Postman
11:00 25-12-2008

6 июля 1988 года на нефтяной платформе Piper Alpha, находившейся в Северном море, случилась крупнейшая катастрофа в истории данной отрасли.
Огонь от горящей платформы был виден на расстоянии до 120 км!!! Жар был такой, что спасательный вертолет мог подлететь к платформе только на расстояние до 1 км, а языки пламени были до ста метров длиной. Краска на бортах спасательного бота, который старался подойти к месту аварии как можно ближе вспучивалась, а такелаж начинал дымиться.
На платформе в тот момент находилось 226 человек и только лишь 59 из них суждено было выжить. Сама же платформа, бывшая одной из крупнейших в мире, обрушилась со своей 100 метровой высоты в море.

В 1988 году (практически ровно 20 лет назад!) разразился глобальный финансовый кризис (его, кстати, называют одной из причин падения СССР) который привел к спаду в целом ряде экономик стран - потребителей энергоресурсов. Этот спад спровоцировал падение цен на нефть до 10 долларов за баррель. В связи с чем нефтедобывающие компании начали урезать свои бюджеты и проводить увольнения сотрудников. Очевидно эти сокращения затронули обслуживающий персонал платформы и контроль за безопасностью уменьшился. Иначе чем еще можно объяснить тот факт, что техник в ходе очередной проверки всех клапанов ( а их сотни штук на платформе) демонтировал, проверил и установил все клапаны кроме одного.
В 10 вечера, другой ничего не подозревающий техник запустил насос, перекачивающий сжиженный газ, по трубе с неустановленным клапаном.
Газ начал вытекать из отверстия для клапана, но никто на станции об этом не подозревал, а систем сигнализации была очевидно в неисправном состоянии.
Персонал платформы готовился к отдыху, дежурная смена смена приняла вахту - казалось все было спокойно и как обычно.
Никто так и не установил откуда взялась маленькая искорка, скорее всего от электропроводки, но первый взрыв для всего персонала был полной неожиданностью.
В кинозале, где собралось множество рабочих от взрыва обвалилась отделка потолка, упал экран, радиоузел платформы был частично разрушен.
На оставшемся оборудовании в 10-04 радист отчаянно передавал в эфир на аварийной частоте "Мэйдэй, Мэйдэй... взрыв и пожар на нефтяной платформе... мы вынуждены покинуть... покинуть платформу..."
Через две минуты пришло другое почти паническое сообщение: "Мэйдэй, Мэйдэй... мы просим любое возможное содействие... любое возможное... У нас был взрыв и.... очень сильный взрыв и пожар... Радиоузел серьезно поврежден..."
В 10-08 с платформы пришло еще одно сообщение: "Мэйдэй, Мэйдэй... мы вынуждены покинуть радиоузел, мы вынуждены покинуть радиоузел... Мы не можем больше говорить, здесь пожар..."
Большинство из персонала станции собралось, согласно эвакуационному плану, на нижней галерее платформы. Там было сильное задымление, поэтому все рабочие лежали на полу, плотно прижав к носу полотенца которые смачивали в аквариумах, стоявших вдоль стен.

Среди них был и управляющий Колин Ситон, попробовавший взять управление людьми на себя. Прежде всего он сообщил персоналу вокруг него, что аварийный сигнал с платформы послан и что весь мир знает о случившемся и скоро они будут спасены. Однако, дым становился все гуще, а паника все сильнее и вскоре его команды и сообщения утонули в панике толпы, т.к. они все были окружены дым и огнем, а единственное что Ситон мог сделать, это сказать персоналу чтобы они успокоились и ждали помощь, согласно аварийной инструкции. Они послали четверых человек с дыхательными аппаратами чтобы найти выход из галереи, но никто не вернулся.
Как позже вспоминал один из очевидцев, пламя находилось с северной и восточной сторон галереи, чтобы выпустить дым и получить свежий воздух мы разбили окна, но огонь начал прорываться сквозь разбитые окна и охватил дверь.
В 10-33 незнакомый голос на канале 9 УКВ передал последнее сообщение с горящей платформы: "Скопление людей в зоне галереи. Тарос - на помощь. Поручни и рукава. Становится хуже."
Но экипажу судна Тарос - 30000-тонного вспомогательного судна, не требовалось радио сообщения чтобы понять насколько плохо обстоят дела, т.к. события разворачивались прямо у них на глазах.

Дэвид Олли, судовой врач Тароса поднялся на вертолетную палубу, где он увидел несколько столбов дыма, поднимающихся от платформы. Ему показалось, что там уже никого не осталось в живых.

По сообщению вертолетчиков, модули платформы А, В, С были охвачены огнем.

Но на платформе еще оставались живые люди. Некоторые попробовали по веревками спуститься вниз и спукнуть в ледяную воду Северного моря, другие попробовали подняться на вертолетную палубу по лестницам.

В тоже время несколько рабочих оказались заблокированными в помещении механического цеха. Плотник Ян Фоулер и его коллеги прижались к полу сохраняя сознание только при помощи постоянных разговоров. Надежды на спасение убывали с последними глотками воздуха, пригодного для дыхания. Кругом стоял шум от горящих и обрушивающихся конструкций, а далеко на северо-западе догоряли последние луч заходящего солнца.
Техник по инструментам Рой Кэри пробился по лестницам до отметки 25 метров над уровнем моря, когда раздался второй более сильный взрыв.
Главная газовая магистраль была повреждена. Около 450 кубометров газа было выброшено, огонь охватил платформу и поднялся до высоты в 250 метров.

Кэри прорвался через стену огня и спрыгнул в воду. Пораженный высотой с которой он прыгнул, он сгруппировался и постарался минимизировать сопротивление своего тела при входе в воду. Нырнул он очень глубоко и боялся, что уже не вынырнет на поверхность когда воздух в легких закончится. Однако, ему удалось вынырнуть на поверхность. Поверхность моря напоминала ад, над которым висели плотные клубы горячего дыма.
Дым обжег его волосы и лицо. Думая, что смерть неминуема Кэри предпочел утонуть, чем свариться.
Он набрал побольше воздуха (вообще-то странно, что дыхательный аппарат на нем не сорвало при входе в воду) и нырнул на 3 метра в глубину. Но даже там он видел отсветы горящей платформы. Отплыв на глубине несколько десятков метров он всплыл на поверхность и был подобран спасательной лодкой.

В тоже время на галерее платформы оставались люди и их положение усугублялось с каждой минутой.

Риджер МакДональд, также решил выбраться самостоятельно с галереи. С собой он позвал друга и напарника Фрэнсиса МакПайка, который послушался с большой неохотой. Дойдя до конца галереи МакПайк внезапно упал без сознания, где МакДональд его и оставил с сожалениями и угрызениями совести. (жуть какая...)



(продолжение с фотографиями следует)


Комментарии:
elpis
15:00 25-12-2008
и чего за катастрофа?
Postman
15:57 25-12-2008
wmouse
Самый большой взрыв и пожар на нефтяной платформе. Случился во время нефтяного кризиса в 1988 году.
Оригинал статьи тут тут, а так как на работе делать нечего, то сижу занимаюсь вольным переводом.