Robinrus
04:56 04-04-2009
[изображение]

http://www.zemotion.net/noah/gallerynew.html
Комментарии:
Robinrus
16:27 06-04-2009
Вопрос 6: Сущность и особенности имущественного страхования

Имущественное страхование – это отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает имущество в различных видах и имущественные интересы. Застрахованным может быть как собственное имущество страхователя, так и находящееся в его владении, пользовании и распоряжении. Имущественное страхование включает следующие виды: страхование наземного транспорта, страхование воздушного и водного транспорта, страхование грузов, страхование других видов имущества, страхование финансовых рисков. К традиционным и освоенным разновидностям имущественного страхования относятся страхование строений, основных и оборотных фондов, культур, животных, страхование средств транспорта, имущества граждан и предприятий различных форм собственности. Имущественное страхование может быть добровольным и обязательным.
Для российского страхового рынка перспективными, отличающимися высокими страховыми суммами и уровнем страховой ответственности, считаются морское и авиационное страхование, страхование грузов, страхование транспортных средств от всех рисков, страхование от огневых рисков.
Имущественное страхование нуждается в популяризации, расширении сферы применения универсальных комплексных видов страхования, так как в настоящее время им охвачено не более 5% стоимости имущества юридических и физических лиц. Требуют своего решения внешние проблемы, поднимаемые как страховщиками, так и страхователями, о необходимости включения в состав затрат предприятий страховых взносов, индексации страховых сумм и возмещении в условиях инфляции, предоставлении налоговых льгот при страховании общественно значимых объектов и материальных ценностей. Для каждого вида имущества существуют свои, присущие только ему методы определения страховой стоимости, однако существуют общие принципы, на основании которых определяется страховая стоимость. Для объектов недвижимости различают следующие виды стоимости:
- восстановительная – сметная стоимость нового объекта, аналогичного подлежащему оценке
- фактическая стоимость – восстановительная (первоначальная) стоимость за вычетом суммы, соответствующей степени износа
- остаточная стоимость – продажная цена объекта, которую может получить страхователь.
Обычно же имущество принимается на страхование в стоимости, заявленной страхователем, но не выше его страховой (действительной) стоимости. Страховые компании часто при страховании имущества предлагают своим клиентам установить франшизу, т.е. заранее оговаривают, что определенные убытки (как правило, мелкие) не будут возмещаться страховой компанией.



Вопрос 5: Страховой рынок и особенности его развития в России
Страховой рынок России в своем становлении в условиях перехода к новым экономическим отношениям прошел несколько этапов. Первый этап – с 1991 по 1996 г. – характеризуется как период формирования страхового рынка, в котором были заложены законодательные основы его функционирования, наблюдался массовый характер создания негосударственных страховых организаций, сформировалась система надзора за страховой деятельностью на территории РФ. Второй этап – с конца 1996 г. по август 1998 г. Для него характерны тенденции, связанные с принятием 2 части ГК РФ, совершенствованием законодательства в области страховой деятельности. Третий этап – посткризисный (современный) условно можно обозначить как период с конца 1998 года по настоящее время. И если для начала этого периода была характерна тенденция устойчивого сокращения числа и прибыли страховых организаций, то уже в 1999 – 2000 года эта тенденция была успешно преодолена. Представляет интерес анализ основных количественных и качественных тенденций, тенденций, сложившихся на страховом рынке за последние годы. В целом об уровне развития страхового рынка можно судить по величине доли страховых услуг в валовом внутреннем продукте. Тенденция роста соответствует рыночным отношениям. Но вместе с тем структура обязательного страхования, сложившаяся в нашей стране, не исключает некоторые его виды, объективно присущие рыночной экономике. Это, прежде всего страхование различного рода ответственности собственников имущества и производителей товаров (услуг). Принципиально важным шагом в направлении преодоления такого рода недостатков является принятие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 года. За годы рыночных преобразований так и не удалось в полной мере сформировать устойчивый, соответствующий современным потребностям общества рынок страховых услуг. Сдерживающим фактором при этом оказались:
- существующий уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги и отсутствие у них доверия к страховым организациям
- отсутствие надежных инструментов долгосрочного размещения страховых резервов (инвестиционных инструментов)
- ограничение конкуренции в некоторых секторах рынка страховых услуг и на территориях, в частности путем создания аффилированных и уполномоченных страховых организаций
- отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере рынка страховых услуг
низкий уровень капитализации страховых организаций, а также неразвитость национального перестраховочного рынка
- отсутствие эффективных сфер приложения временно свободных средств страховых компаний
- информационная закрытость рынка страховых услуг, создающая проблемы для потенциальных страхователей при выборе устойчивых страховых организаций
- несовершенство правового и организационного обеспечения государственного страхового надзора и др.

Вопрос 4: Страховой рынок России

Страхование - отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием.
Задачами организации страхового дела являются:
- проведение единой государственной политики в сфере страхования;
- установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.
Классификация страхового рынка:
1. По типам участников рынка
- рынок страховщиков
- рынок страхователей
- рынок посредников
- рынок объединений страховщиков
- рынок профессиональных оценщиков
- рынок обслуживающих организаций
2. По категориям страховщиков
- рынок государственных и муниципальных организаций
- рынок частных компаний
- рынок взаимных страховых компаний
3. По категориям страхователей
- рынок физических лиц
- рынок юридических лиц
4. По масштабам спроса и предложения
- внутренний
- международный
- мировой
5. По территориальному признаку
- региональный
- национальный
- внешний
6. По отраслевому признаку
- рынок личного страхования
- имущественного страхования
- страхования ответственности
- страхования экономических рисков
7. По характеру совершаемых операций
- рынок специализированных страховых организаций
- рынок универсальных страховых организаций
8. По сфере деятельности в страховании
- рынок прямого страхования
- рынок перестрахования
9. По характеру заключаемых договоров
- рынок обязательного страхования
- рынок добровольного страхования.

Вопрос 7: Определение страхового тарифа и финансовая устойчивость страховых организаций

Основное назначение страховых тарифов – определение и покрытие вероятной суммы ущерба, приходящейся на каждого страхователя или на единицу страховой суммы. Страховой тариф как цена страховой услуги имеет определенную структуру, отдельные элементы которой должны обеспечивать финансирование всех функций страховой компании. Основными составляющими страховой премии являются: нетто-ставка (нетто-премия), надбавка на покрытие расходов страховой компании и надбавка на прибыль. В целом совокупность этих элементов составляет брутто-ставку (брутто-премию). Назначение нетто-ставки – покрытие ущербов. Надбавка на затраты страховой компании представляет собой элемент страховой премии, предназначенный для покрытия издержек страховой компании.
Тн = То + Тр , где
Тн – нетто-ставка;
То – основная часть нетто-ставки;
Тр – рисковая надбавка.

То = Вс / S * q * 100% ,где

Вс – средняя величина страхового возмещения на один страховой случай по договорам страхованиям данного вида;
S – средняя страховая сумма на один договор страхования данного вида;
q – вероятность наступления страхового случая в расчете на один договор страхования данного вида.

Отношение Вс / S представляет собой убыточность страховой суммы по договорам страхования данного вида за принятый в расчете период.

Тр = 1,2 * То * Кг * (√1 – q / n * q) , где

Кг – коэффициент гарантии;
n – планируемое (фактическое) число договоров страхования.

Тб = (Тн * 100) / (100 – Н) , где

Н – нагрузка в процентах.

