croix
00:07 09-09-2009 Про школу.
В ЖЖ среди множества интересных персоналий есть некий [изображение]fritzmorgen. Товарищ пишет о многом - от своих мыслей по перекрытию дорог перед чиновниками до всяких забавных фактов на тему российских автомобильных номеров. Рекомендую почитать, местами более чем интересно.
Но особо последнее время он пишет о школах (см. записи по такой вот метке). В частности о том, что по факту основная функция школы на данный момент не обучить детей, а содержать их в качестве камеры хранения на время работы родителей, подробнее тут.

Мнение небезосновательоне, как мне кажется. Ради интереса решил прикинуть, а что же мне полезного дала школа именно в качестве знаний за те 10 лет, которые я там учился. Постараюсь покороче, но все равно будет под катом.


Литература.
Так получилось, что основной предмет, который я помню со школы начальной - это т.н. внеклассное чтение. Читать я научился года в три, благо тетя моя, с которой мы тогда жили, была воспитательницей в детском садике, так что и любила учить, и умела. так что к школе я читал уже быстро, много и довольно охотно. Внеклассное чтение вела у нас приходящая преподавательница, работавшая на тот момент библиотекарем во Дворце пионеров, вела интересно и с выдумкой - мы читали, сочиняли, обсуждали, сравнивали и т.д. В общем, к 5-му классу читать я не разлюбил. С 5-го моим классным руководителем стала учитель литература, опятьтаки своё дело любившая. Хотя мне и не очень нравилось изучать Пушкина по три-четыре месяца каждый год (до сих пор его перечитывать не тянет), читать массу произведений скучного Бунина и лишь одно Стругацких, но в целом литература для меня в школе была скорее плюсом.

Музыка.
У меня неплохой слух, но совершенно нет голоса. При этом, как ни парадоксально, петь я любил, а вот слушать музыку - нет. Потому что петь можно было так, как умеешь, а вот слушать музыку - исключительно сложив руки на парте одна на одной, сидя прямо и не глядя по сторонам. Сейчас я музыку люблю, преимущественно, правда, не классику, но музыка для меня исключительно своеобразная "интимная" вещь, которую слушаешь так, как хочешь, и лишь тогда, когда хочешь. В общем, с год назад, встретив учительницу музыки, спросившую - а полезны ли мне сейчас знания, полученные на уроке, пришлось врать, дабы не обидеть.

Физика.
Физика в школе мне не очень давалась, опыты, проходившие раз в полгода - всякие султанчики, искусственные молнии и т.п., я любил, а во решать задачи про сферических коней в вакууме - а большиснтву школьников они се воспринимаются такими - нет. В общем, знаний по физике со школы я вынес минимум.

Химия.
В основном аналогично физике. Интереснейший предмет, 90% которого решаешь задачи у себя в тетрадке вместо получения наглядных или полезных знаний.

ТРИЗ.
Да-да, у меня в школе был ТРИЗ. Не знаете, что это? Скоро расскажу, давно писать собирался :) Полезнейший предмет, но - только во 2-3 классах.

Математика.
С учителями математики у меня бывало по-разному. Первый гонял нас, решал задачи из учебников на класс-два старше, любовь к математике отбил, но привил знания. Вторая - как-то раз отругала меня минут на 10 за слово скобочка, после чего к доске я старался не выходить. Из школы вынес довольно беглый устный счёт и общие навыки соображалки.

Английский.
Вот с чем мне точно в школе повезло - так это с английским. реподавали его хорошо и интеерсно. Периодичсеки делали разные перфомансы - не просто ставили сказки или пьесы, а придумывали рекламные сценки, сочиняли сказки, праздновали Хэллоуни и День Св. Валентина - это при том, что школа отнюдь не языковая. Благодаря школе, в Академии проблем с языком не было вообще, говорил бегло уже после школы. Спасибо.

Немецкий.
А вот с этим хуже. Зачем мне два языка - я не понимал, а объяснить мне это не смогли, и немецкий учил лишь чтобы не получать тройки или четвёрки. При этом, дважды в неделю ходил к нулевому уроку. В общем, сейчас-то я конечно понимаю, что был неправ в своём впосриятии предмета, но все равно - время, потраченное зря.

История.
Историю любил и преподавали хорошо, однако вынес только эпизодические вещи, которыми сам интересовался больше, чем другими и про которые больше читал. Ходил на исторические олимпиады - там как раз для нормального выстпления нужно было знать практически все, кроме непосредственно школьной программы. В общем, история мне с хорошей стороны запомнилась.

