, найденные у великого литератора, просто-напросто – ничегонезначащие совпадения. Так что хотя у профессора Рукарукумойникова и появился ряд сторонников, его теория об особом способе написания так называемой пушкинской «поэзии» пока еще не получила широкого признания. Тем не менее, Рукарукумойников не унывает и надеется в скором времени разгадать тайну странных созвучных слов на концах стихотворных строк Пушкина.

Да, много еще удивительных загадок таит в себе творчество Александра Сергеевича…

Ярослав СВИРИДОВ (Газета «МОЁ!»).

P. S. Когда верстался номер, получила огласку еще одна сенсация. Подобные же созвучные строки найдены и у М. Ю. Лермонтова.