Н = [ (П – Вс) * 100 ] / П , где

П – общая фактическая страховая премия, собранная страховщиком по договорам данного вида страхования за 1-2 года.
Для обеспечения исполнения обязательств по страхованию, перестрахованию страховщики в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования, формируют страховые резервы. Средства страховых резервов используются исключительно для осуществления страховых выплат. Страховые резервы не подлежат изъятию в федеральный бюджет и бюджеты иных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Страховщики вправе инвестировать и иным образом размещать средства страховых резервов в порядке, установленном нормативным правовым актом органа страхового регулирования. Размещение средств страховых резервов должно осуществляться на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. При осуществлении страхования объектов личного страхования, страховщик вправе предоставить страхователю - физическому лицу заем в пределах страхового резерва, сформированного по договору страхования, заключенному на срок не менее пяти лет. Страховая организация вправе формировать фонд предупредительных мероприятий в целях финансирования мероприятий по предупреждению наступления страховых случаев.
Robinrus
16:28 06-04-2009
УЧЕТ И ОПЕРАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В БАНКАХ

ВОПРОС 1:Принципы и значение бухгалтерского учета в банках
Соблюдение правил ведения бухгалтерского учета в банках обеспечивает:
-быстрое и четкое обслуживание клиентов;
-своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности кредитных организаций;
-предупреждение возможности возникновения недостач, неправомерного расходования денежных средств, материальных ценностей;
-сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
-надлежащее оформление документов, исходящих из кредитных организаций, облегчающее их доставку и использование по месту назначения, предупреждающее возникновение ошибок и совершение незаконных действий при выполнении учетных операций.
Принципы бухгалтерского учета:
-Непрерывность деятельности. Этот принцип предполагает, что кредитная организация будет непрерывно осуществлять свою деятельность в будущем.
- Постоянство правил бухгалтерского учета. Кредитная организация должна постоянно руководствоваться одними и теми же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или правовом механизме. В противном случае должна быть обеспечена сопоставимость с отчетами предыдущего периода.
- Осторожность. Активы и пассивы, доходы и расходы должны быть оценены и отражены в учете разумно, с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению кредитной организации риски на следующие периоды.
- Отражение доходов и расходов по кассовому методу. Принцип означает, что доходы и расходы относятся на счета по их учету после фактического получения доходов и совершения расходов, за исключением случаев, установленных в ПБУ.
- Своевременность отражения операций. Операции отражаются в бухгалтерском учете в день их совершения (поступления документов), если иное не предусмотрено нормативными актами Банка России.
- Раздельное отражение активов и пассивов. В соответствии с этим принципом счета активов и пассивов оцениваются отдельно и отражаются в развернутом виде.
- Преемственность входящего баланса. Остатки на балансовых и внебалансовых счетах на начало текущего отчетного периода должны соответствовать остаткам на конец предшествующего периода.
- Приоритет содержания над формой. Операции отражаются в соответствии с их экономической сущностью, а не с их юридической формой.
- Открытость. Отчеты должны достоверно отражать операции кредитной организации, быть понятными информированному пользователю и избегать двусмысленности в отражении позиции кредитной организации.
- Кредитная организация должна составлять сводный баланс и отчетность в целом по кредитной организации. Используемые в работе кредитной организации ежедневные бухгалтерские балансы составляются по счетам второго порядка.
- Активы и пассивы учитываются по их первоначальной стоимости на момент приобретения или возникновения. Первоначальная стоимость не изменяется до момента их списания, реализации или выкупа, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России. Однако активы и обязательства в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни должны переоцениваться по мере изменения валютного курса и цены металла в соответствии с нормативными актами Банка России.
- Ценности и документы, отраженные в учете по балансовым счетам, по внебалансовым счетам не отражаются.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
-формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;
- выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;
- использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.


ВОПРОС 6: Организация учета межбанковских кредитов в кредитных организациях

Межбанковские кредиты – это привлечение и размещение банками временно свободных денежных ресурсов кредитных учреждений, когда в роли кредиторов и в роли заемщиков выступают сами банки.
Счета N 312 "Кредиты, депозиты и иные привлеченные средства, полученные кредитными организациями от Банка России", N 313 "Кредиты, полученные кредитными организациями от кредитных организаций",
N 314 "Кредиты, полученные от банков-нерезидентов"
Счета пассивные. По кредиту счетов отражаются суммы полученных кредитов, а также депозитов и иных привлеченных средств, полученных от Банка России, на основании заключенных договоров в корреспонденции с корреспондентскими счетами. По дебету счетов отражаются:
-суммы погашенных кредитов;
-суммы возвращенных Банку России депозитов и иных привлеченных средств;
-суммы не погашенных в срок кредитов в корреспонденции со счетами по учету просроченной задолженности по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам;
-суммы пролонгированных кредитов в корреспонденции со счетами по учету кредитов, пролонгированных по решению Совета директоров Банка России;
-суммы не возвращенных в срок депозитов и иных привлеченных средств Банку России в корреспонденции со счетом по учету просроченной задолженности по депозитам и иным привлеченным средствам, полученным от Банка России.
Счет N 317 "Просроченная задолженность по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам"
Счет пассивный. По кредиту счетов второго порядка отражаются суммы просроченной задолженности по кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам, полученным от Банка России, кредитных организаций и банков-нерезидентов, не возвращенным в срок, установленный в заключенном договоре. По дебету счетов второго порядка отражаются:
-суммы погашенной просроченной задолженности по межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам в корреспонденции с корреспондентскими счетами;
-суммы, списанные в установленном порядке.
Аналитический учет осуществляется в разрезе кредиторов по каждому заключенному договору.
Счет N 318 "Просроченные проценты по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам"
Счет пассивный. По кредиту счетов второго порядка отражаются суммы просроченной задолженности по процентам по полученным межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам, не погашенным в срок, установленный в договоре, в корреспонденции со счетами по учету предстоящих выплат по операциям, связанным с привлечением денежных средств по межбанковским кредитам, депозитам и иным привлеченным средствам ("кассовый" метод) или расходов (метод "начислений"), либо со счетом по учету обязательств по уплате процентов. По дебету счетов второго порядка отражаются:
-суммы погашенных просроченных процентов в корреспонденции с корреспондентскими счетами;
-суммы списанных просроченных процентов.
Счета N 320 "Кредиты, предоставленные кредитным организациям", N 321 "Кредиты, предоставленные банкам-нерезидентам"
Счета пассивные. По дебету счетов отражаются выдаваемые, отсроченные кредиты, размещенные депозиты и иные средства в корреспонденции с корреспондентскими счетами, счетами по учету просроченных кредитов, депозитов и иных размещенных средств соответственно.
По кредиту счетов отражаются суммы погашенных кредитов, возвращенных депозитов и иных размещенных средств в корреспонденции с корреспондентскими счетами и в установленных случаях с другими счетами, а также суммы неполученных (невозвращенных кредитов), депозитов и иных размещенных средств, отнесенных на счета по учету просроченной задолженности по предоставленным межбанковским кредитам, депозитам и иным размещенным средствам.

