V-Z
01:17 11-03-2009 Супергерои в определениях
Какие иногда любопытные вещи в Википедии находятся.
Глянул статью «Superhero» и с интересом обнаружил там список наиболее частых признаков супергероя. Решил перевести и положить сюда. Курсивом – то, что я не переводил, а добавлял от себя.
Итак, в число обычных признаков входят:
- Невероятные силы и способности, соответствующие навыки и/или улучшенное оборудование. Хотя силы супергероев весьма различаются, наиболее часты левитация, усиленные чувства и излучение энергии. Некоторые супергерои вроде Бэтмена и Вопроса не обладают сверхсилами, но овладели боевыми искусствами и криминалистикой. У других – особое оружие или техника, вроде доспеха Железного Человека и «кольца силы» Зеленого Фонаря. Многие персонажи добавляют к своим естественным силам особое оружие или устройство (например, лассо и браслеты Чудо-Женщины, паутина Спайдермена, адамантий Росомахи, дубинка Сорвиголовы, молот Тора и так далее).
- Твердый моральный кодекс, включающий согласие рискнуть собственной безопасностью ради доброго дела, не ожидая награды. Такой кодекс часто включает отказ или стойкое отвращение к убийству или ношению смертельного оружия.
(Хм, вот по этому пункту Росомаха в герои точно не проходит – у него никогда не было проблем с убийством. Да и многие другие, в принципе, тоже не отказываются…)
- Мотив, каким может быть чувство ответственности (у Спайдермена), официальная профессия (у Чудо-Женщины), личная вендетта с преступностью (у Бэтмена) или сильная вера в справедливость и службу человечеству (у Супермена).
- Тайна личности, которая защищает семью и друзей героя от врагов (хотя есть исключения, вроде Фантастической Четверки); пример – Кларк Кент/Супермен. Хотя у многих супергероев есть доверенное лицо (обычно друг или родственник, поклявшийся хранить тайну). Большинство героев на публике используют описательно или метафоричное кодовое имя.
(Замечу, что не одна Четверка не скрывает имен – то же самое почти о всех икс-менах сказать можно. Собственно, во время Гражданской Войны Циклоп на это и давил – что у мутантов никакой тайны личности нет, так что регистрация к ним неприменима.)
- Отличительный костюм, который часто позволяет сохранить истинную личность в тайне.
- Подспудный мотив или тема, которая определяет имя, костюм, методы и другие аспекты персонажа (например, Бэтмен напоминает огромную летучую мышь, работает ночью, называет мышеподобную машину «Бэтмобилем» и использует устройства с приставкой «бэт»; Спайдермен стреляет паутиной, наносит ее изображение на костюм, и применяет иные паучьи способности).
- «Группа поддержки» из постоянно появляющихся персонажей, куда входят друзья героя, сотрудники и/или любовные интересы, которые могут знать или не знать истинную личность. Часто двойная жизнь осложняет личные отношения героя, в особенности – Спайдермена и Бэтмена.
- Ряд врагов, с которыми герою приходится постоянно сражаться. В некоторых случаях супергерои начинают с обычных уголовников, прежде чем в их историях возникают суперзлодеи. Во многих случаях герой частично ответственен за появление этих врагов (Скорпиона создали как идеальное оружие против Спайдермена, а Бэтмена часто обвиняют в том, что он создает тех, с кем борется). Часто «немезида» – двойник или противоположность героя (например, Саблезуб принимает звериные инстинкты, которые пытается контролировать Росомаха, Бэтмен угрюм, а Джокер – ярок).
- Независимое состояние (как у Бэтмена или покровителя икс-менов Профессора Икс), или же занятие, которое позволяет работать с минимальным наблюдением (например, Супермен работает репортером).
- Штаб или база, обычно скрытые от чужих взглядов (например, Суперменова Крепость Одиночества или пещера Бэтмена).
(Честно говоря, меня всегда удивляло, как тут работает Спайдермен – как он умудряется в своей комнатке на втором этаже дома тети и паутину варить, и «жучки» собирать…)
- Фоновая история, объясняющая, при каких обстоятельствах персонаж получил способности, а также мотивацию того, чтобы стать супергероем. Многие такие истории включают трагические и/или странные случаи, из-за которых развиваются способности героя.
