Только что приехала из кино.
"Антихрист" Ларса фон Триера - мы смотрели его заполночь, на большом экране и с субтитрами. Если уж и смотреть этот фильм - то только так.
Охуительный фильм. Ошеломляющий, страшный, пронзительный - сильный.
Погружение в бездну: резкий толчок в спину, суждорожное и отчаянное балансирование на краю, и падение - словно замедленное, но стремительное и неостановимое. В самую глубокую, страшную и сокровенную бездну, бездну внутри тебя.
В каждой женщине - ведьма. Природа - храм сатаны. Отчаяние, боль и страх - когда придут трое нищих, кто-то должен умереть. Всем правит хаос. Безумное неистовство, не имеющее ничего общего со сладострастием и в то же время неразрывно с ним связанное, рожденное из него. Дьявольская, злая природа всех сестер. Мужская самонадеянность и глупое, преступное в итоге небрежение в прошлом. Невозможность дышать. Падение оков. Дикий, безудержный, исступленный крик, переходящий в визг: "Где ты? Как ты посмел?" и отчаянная попытка удержаться на краю, вцепиться нготями, кончиками пальцев: "Ты обещал мне помочь!"
Ты забыл, если долго глядеть в бездну - бездна тоже взглянет на тебя.
Но какой это апофеоз, кульминация ужаса - момент, когда спадают незаслуженные (заслуженные?) оковы и лицо жертвы, мгновенно изменившись, словно закостенев, превращается в лицо палача. Инквизитора. В этот миг что-то обрывается внутри и понимаешь: вот теперь всё.
Потрясающая игра актеров, гениальная - я не побоюсь этого слова. И режиссура, и операторская работа, и музыка - начиная с пронзительной и почти невесомой арии "Lascia ch'io pianga" в прологе и эпилоге, и тишина, и стук этих чёртовых желудей по крыше... я бы тоже свихнулась, честно, проживи я там хоть три дня. А этот туман - словно из всем известного жутко-прекрасного мультика, а эти босховские, фантасмагорические сплетения, а эти средневековые иллюстрации, а этот необратимо меняющийся почерк, а все эти аллюзии и отсылки, а это умение показать - зримо и явственно - эмоции, что там показать - заставить их переживать, и ведь не отвернуться, не отказаться, смотришь как зачарованный.
И хочется кричать, шептать, умолять: "Не лезь, куда ты лезешь, безумец, это же бездна, ты же не одолеешь, это же сильнее и ее и тебя, страшней и изначальней!"
Не могу теперь уснуть. Перед глазами ее глаза и его вмиг переменившееся лицо.
Может хоть теперь, когда я все это сюда на вас выплеснула, мне полегчает.