ВОПРОС 4: Организация учета депозитных операций в коммерческом банке
К депозитным операциям коммерческих банков относят операции по привлечению денежных средств во вклады (пассивные депозитные операции) или размещению имеющихся в распоряжении коммерческого банка средств во вклады в других кредитных организациях (активные депозитные операции).
Счета N 315 "Депозиты и иные привлеченные средства кредитных организаций", N 316 "Депозиты и иные привлеченные средства банков-нерезидентов"
Счета пассивные. По кредиту счетов отражаются:
-суммы депозитов и иных привлеченных средств, полученных от кредитных организаций и банков-нерезидентов, в корреспонденции с корреспондентскими счетами;
-суммы причисленных процентов в корреспонденции со счетами по учету расходов.
Счета N N 410, 427 "Депозиты, привлеченные средства Минфина России", N N 411, 428 "Депозиты, привлеченные средства финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", N N 412, 429 "Депозиты, привлеченные средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации", N N 413, 430 "Депозиты, привлеченные средства внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления", N N 414, 431 "Депозиты, привлеченные средства финансовых организаций, находящихся в федеральной собственности", N N 415, 432 "Депозиты, привлеченные средства коммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности", N N 416, 433 "Депозиты, привлеченные средства некоммерческих организаций, находящихся в федеральной собственности", N N 417, 434 "Депозиты, привлеченные средства финансовых организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности", N N 418, 435 "Депозиты, привлеченные средства коммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности", N N 419, 436 "Депозиты, привлеченные средства некоммерческих организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности", N N 420, 437 "Депозиты, привлеченные средства негосударственных финансовых организаций", N N 421, 438 "Депозиты, привлеченные средства негосударственных коммерческих организаций", N N 422, 439 "Депозиты, привлеченные средства негосударственных некоммерческих организаций", N 423 "Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц", N N 425, 440 "Депозиты, привлеченные средства юридических лиц - нерезидентов", N 426 "Депозиты и прочие привлеченные средства физических лиц - нерезидентов"
По кредиту счетов отражаются:
-суммы, поступившие от владельца депозита (вкладчика), других средств для зачисления на его счет;
-начисленные проценты, если условиями договора предусмотрено присоединение процентов к сумме вклада (депозита);
-поступившие для зачисления в депозиты (вклады) физических лиц суммы предоставленных кредитов;
Операции по поступившим средствам проводятся в корреспонденции со счетами: корреспондентскими, клиентов, кассы, а начисленные проценты - со счетами по учету начисленных процентов, расходов. По дебету счетов отражаются:
-выплачиваемые (перечисляемые) суммы депозитов (вкладов), других средств;
-выплачиваемые проценты, если по условиям договора проценты были присоединены к сумме депозита (вклада);
-перечисляемые суммы по поручениям владельцев депозитов (вкладов) физических лиц при погашении кредита и процентов.

ВОПРОС 3: Аналитический и синтетический учет в кредитных организациях
Документами аналитического учета являются:
- лицевые счета. Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета. Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году. В лицевых счетах показываются: дата предыдущей операции по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (по усмотрению кредитной организации) и на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты. Открытые счета клиентам регистрируются в книге регистрации открытых счетов. Счета физических лиц по вкладам (депозитам) открываются с соблюдением требований гражданского законодательства Российской Федерации. Открытые физическим лицам счета по вкладам (депозитам) отражаются в книге регистрации открытых счетов на общих основаниях. Лицевые счета, открываемые для учета имущества, расчетов, участия, капитала, доходов, расходов, результатов деятельности и т.п., также регистрируются в книге регистрации открытых счетов по внутрибанковским операциям.
Документами синтетического учета являются:
-ежедневная оборотная ведомость. Ежедневная оборотная ведомость составляется по балансовым и внебалансовым счетам. Внутри месяца обороты показываются за день. Кроме этого, на 1-е число составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты - нарастающими оборотами с начала года;
-ежедневный баланс. Ежедневный баланс по операциям, совершаемым непосредственно кредитной организацией, должен быть составлен за истекший день до 12 часов местного времени на следующий рабочий день, сводный баланс с включением балансов филиалов составляется до 12 часов следующего рабочего дня после составления баланса по операциям, непосредственно выполняемым кредитной организацией.
Суммы, отраженные по счетам аналитического учета, должны соответствовать суммам, отраженным по счетам синтетического учета.
Перед подписанием баланса главный бухгалтер или - по его поручению - работник кредитной организации должен сверить:
- соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в балансе, остаткам, показанным в оборотной ведомости, ведомости остатков по счетам;
- соответствие остатков по счетам второго порядка, отраженным в ведомости остатков по счетам, остаткам, показанным в ведомости остатков размещенных (привлеченных) средств.
Перепечатывание материалов аналитического и синтетического учета не допускается.
Robinrus
16:28 06-04-2009
ВОПРОС 5: Номенклатура счетов по учету доходов и расходов банка и порядок их аналитического учета

При определении статей доходов и расходов предусматриваются во многих случаях однородные статьи в доходах и расходах, имея в виду создание возможности выведения результатов от выполнения отдельных банковских операций по определенным субъектам. В целях полной оценки результатов деятельности количество статей с учетом их экономического содержания расширено. В то же время не предусматриваются статьи доходов и расходов, отражающие небольшие единичные операции, а также несущие неоправданную детализацию и не влияющие на принятие управленческих решений.
Все доходы и расходы сгруппированы в подразделы, отражающие однородные операции. В ряде подразделов предусмотрены статьи по учету прочих (других) доходов и расходов, по которым суммы не могут быть включены в конкретные статьи. При этом имеется в виду, что к приведенным статьям доходов и расходов не требуются, как правило, дополнительные расшифровки.
Отнесение сумм в отдельные статьи проводится, как правило, по их названиям. В аналитическом учете по каждой статье должны открываться при необходимости отдельные лицевые счета по видам доходов, расходов, структурным подразделениям с тем, чтобы данные учета активно использовались для оценки хозрасчетной деятельности кредитных организаций и их структурных подразделений. В отчете о прибылях и убытках должны показываться суммы по статьям, приведенным в форме отчета. К отчету может прилагаться краткая объяснительная записка с пояснением отдельных статей доходов и расходов. Так, по отдельным статьям доходов и расходов необходимо вести отдельные лицевые счета:
по дивидендам полученным - по каждой кредитной организации, иной организации, от которых получены дивиденды;
по комиссии полученной, уплаченной - по видам комиссии;
по доходам и расходам по ценным бумагам - по каждому их виду;
по командировкам - на территории Российской Федерации и отдельно за ее пределами;
по доходам и расходам по операциям с драгоценными металлами - по каждому их виду;
по излишкам, недостачам наличных денег, материальных ценностей, по неплатежным денежным знакам - по каждому кассиру, материально ответственному лицу;
по доходам и расходам от банковских учебных заведений, от организаций кредитной организации - по каждому учебному заведению, организации;
по доходам и расходам по арендной плате - по каждому объекту, сданному в аренду, и арендуемому объекту;
по доходам и расходам прошлых лет, выявленным в отчетном году, - по каждому виду доходов и расходов;
по доходам и расходам от вычислительной техники - по видам работ, услуг;
по процентам, уплаченным по депозитам, при необходимости - в разрезе сроков, предусмотренных планом счетов;
по статье учета почтовых, телеграфных расходов, расходов по аренде линий связи - в разрезе видов расходов, то есть отдельные лицевые счета по учету почтовых, телеграфных расходов, расходов по аренде линий связи;
по статье учета типографских и канцелярских расходов - по видам расходов - типографские, канцелярские расходы;
по учету ремонта основных средств - по объектам ремонта;
по учету содержания зданий и сооружений - в разрезе видов расходов и отдельных зданий;
по учету расходов на пусконаладочные работы - по каждому объекту, где проводятся такие работы;
по доходам и расходам, связанным с реализацией, выбытием имущества кредитной организации, - по каждому объекту, виду имущества;
по всем статьям доходов и расходов - отдельные лицевые счета по операциям в рублях и иностранной валюте.
Номенклатура счетов:
1. Доходы:
Проценты, полученные по предоставленным кредитам, депозитам и иным размещенным средствам (балансовый счет второго порядка) счета 11101-11416, 11501-11503, 11601-11603. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами (балансовый счет второго порядка) счета 12101-12107, 12201-12606. Доходы, полученные от операций с иностранной валютой, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте (балансовый счет второго порядка) счета 13101, 13201. Дивиденды полученные, кроме акций (балансовый счет второго порядка) счета 14101-14205. Штрафы, пени, неустойки полученные (балансовый счет второго порядка) счета 16101-16105. Другие доходы (балансовый счет второго порядка) счета 17101-17103, 17201-17205, 17301-17318, 17323.

