Frederick Taer
17:27 16-02-2009 Вантр сен-гри!
Если герцогу де Бофору суждено удрать, герцог де Бофор удерет,
и никакие меры кардинала тут не помогут.


Всё начиналось просто.

Gatta (16:31:55 10/02/2009)
Ты же помнишь, что мы в выходные играем?


Был солнечный вторник, а Франсуа де Бурбон-Вандом, 2-й герцог де Бофор, ещё находился в неведении, что уже в субботу вечером его ждут в Château de Vaux-le-Vicomte, где Фуке, виконт Во и Мелена, даёт принимает Двор в честь своего новоселья. Как сообщала в своём письме маркиза де Бранвилье, обещалась быть вся старая Фронда: принц Конде, принц Конти, герцог де Ларошфуко, герцогиня де Лонгвилль, Анна Мария Луиза Орлеанская, et cetera.
Поэтому, когда в парижский дом герцога доставили приглашение, он был уже готов.
- Моего ювелира! Скорей же в дорогу! - воскликнул герцог де Бофор...
Нет, не так.
- Скорей же в дорогу! - воскликнул я.


Дорога до Во-ле-Виконт была недолгой, встречных карет попадалось мало, и вот уже я занимаю отведённые мне комнаты замка и переодеваюсь к выходу. Выясняется, что король ещё не прибыл, Конде заболел... Ладно, нашёлся Филипп Орлеанский и несколько дворян, с которыми мы составили партию в карты, чтобы скоротать время.

Прибывает Людовик с остальным двором, и тут выясняется, что изо всей Фронды есть только меланхоличный Ларошфуко, который учит двор английсикм танцам. Вантр сен-гри! - как говаривал мой дед. Такой ерунде не остановить внука Анри IV! Раз уж я при дворе, следует немедленно ввязаться в какую-нибудь интригу.

В шутку предлагаю составить заговор герцогу Орлеанскому. На вопрос - "против кого?" - указываю на первого попавшегося - им оказывается проходивший мимо король. Филипп говорит, что это уже было, и скучно для него. Видимо, у него мало разногласий с братом, отметаю этот вариант.

На приёме король сидит между королевой и Лавальер. Бедная королева! Лавальер симпатичная.

В качестве нового придворного развлечения представляют "карты для флирта" - на каждой два десятка фраз, каждая обозначена каким-либо цветком. Эге, да эту штуку можно использовать не для любовной, а для политической интриги!
Король дарит Фуке перстень деда. Уж я-то знаю, что такие вещи из семьи не уходят, тем более, что я услышал, как Людовик по секрету говорил, что расстаётся с ним не надолго. Проходя по коридору, вручаю Фуке карточку и бросаю: "маргаритка", - что означает - "рекомендую держать язык за зубами". Вскоре приходит ответ: "что прикажете делать?". Отлично, способ работает! Можно переходить к более серьёзным вещам.

Но к каким? Фуке явно под угрозой. Д'Эрбле, теперь епископ Ваннский, насколько я помню, был другом Фуке. И ещё я помню его любовь к заговорам. Что ж, похоже стоит попробовать. Улучаю момент, когда он в одиночестве, и сую ему карточку. Приходит ответ. Завязывается карточная переписка. Далее, мы уже стоим в бальной зале возле столика с карточками, перебираем их, и, внешне не обращая внимания друг на друга и ведя беседу с другими придворными, показываем нужные фразы пальцами и читаем их друг у друга через плечо. Не нужно, чтобы нас видели разговаривающими.

Договариваемся о личном разговоре. Захожу в комнату, сажусь на стул верхом напротив Арамиса и говорю: - д'Эрбле, у вас есть заговор. Я готов участвовать. - Бестер бы так никогда не сделал, но мне плевать. Арамис в ответ начинает нести какую-то отвлечённую чушь про то, что человек может измениться и стать лучше. Неужели я ошибся? А, Святая Пятница, герцог, вы - болван! Он же рассказывает вам о заговоре, о том, что у короля есть брат-близнец! Что ж, главное я понял, подробности меня не интересуют.

Наконец-то, моё присутствие здесь, в замке танцев и карточных игр, обрело смысл. Думаю, кого ещё можно вовлечь в заговор. Рекомендую Арамису сходить в библиотеку. Документы однозначно указывают на кандидатуру герцога де Ларошфуко. Не знаю как именно (а было бы интересно узнать) Арамис вовлекает и его.

Дальше я ставлю дымовую завесу. Вместе с Филиппом изображаю кавайную няку пресыщенного жизнью принца: охочусь на змею (чем вызываю страшное неудовольствие отца Кайара Иоанна), вместе с ним развлекаю Двор за обедом. Думал похаживать за маркизой де Монтеспан, для чего даже за столом попросил подвинуться Ларошфуко ("Маркиза, садитесь между двумя герцогами!"), но куда там. Дворяне хранили такое похоронное молчание, что вместо того, чтобы занимать Атенаис, пришлось занимать всех.