Многие супергерои работают независимо. Однако хватает и команд. Некоторые, вроде Фантастической Четверки и икс-менов, объединены общим прошлым и обычно действуют группой. Другие, вроде Лиги Справедливости DC Comics и Мстителей Marvel – «всезвездные» группы, состоящие из самых разных героев, которые действуют соло, но объединяются перед лицом крупной угрозы. Общий сеттинг или «вселанная» Марвел, DC, и других издателей также позволяют регулярно объединять героев в группы.
(Кстати, состав далеко не обязательно должен быть постоянным. У тех же Мстителей была масса изменений, у икс-менов – тоже.
Малоизвестный факт, что Спайдермен при одном из первых появлений просился в Фантастическую Четверку. Не взяли… в принципе, и хорошо, соло он действует никак не хуже
).
Некоторые супергерои, особенно те, что появились в сороковых годах, работают с юным помощником (Бэтмен и Робин, Капитан Америка и Баки). Эта тенденция пошла на спад, когда появились более запутанные сюжеты и взрослая аудитория; так что ослабла необходимость в персонажах, привлекавших читателей-детей. «Помощники» – отдельный класс супергероев.
(Как тут не припомнить Дихнова и рассуждения Черного Властелина о видах «друзей героев»))


Теперь о костюмах.
Многие черты супергеройских костюмов присутствуют у большинства, а точнее:
- Супергерои, у которых есть тайна личности, часто носят маску – от «домино» Зеленого Фонаря и Мисс Марвел и до закрывающих все лицо, как у Спайдермена или Черной Пантеры. Наиболее часты маски, закрывающие верхнюю часть лица, оставляя на виду рот и челюсть. Это позволяет и лицо скрыть, и создать узнаваемый образ. Примечательное исключение – Супермен, который лицо ничем не закрывает во время борьбы с преступностью, но в роли Кларка Кента носит большие очки. Некоторые персонажи носят шлемы, как Доктор Фэйт или Магнит.
(Я б сказал, что приводить Магнита в качестве примера супергероя… м-м… не совсем корректно.) Но рассуждение он поясняет верно, хотя шлем ему не как маска нужен).
- Символ, вроде стилизованной буквы или видимого знака, обычно на груди. Например – «S» Супермена, летучемышиная эмблема Бэтмена и паук на груди у Спайдермена. Часто они носят общий знак, относящийся к команде или лиге, вроде «4» у Фантастической Четверки или «X» у икс-менов.
(Правда, зачислять в икс-мены всех, у кого «X» на одежде, не стоит – такое же носят Икс-Форс и Икс-Фактор).
- Обтягивающая одежда, которую часто обзывают «трико» или «колготки», хотя редко уточняется настоящий материал. Такая одежда подчеркивает атлетичность и привлекательность героя, и позволяет иллюстраторам легко воспроизводить такой дизайн.
- Хотя большинство супергероев не носит плащей, эта деталь по-прежнему с ними ассоциируется; вероятно потому, что плащи носят двое из наиболее известных героев – Бэтмен и Супермен. Собственно, офицеры полиции в Готэме сокращенно называют «плащами» всех супергероев и костюмированных борцов с преступностью. Комикс «Часовые» и анимационный фильм «Невероятные» представляют юмористический взгляд на вероятно смертельную непрактичнось плащей. В комиксах Марвел термином «убийца плащей» называются бойцы Подразделения Захвата Суперлюдей, даже хотя немногие из марвел-героев носят плащи.
- Хотя в большинстве своем костюмы лишь скрывают личность героя и создают узнаваемый образ, части одежды (или она вся) имеют практическое применение. Пояс Бэтмена и некроплазменная броня Спауна серьезно помогают героям. Доспех Железного Человека, например, защищает его и дает технологическое преимущество.
- Когда это подходит по теме, некоторые супергерои одеваются как люди различных профессий или субкультур. Затанна, обладательница волшебных сил, одевается как эстрадная волшебница, а Призрачный Гонщик, пользующийся супермотоциклом, затянут в кожу как байкер.
- Некоторые герои девяностых годов, включая Кабеля и мноних персонажей «Image Comics» отвергли традиционную супергеройскую одежду, выбрав более практичные и военные костюмы. Наплечники, кевлароподобные жилеты, броня с металлическими пластинами, наколенники, щитки на локтях, функциональные пояса и патронташи стали обычными чертами. Другие персонажи, вроде Карателя или Вопроса, предпочитают «гражданскую» одежду (чаще плащ с поясом).


Настроение: заинтересованное