2. Расходы:
Проценты, уплаченные за привлеченные кредиты (балансовый счет второго порядка) счета 21101-21104, 21201-21204, 21301-21304. Проценты, уплаченные юридическим лицам по привлеченным средствам (балансовый счет второго порядка) счета 22101-22114, 22201-22216, 22301-22316. Проценты, уплаченные физическим лицам (балансовый счет второго порядка) счета 23101, 23103. Расходы по операциям с ценными бумагами (балансовый счет второго порядка) счета 24101-24107, 24201-24207. Расходы по операциям с иностранной валютой, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте – счета 25101,25201. Расходы на содержание аппарата (балансовый счет второго порядка) – счета 26101-26109, 26214. Штрафы, пени, неустойки уплаченные (балансовый счет второго порядка)- счета 28101-28112. Другие расходы (балансовый счет второго порядка) – счета 29101, 29103, 29201-29205, 29301-29329, 29401-29425.

Вопрос 7: Содержание и значение отчетности кредитной организации

Основное назначение банковской отчетности - быть источником достоверной, полной и оперативной экономической информации о деятельности банка. Банковская отчетность должна быть понятна существующим и потенциальным инвесторам и кредиторам, давать им пред¬ставление о суммах, времени и рисках, связанных с ожидаемыми доходами, предоставлять информацию о составе и видах привлекаемых ресурсов, их размещении, наличии резервов на возможные потери по ссудам и т.п. Управление современными банками базируется на использовании количественной информации, выраженной в денежных единицах. При этом бухгалтерская отчетность может включать и качественную информацию (не денежную), если она помогает анализу бухгалтерских отчетов. Отчетность, специально подготовленная в помощь менеджерам, относится к управленческой учетной информации. Она используется в процессе планирования, исполнения и контроля за деятельно¬стью банка. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что бухгалтерская информа¬ция использует условные классификации, предположительные оценки в этом смысле является приблизительной. Большая ответственность за правильное использование отчетности ложится на ее пользователя, который обязан уметь адекватно истолковать ее и применить при выработке решений. Он должен понимать ее и определять, какую отчетность и как, в какой сфере деятельности использовать.
В состав годового бухгалтерского отчета кредитной организации включаются:
1. Годовой бухгалтерский баланс на 1 января нового года по форме оборотной ведомости за отчетный год. Годовой бухгалтерский баланс является основой для составления всех форм годовой отчетности за отчетную дату. Расхождения между соответствующими показателями годового бухгалтерского баланса и других форм годовой отчетности не допускаются.
2. Отчет о прибылях и убытках с учетом событий после отчетной даты.
3. Сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты.
4. Аудиторское заключение по годовому бухгалтерскому отчету.
5. Пояснительная записка.
Годовой бухгалтерский баланс составляется по форме, приведенной в приложении 8 к Положению N 205-П, и в порядке, им установленном. Кредитные организации, имеющие филиалы, составляют годовой бухгалтерский баланс с включением балансов филиалов. Отчет о прибылях и убытках составляется по форме, приведенной в приложении 4 к Положению N 205-П. Все символы доходов и расходов заполняются с учетом событий после отчетной даты с выделением их результатов по строке "в том числе СПОД" после итоговых строк "Итого по символам". В отчете о прибылях и убытках может быть заполнен только один из символов, показывающий финансовый результат деятельности кредитной организации (либо символ 33001 "Прибыль (символ 10000 минус символ 20000)", либо символ 33002 "Убыток (символ 20000 минус символ 10000 и символ 35001)"). Пояснительная записка должна содержать существенную информацию о кредитной организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, с соответствующим обоснованием. Формы ежедневной отчетности:
- Бухгалтерский журнал;
- Бухгалтерский баланс;
- Ведомость остатков по счетам кредитной организации;
- Ведомость остатков размещенных (привлеченных) средств;
- Оборотная ведомость по всем счетам кредитной организации.
Кроме того, на 1 число каждого месяца составляется оборотная ведомость за месяц, на квартальные и годовые даты - нарастающими оборотами с начала года.

Вопрос 8: Порядок ведения операций по расчетным, текущим счетам клиентов в кредитной организации
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по перечислению юридическим лицом денежных средств со своего банковского счета на счета физических лиц, являющихся клиентами одного банка, согласно реестру.
Списание денежных средств со счетов юридических лиц в банке плательщика:
а) для перечисления на счета физических лиц, открытые в другом банке:
Д-т счета юридического лица
К-т корреспондентского счета
б) для перечисления на счета физических лиц в том же банке
Д-т счета юридического лица
К-т счета физического лица (текущие счета физических лиц, счета по учету вкладов, счета для расчетов с использованием банковских карт).
Зачисление денежных средств на счета физических лиц в банке получателя согласно полученному реестру:
Д-т корреспондентского счета
К-т счета физического лица (текущие счета физических лиц, счета по учету вкладов, счета для расчетов с использованием банковских карт).
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций по аккредитивам
В банке-эмитенте перечисление суммы аккредитива (покрытия) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива в тот же день:
Д-т счета "Текущие счета физических лиц"
К-т корреспондентского счета.
Открытие покрытого (депонированного) аккредитива в банке-эмитенте:
Д-т счета N 90907 "Выставленные аккредитивы"
К-т счета N 99999.
Получение реестра (описи) с приложенными товарно-транспортными и иными требуемыми условиями аккредитива документами от исполняющего банка:
Д-т счета N 99999
К-т счета N 90907 "Выставленные аккредитивы".
Банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Возмещение средств со счета плательщика на корреспондентский счет банка-эмитента, открытого в исполняющем банке:
Д-т счета "Текущие счета физических лиц"
К-т корреспондентского счета.
Банк-эмитент обязан не позже рабочего дня, следующего за днем возврата суммы неиспользованного, отозванного полностью или частично покрытого (депонированного) аккредитива, зачислить ее на счет плательщика, с которого были перечислены денежные средства в счет покрытия по аккредитиву:
Д-т корреспондентского счета
К-т счета "Текущие счета физических лиц".
Порядок отражения в бухгалтерском учете операций при расчетах чеками
Оприходованы бланки чеков
Д-т счета N 91207 "Бланки строгой отчетности"
К-т счета 99999.
Выданы чеки:
Д-т 99999
К-т счета N 91207 "Бланки строгой отчетности".
Депонированы средства физических лиц для расчетов чеками:
Д-т счета "Текущие счета физических лиц"
К-т счета N 40903 "Расчетные чеки".
Оплачены поступившие чеки:
а) от клиентов другого банка
Д-т счета N 40903 "Расчетные чеки"
К-т корреспондентского счета
б) от клиентов данного банка
Д-т счета N 40903 "Расчетные чеки"
К-т счета "Текущие счета физических лиц".


