Rederick Asher
00:09 03-01-2009 Размышления о борьбе индивидуума над социумом. Или Я vs МЫ.
Прихожу к интересной аналогии, что любое течение это лишь ниша в скале совершенствования, в которой уставший от борьбы скалолаз, может отдохнуть от своей борьбы против навязывания социальной принадлежности к общей массе серости. Наша жизнь в обществе это особый вид борьбы. Если естественное состояние живого организма это борьба за выживание, т.е. это поиск пропитания и избежание смерти от хищников, то наше сознание, наша индивидуальность, так же нуждается в своей борьбе за своё существование. Тем более, что на данном этапе уровня жизни, борьба за хлеб это фактически борьба за качество "хлеба", а не за его наличие. Другими словами, потребность нашего сознания выходит на передний план. Для кого-то это ещё борьба за "зрелище", т.е. они ещё на стадии "хлеба и зрелищ"; т.к. свой хлеб у них уже есть, они уже требуют своё зрелище. Другие уже прошли обе эти стадии и качества "хлеба" для них определяется максимум его безопасности для организма и качеством вкуса, а не столько изыском его статуса в обществе (что лично я отношу к зрелищам, а не к хлебу). И минимальная безвредность и качество вкуса может быть по карману большинству представителей среднего класса. Возникает, конечно, вопрос о разнообразии рациона, но и он входит в ассортимент "по карману". Деликатесы в расчёт не берём, т.к. они так же относятся к разряду "зрелищ".
Итак, перейдём к третьей ступени потребностей - индивидуальности. Да, я считаю, что это третья ступень потребности. Я всегда был удовлетворён в обоих первых ступенях потребностей и если я когда-то лишался одной из них, то сейчас мной это воспринимается, как альтернатива моим застоявшимся вкусам, т.е. этакий отпуск от шика, что бы, как говориться, я не зажрался.
Во все века, любое государство, решало лишь 2 вопроса, это хлеб и зрелище. Индивидуальность государство не воспринимает как потребность и пытается подавить. При том не важно сознательно оно это делает или нет - итог один. Вот несколько рецептов подавления индивидуальности:
1. (тихая антиутопия) Самый простой: убрать либо хлеб, либо зрелище, тогда люди забудут о третьей своей потребности и будут требовать свои первостепенные нужды. Хитрое государство будет жонглировать первыми двумя потребностями, что бы о третьей даже речи не заходило. Т.е. либо народу будет не хватать еды, либо зрелищ (деньги/цензура);
2. (современный режим) Организовать строй при котором зрелище будет подаваться под таким соусом, что ум и энергия, которая при естественных условиях должна направиться на самоидентификацию, направляется в заранее подготовленное русло. Т.е. государство уже нашло для народа их идентификацию, будь то чрезмерный патриотизм, либо национализм, либо религиозное мировоззрение. Т.е. народ записывается в этакий кружок по общему интересу. Правда такой режим будет действовать, пока есть оппозиция. Как только "неверные" исчезнут - такая система перестанет работать;
3. Вечно изменяющаяся структура элиты, которая как бы стоит выше серости бытия только что окончательно закончившего свой бой с первыми двумя потребностями и яростно вступившего за борьбу с третьей своей нуждой. Тут государство выделяет несколько лиц (желательно противоборствующих), которые показывают свою индивидуальность на столько ярко, что обратить на них внимание крайне сложно.

В нашей стране успешно применяется 2й вариант (религия и скрытый национализм), а также часть третьего (попса,блатняк, и всё больше рок/метал). Третий вариант нельзя отнести к нашей стране полностью лишь по той причине, что у нас в стране пропагандируется лишь один вид - попса. Остальное либо не принимается народом (мода), либо самим же народом продвигается - блатняк. Что касается рока и метала, то тут, как государство не пытается впихнуться, оно отторгается, т.к. в самой концепции рока (а русский металл, это тот же русский рок, только в более тяжёлой аранжировке). Рок всегда был аполитичен, и если кто-то начинает пропагандировать политические движения или направления государства (пример группа "пилигрим"), то на них тянутся те же люди, что с тем же успехом могут ходить и на концерты попсовиков.