Тогда подумал поухаживать за Генриеттой, но тоже оказалась не судьба. То мы были вместе с Филиппом, то она танцевала - а танцы навевают на меня сон, то пропадала где-то ещё.

Лавальер, кстати, посадили за обедом ближе к королю, чем чету Орлеанских. Филипп смолчал. Я бы не стал.

Дальше всё было просто. Раздеваем короля ко сну. Через некоторое время одеваем короля после сна. Однако, это уже другой король: Арамис успел их поменять и отправить Людовика в Америку. Я кратко - прямо на очередном приёме - ввожу короля в курс дела по двору, волнуясь как бы не забыть, кто есть кто и кого как зовут - получилось бы очень неудобно.

В конце вижу, активную интригу герцога Орлеанского, но, будучи сонным от трудов праведных, на удачу оставляю её, не разобравшись. Потом оказывается, что это была интрига против Лавальер. Ну и славно.

Конец приёма, все разъезжаются.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Что мне понравилось больше всего.

Мария Терезия Австрийская - настолько демонстративно не замечала Лавальер и строила презрительные и яростные мины, что даже я проникся. Достоинство, не смотря на тяжёлую ситуацию. Это было прекрасно. Vive la reine!

Филипп I, герцог Орлеанский - совершенно аццкая кавайная няка, сносящая всё на своём пути. Ну и традиционно, принцы выигрывали все фишки во славу Франции. Ж.)

"На кого он там орёт, мы же здесь?!" (с)

Моя любимая шутка этой игры:
- Но змеи же не могут падать?
- Позвольте, они могут падать, например, с живота на спину!


Луиза-Франсуаза де Лабом-Леблан де Лавальер - просто нет слов. Именно так, как я себе представлял. Не общались, разумеется, но очень понравилось. В противном случае, думаю, понравилось бы больше.

Франсуа VI де Ларошфуко - начинаю повторяться: именно так я себе и представлял. Очень хорошо в образ пошёл Шекспир, танцы. Отстранённость и холодность. Отлично!

Жан-Батист Кольбер, кстати - затрудняюсь сказать что именно было хорошо, но общее впечатление - очень правильно, так и надо. Чёрно-белая тень, скользящая за кулисами.



То что выше, по моему мнению, это 100% попадание в образ. По крайней мере, в образ, сложившийся в голове у меня.
Дальше то, что просто очень хорошо.

Людовик XIV де Бурбон - разумеется, perfectum est. Две маленькие помарочки: слишком правильный Людовик, Арамис даже не хотел менять. Надо было добавить хоть немного самодурства. И немного недодержанный до конца образ Филиппа - за чаем я уже забеспокоился, не поменяли ли короля обратно. Ж.)

Предложение выбрать вам любовницу убило меня наповал, хотя я изо всех сил постарался не подать вида. Ж.)))

Ремиэн д'Эрбле, епископ Ваннский (Арамис) - было бы 100%, если бы у кого-то было время чуточку побольше почитать перед игрой. Ж.)
На самом деле я сначала не понял, и разобрался только позже. Чёрная фигура с чёрными волосами плывущая по анфиладе - это здорово. Просто Мефистофель.
Разумеется, восхищён бредом на отвлечённые темы, скрывающим массу полезной практической информации для посвящённых.

Вы победили, Ваше Преосвященство, и я рад, что участвовал.
Да, мне действительно было ничего не надо.

Шарль дю Валлон, барон де Брасье де Пьерфон (Портос) - тоже практически 100% за исключением одной детали: Портос был сильно скромнее и отличался большим пиететом, когда попадал ко двору. А так - отлично!

Моя вторая любимая шутка этой игры:
- Три дамы.
- Ха, три короля!.. А, чёрт!! Это валет!!!


Когда мастера играли, они играли как надо. Это всем очевидно, но всё равно считаю своим долгом отметить.

Многих не пишу, просто потому что не общался. Например, Генриетту, Атенаис... Марешаль Плесси-Бельер не видел, что играл... Сюзанна, кстати, тоже хорошо играла.


В завершение позвольте сказать, что я в восторге и в традиционном переезде.
XVII век не отпускает.


Франсуа де Бурбон-Вандом, 2-й герцог де Бофор
Grand maître, chef et surintendant général de la navigation.
Le Roi des Halles.




P.S. Извините, что не путал слова, но, во-первых, я не очень-то волновался, а во-вторых, с трудом представляю, как это можно изобразить.

P.P.S. Хочу ещё, конечно.