Вопрос 9: Организация учета кредитов, предоставляемых юридическим и физическим лицам
Счета N N 441 – 473
Назначение счетов: учет кредитов и иных средств (в договоре указывается вид размещенных средств), предоставленных Минфину России, финансовым органам и организациям, внебюджетным фондам, организациям различных организационно-правовых форм всех форм собственности, в том числе юридическим лицам - нерезидентам, а также кредитов, предоставленных физическим лицам, в том числе физическим лицам – нерезидентам. Открыты активные счета второго порядка для учета задолженности по кредитам и размещенным средствам по срокам погашения, по кредитам, предоставленным при недостатке средств на расчетном (текущем) счете ("овердрафт"), а также счета (пассивные) для учета резервов на возможные потери.
По дебету счетов отражаются:
- суммы предоставленных кредитов в корреспонденции с расчетными (текущими) счетами клиентов, счетом кассы (для физических лиц), счетами депозитов (вкладов) физических лиц, корреспондентскими счетами;
- суммы восстановленных кредитов в корреспонденции со счетами по учету просроченной задолженности клиентов, отсроченных в установленном в кредитной организации порядке.
По кредиту счетов отражаются:
- суммы погашенной задолженности по предоставленным клиентам кредитам в корреспонденции с расчетными (текущими) счетами клиентов, счетом кассы (для физических лиц), счетами депозитов (для физических лиц), счетами по учету расчетов с работниками по оплате труда, корреспондентскими счетами;
- суммы задолженности, списанные на счета по учету просроченной задолженности клиентов;
- суммы в оплату имущества, отнесенные на счета по учету зачетных операций, если в соответствии с договором кредитная организация, в установленном порядке, покупает имущество у клиента, имеющего задолженность по кредиту;
Операции совершаются в корреспонденции с соответствующими счетами.
Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.
Счета N N 44201, 44301, 44401, 44501, 44601, 44701, 44801, 44901, 45001, 45101, 45201, 45301, 45401, 45509, 45608, 45708 - кредиты, предоставленные при недостатке средств на расчетном (текущем) или депозитном (физических лиц) счете ("овердрафт"). Кредитование в виде "овердрафт" счетов по учету депозитов (вкладов) физических лиц распространяется исключительно на счета, на которых учитываются денежные средства, привлеченные на срок "до востребования".
Назначение счетов: учет кредитов, предоставленных в установленном порядке при недостаточности средств на расчетном (текущем) или депозитном (физических лиц) счете ("овердрафт").
По дебету счетов отражаются:
- суммы предоставленного кредита при недостаточности средств для проведения платежей на расчетном (текущем) счете клиента в соответствии с договором. В договоре должен быть указан лимит средств, срок предоставления, процентная ставка по "овердрафту".
Корреспондируют указанные счета с расчетными (текущими) счетами клиентов;
- суммы предоставленного кредита при недостаточности средств для проведения платежей на депозитном (вкладном) счете со сроком "до востребования" физического лица в соответствии с договором в корреспонденции с этим депозитным (вкладным) счетом;
- суммы восстановленных кредитов в корреспонденции со счетами по учету просроченной задолженности клиентов в связи с отсрочкой кредита.
По кредиту счетов отражаются:
- суммы погашенной задолженности по кредиту, предоставленному в форме "овердрафт", в корреспонденции с расчетными (текущими) или депозитными (физических лиц) счетами клиентов;
- суммы в оплату имущества, отнесенные на счета по учету зачетных операций, если в соответствии с договором кредитная организация покупает имущество у клиента, имеющего задолженность по кредиту;
Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.
На счетах второго порядка для учета задолженности по кредитам и размещенным средствам "до востребования" осуществляется учет текущей задолженности по договорам на предоставление (размещение) средств на условиях "до востребования", "до наступления условия (события)" и "под лимит задолженности".
Суммы неиспользованного лимита задолженности учитываются на внебалансовом счете N 91309 "Неиспользованные лимиты по предоставлению средств в виде "овердрафт" и "под лимит задолженности".
Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому заключенному договору.
Robinrus
16:28 06-04-2009
Вопрос 2: Общая характеристика учетно-операционной работы в кредитной организации

Бухгалтерские операции выполняют работники, для которых их выполнение закреплено должностными инструкциями (входит в должностные обязанности). В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетных, кассовых и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата. Все бухгалтерские работники в части выполнения бухгалтерских операций и ведения бухгалтерского учета подчиняются главному бухгалтеру кредитной организации. Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования специализированных отделов, объединения в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключением документов по операциям, подлежащим дополнительному контролю.
Конкретные обязанности бухгалтерских работников и распределение обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер кредитной организации или - по его поручению - начальники отделов. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах. Распоряжения руководителя кредитной организации по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме. Кредитная организация самостоятельно определяет продолжительность операционного дня (времени), представляющего собой часть рабочего дня (календарные дни, кроме установленных федеральными законами выходных и праздничных дней, а также выходных дней, перенесенных на рабочие дни решением Правительства Российской Федерации). В течение операционного дня производится обслуживание клиентов, прием документов для отражения в учете (кроме консультационной работы, которая может проводиться в течение всего рабочего времени). Конкретное время начала, конца операционного дня (времени) определяется кредитной организацией и доводится до сведения обслуживаемой клиентуры. Организация рабочего дня бухгалтерских работников устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить своевременное оформление документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
-формирование детальной, достоверной и содержательной информации о деятельности кредитной организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- ведение подробного, полного и достоверного бухгалтерского учета всех банковских операций, наличия и движения требований и обязательств, использования кредитной организацией материальных и финансовых ресурсов;
- выявление внутрихозяйственных резервов для обеспечения финансовой устойчивости кредитной организации, предотвращения отрицательных результатов ее деятельности;
- использование бухгалтерского учета для принятия управленческих решений.
Право подписания расчетных и кассовых документов, предоставляемое работникам, оформляется распоряжением руководителя кредитной организации. Главный бухгалтер кредитной организации обязан следить за тем, чтобы соответствующие образцы подписей были идентичны и своевременно переданы под расписку в кассу, бухгалтерским и контролирующим работникам. Главный бухгалтер обязан следить за своевременным внесением изменений в образцы подписей, которыми пользуются работники кредитной организации в своей работе.
Отчетность кредитной организации:
1. Годовой бухгалтерский баланс является основой для составления всех форм годовой отчетности за отчетную дату. Расхождения между соответствующими показателями годового бухгалтерского баланса и других форм годовой отчетности не допускаются.
2. Отчет о прибылях и убытках с учетом событий после отчетной даты.
3. Сводная ведомость оборотов по отражению событий после отчетной даты.
4. Аудиторское заключение по годовому бухгалтерскому отчету.
5. Пояснительная записка