В любом случае, эта осознанная или не осознанная деятельность государства, направлена лишь на одно - нейтрализации потребности индивидуальности, а не её решения.

Каково же решение этой потребности? Проблема состоит в том, что тут всё идёт индивидуально - для каждого человека это разное. Но понять, что ты из себя представляешь крайне сложно в современном обществе, где, казалось бы, на каждую индивидуальность найдётся свой "кружок по интересам". И тут выступает наше пренебрежение своими нуждами - мы прощаем те не соответствия, которые встречаем в том или ином "кружке", главное что бы влиться в товарищества понимающих тебя людей. И прощая себе и им несоответствие, мы разбиваем лагерь на пол пути к своему Эвересту личности и превращаемся в очередную шестерёнку маленького государства, которое карает всех, кто не такие, как они.
Я согласен, сложно покорить Эверест в одиночку, а найти попутчика, который идёт на ту же вершину, что и ты сам, крайне сложно, если вообще возможно. Найдёшь такого попутчика, а окажется, что на полпути он сворачивает совсем в другую сторону, а ты, что бы не лишаться столь приятной компании, плюёшь на свою вершину и идёшь вместе с ним, образуя всё то же маленькое государство со своими интересами, которые на самом деле твоими и не являются. Имя такому государству - социум, о нём я буду говорить позже, т.к. это тоже достаточно интересная тема.

Так как же покорить свой Эверест, когда нужно его покорять в одиночку, а вокруг столько народу идут тебе по пути? Всё просто, идите с ними, пока они вам по пути, но всегда следите за дорогой, если где-то встречается поворот, долго и тщательно сверяйтесь со своей картой и компасом, т.е. со своими мыслями об чувствами об этом разветвлении пути. Хорошо будет даже, если вы отстанете от тех, кто уже тронулся в путь и осмыслите всё в одиночестве, так вас не будут отвлекать чужие мысли и голоса. Если же вы пойдёте за компанией, вы в дальнейшем превратитесь в очередного барана в стаде, которое прётся в никому не известном направлении.

Именно те части пути, которые вы проходите вместе с кем-то я и назвал бы нишами в скале, в которых можно передохнуть от одиночества пути. И это именно ниши, в которых устраиваются на ночлег, а не часть пути. Да, я говорил выше, что вы проходите с кем-то часть пути, но это не совсем так. Чем больше людей с которыми вы, казалось бы, нашли общие интересы, тем медленнее вы продвигаетесь. И если количество человек в такой команде превышает определённый лимит, то такая команда останавливается и стоит на месте, привлекая к себе всё больше количество усталых путников.

Да, ты можешь присоединиться к очередному поселению или даже городу раскинувшемуся на склоне всемирной горы, у которой столько же вершин скал, сколько и людей. Но только что бы передохнуть восстановить свои силы и через некоторое время оставить всё это ради продолжения пути. Никто не запрещает тебе общаться с теми, с кем ты когда-то шёл, но это не значить, что ты должен быть частью их.

Лично я прошёл десятки сообществ и несколько субкультур. Я был среди готов, среди металлистов, рокеров. Знаю что такое фурики, знаю что такое гопники. Слишком мало (по моему мнению) был автостопщиком. А так же многое другое.
Из незначительных движений, я - мирандовец, амижник, анимэшник (на косплеи, к сожалению не ходил ни разу), ЗВшник (так же ни разу не был на старконе) и потенциальный ролевик. Список можно продолжать и дальше.

Я порой надолго застревал в той или иной нише, но я всегда покидал её рано или поздно. Последняя самая глубокая ниша, в которой я застрял, это рокеры/металлисты. Как ни странно, я ушёл от туда практически одним из последних. Я и сейчас слушаю метал, рок и т.п., но я себя не ассоциирую с металлистами или рокерами. Я порой ищу встречи с теми, с кем я общался в ту пору, но только для того что бы пообщаться с теми, кого я знал, а не с представителями этих субкультур, хотя и последние для мене не безынтересны.

Подводя итог всему вышесказанному, могу сказать, что в самопознании, достижении вершины своего Эвереста, главное не забывать о том, ЧТО ты делаешь, а не с КЕМ.