В одной из новых повестей Крапивин достаточно детально описывает школьную жизнь одного из героев. Эта повесть ("Бабушкин внук и его братья") навеяла мне воспоминания о родной 19-ой школе в Академгородке, и я решил вкратце просмотреть свой школьный путь.
О младших классах воспоминаний особых не осталось, учительница нравилась, жили дружно. Пятый, шестой класс - тоже ещё ничего. А вот с седьмого началось разделение класса на "лошков", "пацанов" и всех остальных, которые ни в одну из групп по разным причинам не попали. Я в то время ходил на волейбольную секцию, и числился в основном составе школьной команды. В эту же секцию ходили некоторые из "пацанов", благодаря чему я не попал в разряд "лошков", а задержался в числе т.н. остальных. Что это значило? Если над "лошками", которыми становились либо самые слабые, либо в чём-то неполноценные дети, издевались как могли и как умели, то "всех остальных" трогали гораздо реже, а иногда, в охотку, даже позволяли потусить с "пацанами". Эта система работала вплоть до окончания девятого класса, после которого большая часть "пацанов" рассосалась по колледжам и фазанкам, а в 10 класс попали самые, хе-хе, тихие из них.
В общем, была диктатура агрессивной обычности. И мы боялись. Старались побыстрее улизнуть из школы, на переменах оставались в классе, лишний раз не выходили на школьный двор, даже в туалет старались заходить как можно реже. Я вот сейчас спрашиваю себя - почему так? Почему "лошки" и "остальные" не могли дать дружный отпор "пацанам", которых многократно превосходили количественно? Действительно, пару раз устроить показательный рейд, и все дела. Ан нет. Никто из "остальных" старался лишний раз не общаться с "лохом", а не то самого туда запишут. То есть, "пацаны" использовали вековой принцип "разделяй и властвуй", вряд ли осознанно, однако умело. Никто не хотел оказаться внизу, и это чувство было сильнее той приязни к "лошкам", которую, бывало, "остальные" испытывали.
Крапивинские герои же - борцы. Они не позволяют унижать себя и других, встают грудью, дерутся, и побеждают. Они принципиальные, честные, одухотворённые и бесстрашные! Только в моей школе таких не было, и я сам был не таким...
Может быть, вы встречали таких ребят в бытность школьниками?