ФИНАНСЫ, ДЕНЬГИ, БАНКИ.
ВОПРОС 1:Государственные финансы: сущность и значение
Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Они имеют единую абстрактную сущность во всех формациях, но в каждой из них - принципиально новое содержание. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансы - объективная экономическая категория, связанная с закономерностями развития материального производства в определенных условиях, но в роли организатора конкретных финансовых отношений выступает государство. Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки. Финансовые отношения - это, прежде всего денежные отношения. Однако не все денежные отношения могут рассматриваться как финансовые. Сфера денежных отношений шире финансовых отношений. Финансы выражают лишь такие денежные отношения, которые связаны с формированием и использованием фондов денежных средств субъектов хозяйствования и государства, т.е. централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Источником указанных фондов являются валовой внутренний продукт и национальный доход. Итак, финансы - это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Сущность финансов, как и любой экономической категории, проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются параллельно во времени, поскольку каждая финансовая операция включает, с одной стороны, распределение общественного продукта и национального дохода, а с другой - контроль за этим распределением. Продукция, произведенная за определенный период времени внутри страны, представляет собой валовой внутренний продукт (ВВП). Если мы вычтем из ВВП в стоимостном выражении ту его часть, которая возмещает затраченные средства производства, то получим национальный доход, обеспечивающий все потребности общества (осуществление расширенного воспроизводства, развитие непроизводственной сферы, оплата труда каждого работника). В чистом продукте общества воплощается вновь созданная в материальном производстве стоимость. Объем национального дохода, создаваемого всеми отраслями материального производства, и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления определяет темпы и пропорции развития экономики, ее структуру. Распределительная функция финансов связана с распределением ВВП и его основной части - национального дохода. Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансовые отношения возникают на стадиях распределения и перераспределения национального дохода. Первичное распределение осуществляется по месту создания национального дохода, т.е. в сфере материального производства. Распределение происходит посредством финансов на основе ряда параметров, устанавливаемых государством: ставок, норм, тарифов, платежей, отчислений и т. д. Однако доходы, образуемые в результате первичного распределения, не образуют общественных денежных фондов, необходимых для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Поэтому необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с наличием непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование, управление), с межотраслевым и межтерриториальным перераспределением средств, содержанием наименее обеспеченных слоев населения - пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей и т. п. Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного, которое не было бы связано с контролем за формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только функция контроля. С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной, но и по стоимости. В этой связи становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Контрольная функция финансов - это, прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Контроль пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостной контроль. Поскольку финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как функция финансов представляет собой только контроль реального денежного оборота. Финансы осуществляют контроль на всех стадиях создания, распределения и использования общественного продукта и национального дохода. Главное назначение контроля состоит в способствовании наиболее рациональному использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств с целью повышения эффективности общественного производства.





ВОПРОС 2: Структура финансовой системы РФ
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств и играет различную роль в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности. Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне. Разграничения финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственные фонды принято называть централизованными, все прочие - децентрализованными. Общегосударственные централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. За счет централизованных фондов обеспечивается решение задач общества на макроуровне. Это, прежде всего, обеспечение потребностей общегосударственного значения: оборона страны; содержание центральных органов государственной власти и управления; поддержка отраслей народного хозяйства, имеющих национальное значение; выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов; охрана окружающей среды; поддержка фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны, главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостаточности собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Государственный бюджет является главным звеном Финансовой системы. Он представляет собой Форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным собранием как закон. Через государственный бюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Одним из звеньев общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды - это средства Федерального правительства и местных властей, связанные с Финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения (с 2001 г. переходит в разряд целевых бюджетных фондов), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный долг - это вся сумма выпушенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за конкретный срок. Государственный внутренний долг Российской Федерации означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ. Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Robinrus
16:29 06-04-2009
ВОПРОС 3: Финансовая политика: содержание и значение. Финансовый механизм, его роль в реализации финансовой политики.
Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства. Финансовая политика государства является лишь средством осуществления его социально-экономической политики и выполняет вспомогательную роль. Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика. По содержанию финансовая политика предполагает:
• разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
• создание адекватного финансового механизма – системы установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
• управление финансовой деятельностью государства и других субъектов хозяйственных отношений.
Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов:
налоговой политики; бюджетной политики; денежно-кредитной политики; ценовой политики; таможенной политики; социальной политики; инвестиционной политики; политики в области международных финансов.
Финансовая политика РФ основывается на следующей системе социально-экономических приоритетов:
•достижение социальной стабильности в обществе;
•оздоровление государственных финансов;
•восстановление нормального функционирования кредитной системы;
•поддержка сбалансированности натуральновещественных и денежных потоков;
•достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
•создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
•создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.
К основным задачам финансовой политики можно отнести:
1) обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
2)установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
3)организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
4)выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
5)создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.
Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).
Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.
В финансовой политике именно финансовый механизм является наиболее динамичной составляющей. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей социально-экономической конъюнктуры. Одно и то же финансовое решение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных и местных налогов. Каждый из них имеет особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие обязательные элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства. Существуют два типа финансового механизма – директивный и регулирующий. Первый тип разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство: налогообложения, государственного кредита, расходов бюджета, бюджетного финансирования, организации бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансового планирования. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действий. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).
Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направление их использования.



ВОПРОС 7: Финансовый контроль: виды, формы, методы, организационно-правовые основы финансового контроля в РФ

Государственный контроль является неминуемым и необходимым условием эффективного функционирования экономической системы любого государства. Одна из составляющих такого контроля – государственный и муниципальный финансовый контроль, т.е. установленная правовыми нормами система осуществляемых публичными органами контрольных мероприятий, направленных на мониторинг и обеспечение соблюдения узаконенных интересов государства и муниципальных образований в финансовой сфере. Непосредственной практической целью финансового контроля выступает гарантия бесперебойного и эффективного финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. В то же время, в широком понимании, целью государственного финансового контроля является создание научно обоснованной финансовой политики и формирование эффективного финансового механизма.










В зависимости от выбранного критерия классификации финансового контроля выделяют следующие формы (или виды, методы):
по субъекту контроля – государственный; ведомственный; независимый; правовой; гражданский; внутрихозяйственный; общественный контроль;
по методам проведения – документальная (камеральная) или выездная проверки; экономический анализ; ревизия; обследование;
по характеру проверяемого материала – документальный контроль; фактический контроль;
по степени охвата материала – частичный; тематический; комплексный; сквозной; выборочный контроль.
С точки зрения предмета контрольного воздействия основными видами государственного финансового контроля в настоящее время являются:
бюджетный контроль – финансовый контроль за соблюдением бюджетного законодательства (финансовый контроль в бюджетной сфере);
налоговый контроль – финансовый контроль за законностью (полнотой) налогообложения;
валютный контроль – финансовый контроль за соблюдением валютного законодательства.
С формально-юридической точки зрения финансовый контроль рассматривается в качестве комплексного образования. Он включает в себя нормы, регулирующие общественные отношения по поводу осуществления финансового контроля в ходе бюджетной, налоговой и валютной деятельности государства. Комплексный характер указанного финансово-правового института подразумевает, что в него включаются нормы различных отраслей права семьи финансового права.
Главными органами, наделенными полномочиями по осуществлению государственного финансового контроля являются:
Счетная палата РФ; Центральный банк РФ (Банк России), Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансово-бюджетному надзору, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и т.д.

