Алькор
22:41 31-03-2009 Я в "Первое Апреля" не играю! - (информационное).
Мозги работают "противолодочным зигзагом", поэтому тезисно.

Стандартная литературная ситуация: есть "хороший" сторонник "плохой" идеи, осознавший ситуацию и перешедший на сторону "хороших" (все термины условны!!!). При этом на стороне "плохой" идеи - сплошь нерукоподаваемые личности (ну, процентов восемьдеся точно). Итог - переход достаточно лёгок, надо только расставить приоритеты: личная честь или общественный долг. По большому счёту, "рояль в кустах" получается.
А теперь представьте: на стороне "плохой" идеи - чистые, честные, искренние люди (ну, не разбираются они слёту в политике и идеологии!). Переходить, бросив их - это уже не между честью и долгом, это между долгом и предательством. Сложный случай перехода...
... разрешения которого мне НИ РАЗУ в литературе не встретилось!!!
Комментарии:
Силгал
00:15 01-04-2009
У меня есть пример сложного перехода, только выбор идет не между плохой и хорошей идеями, а между новой и старой, что ли. Это Тойво Глумов у Стругацких. Это не совсем то, что ты имел ввиду, но некоторое сходство есть.
Эль Ригель
06:04 01-04-2009
Переходить, бросив их - это уже не между честью и долгом, это между долгом и предательством. Сложный случай перехода...


На самом деле просто все: можно перейти, но людей не бросать.
Ситуация не литературная - жизненная.
А лучше вообще не переходить: альтернативная идея как правило просто зеркалит недостатки.
Таким образом, все станет на свои места:найти такую идею,которая выводит за рамки выбора между личной честью и общественным долгом - и одновременно нивелирует противоречия альтернативных идей*это как правило, новая идея - точно!*
Интересно то, что вокруг такой идеи могут собраться и "хорошие", и "плохие" люди - те, у которых есть потенциал к восприятию нового.
Алькор
07:52 01-04-2009
Силгал, пожалуй...

Riegel
можно перейти, но людей не бросать - для военных противостояний такое маловероятно.

найти такую идею,которая выводит за рамки выбора между личной честью и общественным долгом - и одновременно нивелирует противоречия альтернативных идей - а это уже не переход, а шаг вверх. Совершенно другая ситуация. И на неё "тянет" далеко не всякий лит.герой.
Акша Таквааш
04:33 02-04-2009
Насколько помним историю:
Семья Лыковых, когда началась революция и гражданская война, ушла в тайгу и жила там (и множилась) n лет. Потом на них наткнулись советские геологи (кажется, геологи), заразили гриппом, что ли, который пережили лишь сам Лыков и его младшая внучка...
Третий вариант?
Алькор
07:33 02-04-2009
Акша Таквааш, третий-то он третий... но толку от него! Самоустранение.
Эль Ригель
21:04 02-04-2009
Есть еще разведчики: уважающий себя разведчик меньше чем на три разведки не работает . Скрытый переход при явном непереходе, ага

Не бойтесь тюрьмы,не бойтесь сумы,
Не бойтесь мора и глада,
А бойтесь единственно только того,
Кто скажет: "Я знаю, как надо".
(c) А. Галич

По поводу общественного долга: "Прежде чем служить своему народу, следует понять - чего он от тебя хочет"(c)

По поводу личной чести: "Долг чести следует отдавать по совести"(с)

Так что все проблемы перехода-неперехода, личной чести и предательства сводятся к совести и пониманию.А совесть может выдать неожиданные для тебя вещи - тогда все дело в том, хватит ли сил сделать "как надо".

найти такую идею,которая выводит за рамки выбора между личной честью и общественным долгом - и одновременно нивелирует противоречия альтернативных идей - а это уже не переход, а шаг вверх. Совершенно другая ситуация. И на неё "тянет" далеко не всякий лит.герой.

А зачем вообще нужны литгерои, которые мучаются внешним выбором? Ведь внешний выбор не всегда есть отражение внутреннего - но именно внутренний существенен("включайся в ситуацию, но находись при этом над ней"(c)).
И зачем рассматривать переход как окончательный выбор? Он может быть промежуточной ступенью(более удачным вариантом, шагом вперед*трудно, когда первым*) для поиска того пути, который соответствует внутреннему выбору - здесь фактор времени важен:со временем и альтернативный выбор может исчерпать себя - вот тогда ой!(то есть к этому сроку надо найти ту самую лестницу, что ведет вверх) - хотя как посмотреть: правильное положение себя - это когда "если лечь набок(2D), то высшее и низшее становятся правым и левым"(с) - а с двумя саберами спокойнее как-то, даже лежа
Так что вся проблема выбора сводится к тому, чтобы встать во весь свой рост(3D - еще более правильное положение себя ) и показать другим(не только "хорошим") преимущества этой "стойки" . А когда другие последуют твоему примеру и обнаружат свои головы в подобающем им месте и с подобающем этому месту обзором...*наверное, это в писательских головах что-то не так, раз их герои маются проблемами выбора в плоскости 2D. Это называется узколобость, да.*

"Причинить пользу обществу можно лишь предварительно себя от него отделив"(c) - это касается личной чести каждого.

-------------

Все цитаты - из Авессалома Подводного (известный российский астролог)