ВОПРОС 4: Необходимость и содержание управления финансами

Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.
Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.
Генеральная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь, конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.
Система управления финансами, являясь сложным образованием, состоит из таких относительно самостоятельных, но тесно взаимодействующих блоков, как финансовое планирование, прогнозирование, программирование, финансовое регулирование, финансовый контроль, комплекс правового обеспечения финансовой деятельности, система методов мобилизации финансовых ресурсов.
В управлении государственными финансами принимают участие высшие органы власти страны, и организовано оно следующим образом.
Президент РФ регламентирует деятельность финансовой системы, устанавливая основные параметры бюджета в ежегодном бюджетном послании, подписывает Федеральный закон о федеральном бюджете на предстоящий год и т.д.
Федеральное Собрание вводит налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает законы, регламентирующие финансовую деятельность государства.
Правительство РФ является единым центром управления финансами. Органом, на практике осуществляющим реализацию финансовой политики, является Минфин РФ. Министерство обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и валютной политики, координирует финансовую деятельность федеральных органов исполнительной власти.
В границах обозначенной компетенции Минфин РФ:
1) осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
2) организует разработку федерального бюджетного плана;
3) принимает участие (совместно с Минэкономики РФ) в разработке баланса финансовых ресурсов страны;
4) обеспечивает исполнение федерального бюджета, проведение мероприятий, направленных на расходование бюджетных средств по целевому назначению.
Для выполнения этих своих функций Минфин РФ вправе:
• получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана;
• в случае нарушений финансовой дисциплины ограничивать и приостанавливать финансирование;
• проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.
Федеральная налоговая служба и МВД осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом управляет государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества).
Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Центральный банк РФ – важный орган реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ЦБ РФ наряду с Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность кредитных организаций.
Счетная палата РФ осуществляет парламентский контроль за федеральными денежными средствами. Она независима от Правительства РФ и подотчетна лишь Федеральному Собранию.
В субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях финансовую политику проводят соответствующие финансовые учреждения.
Robinrus
16:29 06-04-2009
ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ).
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

ВОПРОС 1: Финансы организаций: сущность, функции, принципы организации финансов.

Финансы организаций (предприятий) - это относительно само¬стоятельная сфера системы финансов государства, охватываю¬щая широкий круг денежных отношений, связанных с форми¬рованием и использованием капитала, доходов, денежных фондов в процессе кругооборота их средств. Именно в этой сфе¬ре финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в на¬роднохозяйственном комплексе и служат основным источни¬ком экономического роста и социального развития общества.
Все доходы субъектов экономических отношений в про¬цессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных дохо¬дов. Они образуются:
у предприятий - в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чис¬тый денежный поток);
у работников (домохозяйств) - в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участ¬никам, оплаты труда работникам бюджетной сферы, вып¬лат из внебюджетных фондов социального направления.
Функции финансов предприятий реализуются на уровне микроэкономики, они непосредственно связаны с формиро¬ванием и использованием капитала и денежных фондов пред¬приятий в условиях их экономического обособления и удов¬летворением частных благ на возмездной эквивалентной основе. Это связано с получением денежных средств и осуще¬ствлением денежных затрат, которые и реализуются в трех перечисленных ниже денежных потоках, отражающих все де¬нежное хозяйство предприятия в стоимостной форме:
-регулирование денежных потоков предприятия;
-формирование финансовых ресурсов;
-использование финансовых ресурсов.
Реализация всех этих трех функций в процессе управле¬ния финансами предприятий естественно сопровождается и осуществлением контроля как одной из функций любого уп¬равленческого процесса. Контрольная функция финансов предприятия реализуется посредством внешнего и внутри¬фирменного контроля.
Внешний финансовый контроль осуществляется государ¬ственными органами в лице Налоговой инспекции и полиции, казначейства, счетной палаты, КРУ. Отдельные виды финан¬сового контроля выполняются Центральным банком РФ, коммерческими банками, аудиторами, собственниками.
Внутрифирменный контроль осуществляется контрольно-аналитическими службами предприятия, бухгалтерией, внут¬ренними аудиторами с целью повышения эффективности ра¬боты.
Принципами современной организации финансов пред¬приятий могут являться следующие показатели:
1. Принцип плановости, который обеспечивает соответ¬ствие объема продаж и издержек, инвестиций потреб¬ностям рынка, учета конъюнктуры, а в наших условиях и платежеспособного спроса, т. е. возможности осуще¬ствления нормальных расчетов.
2. Финансовое соотношение сроков - обеспечивает мини¬мальный разрыв во времени между получением и ис¬пользованием средств, что особенно важно в условиях инфляции и изменения курсов валют. При этом под использованием средств понимается и возможность их сохранения от обесценения при размещении в легкореализуемые активы (ценные бумаги, депози¬ты и т. п.).
3. Гибкость (маневрирование) - обеспечивает возмож¬ность маневра в случае недостижения плановых объе¬мов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности.
4. Минимизация финансовых издержек - финансирова¬ние любых инвестиций и других затрат должно обеспе¬чиваться самым «дешевым» способом.
5. Рациональность - вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по срав¬нению с достигнутым ее уровнем и обеспечить мини¬мальные риски.
6. Финансовая устойчивость - обеспечение финансовой независимости, т. е. соблюдение критической точки удельного веса собственного
Robinrus
16:30 06-04-2009
ВОПРОС 3: Структура оборотных активов организации и источники финансирования оборотных средств

Структура оборотных активов:
Запасы: сырье, материалы, топливо, малоценные и бы¬стро изнашивающиеся предметы, животные на выра¬щивании и откорме, незавершенное производство, го¬товая продукция и товары для перепродажи, прочие запасы и затраты.
Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики, векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредите¬лей) по взносам в уставный капитал, авансы выданные, прочие дебиторы.
Краткосрочные финансовые вложения: вложения на срок не более 1 года в ценные бумаги других предприя¬тий, облигации государственных и муниципальных займов, а также предоставляемые другим предприятиям займы. При этом выделяют инвестиции в зависимые общества, собственные акции, выкупленные у акционе¬ров, прочие краткосрочные вложения.
Денежные средства: касса, расчетные счета, валютные счета, прочие денежные средства.
Структура оборотных средств зависит от ряда факторов:
а) производственных - состава затрат на производство, типа производства (массовое, серийное, единичное и т. д.), характера изготовляемой продукции, длительно¬сти производственного цикла и т. д.;
б) особенностей материально-технического снабжения - периодичности и регулярности поставок, удельного веса комплектующих изделий;
в) организации расчетов;
г) учетной политики предприятия.
Источники формирования оборотных средств отражены в пассиве баланса предприятия. Исходя из классификации обо¬ротных средств предприятия источники делятся на собствен¬ные, заемные и привлеченные.
К источникам формирования собственных оборотных средств относятся:
- уставной капитал;
- добавочный капитал;
- резервный капитал (фонды, образованные в соответ¬ствии с законодательством, а также с учредительными документами);
- фонды накопления;
- целевые поступления и финансирования;
- нераспределенная прибыль.
К заемным источникам формирования оборотных средств относят краткосрочные кредиты и займы. Краткосрочные ссуды предоставляются коммерческими банками на основе кредитных договоров на создание сезонных запасов сырья и материалов, временное восполнение недостатка собственных оборотных средств, осуществление расчетов и т. д.
Коммерческие кредиты других предприятий предоставляют¬ся в виде займов, авансов, векселей, кроме того, возможны выпус¬ки в обращение долговых ценных бумаг - облигаций, векселей.
К привлеченным источникам относится кредиторская за¬долженность. Она может быть связана с существующей систе¬мой расчетов (отгрузка — оплата), а также может возникнуть в связи с нарушением платежной дисциплины. Это наиболее ве¬сомая часть краткосрочной задолженности, она может быть выше у более мелких предприятий, которые не всегда имеют возможность использовать другие источники.
Эффективность использования оборотных средств зави¬сит от внешних и внутренних факторов. К влиянию внешних факторов предприятие может только приспосабливаться. К таким факторам относятся: общеэкономическая ситуация в стране; налоговая и кредитная политика государства; возможность участия в программах, финансируемых из федерального и региональных бюджетов.
К важнейшим факторам можно также отнести:
а) кризис неплатежей;
б) высокий уровень налогообложения доходов предприя¬тий;
в) высокие ставки банковского процента и др.




ВОПРОС 2: Экономическое содержание, функции и виды прибыли

Прежде всего, прибыль нужно рассмотреть как экономичес¬кую категорию, научную абстракцию, выражающую опре¬деленные производственные экономические отношения по поводу формирования и использования совокупного нацио¬нального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной сто¬имости (прибавочного продукта). В реальной же экономиче¬ской жизни прибыль может принимать форму денежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретные формы проявления прибыли тесно связаны с на¬циональным регулированием экономики. В настоящее время используется несколько понятий прибыли: бухгалтерская, валовая, прибыль до налогообложения, чистая и т. д.
Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансо¬вый результат, выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций органи¬зации и оценки статей бухгалтерского баланса.
Валовая прибыль - это разница между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расхо¬дов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
Чистая прибыль формируется в соответствии с ПБУ 4/99 в отчете о прибылях и убытках, по своему содержанию соот¬ветствует нераспределенной прибыли. В новом отчете о прибылях и убытках, во-первых, не обозна¬чена бухгалтерская прибыль при необходимости ее можно будет определить как сумму прибыли (убытка) до налогооб¬ложения и чрезвычайных доходов, уменьшенную на чрезвы¬чайные расходы, а во-вторых, появились новые понятия прибыли до налогообложения и прибыли от обычной дея¬тельности.
Прибыль (убыток) до налогообложения есть, по существу, прибыль (убыток) от обычной деятельности, так как налоговые и иные аналогичные платежи представляют собой инст¬румент изъятия государством части прибыли, полученной организацией, вследствие чего у нее формируется чистая при¬быль.
Показатель, обозначенный как прибыль (убыток) от обыч¬ной деятельности, есть чистая прибыль от обычной деятель¬ности, т. е. чистая прибыль без учета чрезвычайных доходов и расходов.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, не¬обходимо выделить выполняемые ею функции.
В современной экономической науке не сложилось едино¬го мнения, что относить к функциям прибыли. Как правило, выделяют две основные функции прибыли - измеритель (мера) эффективности общественного производства и стиму¬лирующая функция.
Функция прибыли как меры эффективности производ¬ства заключается в том, что именно прибыль и рентабель¬ность являются основными показателями успешной дея¬тельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.
Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход ак¬ционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но, и создает возможности для наращивания капитала, а соответ¬ственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличе¬нию рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.


ВОПРОС 5: Система финансовых планов (бюджетов)

Финансовый план - обобщенный плановый документ, от¬ражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущей (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Включает в себя составление операционных и капитальных бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России составляется в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год).
Бюджет - оперативный финансовый план, составленный, как правило, в рамках до одного года, отражающий расходы и поступления средств по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управле¬ния финансами фирмы используются два основных вида бюд¬жетов — текущий (оперативный) и капитальный.
Первым этапом разработки финансового плана (оператив¬ного или годового) является осуществление анализа финансо¬вых показателей из отчетов предприятия за период, предшест¬вующий планируемому (квартал, полугодие, год). К таким показателям относятся: выручка от реализации продукции (ра¬бот, услуг), себестоимость реализованной продукции. Объем капиталовложений, валовой и чистой прибыли, рентабель¬ность продукции, активов и собственного капитала, коэффи¬циенты финансовой устойчивости.
Второй этап - участие в разработке учетной политики на планируемый год.

Виды финансовых планов:
Третий этап - составление специальных расчетов и таблиц к финансовому плану (расчеты валовой прибыли и ее распре¬деления, амортизационных отчислений, источников финанси¬рования капитальных вложений, потребности в оборотных средствах, сметы затрат на производство и реализацию про¬дукции) исходя из принятой учетной политики.
В бизнес-планировании рекомендуется составлять не¬сколько вариантов финансовых расчетов для выбора опти¬мального решения.
Четвертый этап - разработка отчетов об исполнении фи¬нансовых планов. Они используются для финансового анали¬за и разработки планов на предстоящий период.
График безубыточности является составной частью любого бизнес-плана на действующем предприятии. При создании новой фирмы, при разработке инвестиционного проек¬та и т. д. В процессе планирования объема реализации продукции (объема продаж) возникает необходимость определения мини¬мальной величины этого показателя по предприятию в целом как первоначальной критической точки, ниже которой будут полу¬чены убытки. Обычно для этих целей рекомендуется строить гра¬фик безубыточности (как самостоятельный финансовый расчет).
Следующим необходимым документом является бюджет доходов и расходов (БДР) или план притока и оттока финан¬совых ресурсов. Состав показателей баланса определяется ис¬точниками поступления средств и планируемыми расходами на осуществление хозяйственной деятельности. Наряду с этим в плановом балансе отражаются взаимоотношения с бюджет¬ной системой, банками и по операциям на приобретение и выпуск ценных бумаг. К балансу прилагаются расчеты конеч¬ных финансовых показателей: прибыли, амортизационных отчислений и др. К балансу могут быть приложены сметы рас¬ходования средств на потребление и накопление.
Перечень показателей баланса позволяет определить состав расходов и источников их покрытия в рамках планируемого квартала (года). Так, оставшаяся в распоряжении предприятия чистая прибыль направляется на: финансирование капиталов¬ложений, пополнение оборотных средств, уплату процентов за кредит (сверх учетной ставки Центрального банка России); дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реа¬лизованных предприятием своим работникам и на сторону, со¬циальные нужды, образование резервного фонда.



ВОПРОС 4: Амортизация и ее роль в воспроизводственном процессе

Амортизация – это метод включения по частям стоимости основных фондов (в течение срока их службы) в затраты на производимую продукцию и последующее использование этих средств для возмещения потребленных основных фондов. Воспроизводство – непрерывное осуществление процесса производства материальных благ, которые по натурально-вещественному составу отражают произведённые за год средства производства и предметы потребления. Амортизационные отчисления (или амортизация) относятся к расходам по обычным видам дея¬тельности и рассматриваются как средство возмещения стоимости основных средств, нематериальных и иных активов. При этом под расходами фирмы признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, приводящее к уменьшению капитала этой фирмы. Применительно к изнашиваемому в процессе эксплу¬атации имуществу в качестве расходов следует рассматривать на¬числяемый износ, суммы которого и отражают выбытие активов фирмы. Все расходы по обычным видам деятельности включаются в себестоимость продукции и уменьшают финансовый результат от производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Но в отличие от других статей себестоимости (материальные затра¬ты, заработная плата, отчисления и пр.) процесс амортизации не ведёт к оттоку финансовых средств, поскольку амортизационные отчисления возмещаются после реализации продукции. А так как непосредственно для замены изношенного оборудования эти сред¬ства могут понадобиться лишь через длительное время и накапли¬вать их специально нецелесообразно, они (как и прибыль) служат источником расширенного воспроизводства и финансирования раз¬вития организации. Амортизационные отчисления выступают внутренним источником финансирования затрат фирмы, способ¬ствуют изменению структуры активов и позволяют приобретать новые машины и оборудование без привлечения средств извне в виде ссуд, займов и кредитов. Амортизационные отчисления представляют собой отнесение на себестоимость начисленного износа имущества. Стоимость объектов основных средств погашается посредством на¬числения амортизации. Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов расчета амортизационных отчислений:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:
-при линейном способе - исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации, исчисленной с учётом срока полезного использования этого объекта;
-при способе уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной с учётом срока полезного использования этого объекта;
-при способе списания стоимости по сумме чисел лет - исходя из первоначальной стоимости объекта и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе сумма чисел лет срока службы объекта.