Биология.
С биологией сложнее. Я её любил, частенько участвовал в олимпиадах, однако преподавали её нам, считаю, не лучшим образом. Это, кстати, был первый предмет, по которому у нас в школе ввели т.н. "рабочие тетради", т.е. когда приходится писать не то, что хочешь и как хочешь, а четко в строго отведенные поля. Если что-то туда не влезает - оценку могли и снизить. Тетрадка была формата А4 в противовес большинству онрмальных тетрадок по другим предетам. Все это давало почву отвлекаться от изучения всяких животных и растений на чвякую а-ля бюрократическую фигню. Хотя - смотрел много фильмов и проводили дискуссии, к примеру, на тему происхождения человека, рассматривая теории от божественной до эволюционной, не миную прочие. Короче говоря, было интересно, хотя кое-какие моменты и портили.


Ещё из запомнившегося более-менее полезного была Информатика, в которой худо-бедно компьютерную грамотность я приобрёл, из более бесполезного - непонятный ОБЖ, с которого вынес лишь умение правильно надевать противогаз.
из остального ну вот навскидку в голове не всплывает ничего.

Ну вот как-то так.Чего не хватало?
Например, вождения. На первом курсе уже узнал, что в архангельских школах оно было.
Поездок на всяческие предприятия - уже будучи на практике в Словении наблюдал в морском порту автобус с детьми лет 7-8, которые зачарованон смотрели за погрузкой контейнера :) Мне кажется, для ребенка одинаково интересно и полезно - как минимум для кругозора, а как максимум для профессионального самоопределения - побывать везде - от завода Кока-Колы до металлургического предприятия. Это ведь пара часов, которые дадут ответы на сотни детских почему.


Подводя выводы - школой я скорее доволен, чем нет. Однако на вопрос, можно ли было в эти 10 лет получить больше полезных знаний - однознчно да, как и ужать эти года в 3-4.

P.S> Если что - школу указанную я окончил с золотой медалью. В данный момент, правда, считаю, что было это скорее зря, но это уже для другого разговора тема.
P.P.S>На всякий случай - социального подтекста не касался - с некоторыми одноклассниками общаюсь до сих пор и весьма этому рад, равно как и с класной руководительницей.
Комментарии:
pan Stanislav
00:16 09-09-2009
ТРИЗ!!! Завидую со страшной силой.
"беглый устный счёт и общие навыки соображалки" - по большому счёту, это главное. В "обычной жизни" логарифмы не нужны, но если есть навык соображать - ничего не стоит научиться.
Стас
Ирен Адлер
01:04 09-09-2009
Мы тут с Афинкой страшно поспорили на тему как раз этих вот постов про школу.

Ей школа дала дофига чего.
А у меня в жизни..ну не было бы школы - я бы ничего не потеряла в смысле знаний. Все, что я знаю - узнавала или сама, или уже в универе, которому, кстати, благодарна прям по гроб.

Хотя у нас и школа была хорошая, и директор отличный, когда он умер - мы с сестрой рыдали в три ручья, даром, что после школа прошло лет дофига. И учителя были хорошие, с радостью их вспоминаю.
Но зачем я туда 10 лет ходила - осталось загадкой...
Warum
05:38 09-09-2009
Классная тема! Я вот тоже систематизирую по предметам, когда закончу с пятью вопросами.

Насчёт камеры хранения -- я читала. Он говорит о том, что американская школа эту свою функцию знает и использует сознательно, а я с этим не согласна. В американской школе эта функция существует наряду с остальными, и мы часто об этом говорим -- этих функций слишком много и они не все совместимы.

Ирен Адлер мне школа тоже много чего дала, именно в смысле знаний. Без уроков я бы вряд ли получила бы те знания по биологии, химии и даже истории и литературе. Грамотность у меня была от чтения, а вот писать меня так и не научили.И английский и математика -- репетиторы. Английский просто весь был на репетиторах, а математика -- понадобились, когда возникли проблемы, а когда из проблем выкопались, школа справлялась уже отлично. И в итоге получается, что самое нужное из одно школы я бы не вынесла.
Tomyrisa
10:39 09-09-2009
хорошо, что вообще довольные школой есть... я проучилась в 2 местах... в одной убила 9 лет жизни, в другой еще 2... вторая была значительно лучше первой, от нее хотя бы есть положительные воспоминания... но в целом... спасибо универу и за знания и за друзей...

а таки что такое ТРИЗ и что на нем делают конкретно??? я даже не слышала о существовании...
Juliannna
11:00 09-09-2009
croix задачи про сферических коней в вакууме :lol:
учил лишь чтобы не получать тройки или четвёрки о, да, иначе ты не мог :uspeh:
школу указанную я окончил с золотой медалью... было это скорее зря - :upset: в смысле, зря тебе медаль дали или зря тратил на учебу время?
croix
14:01 09-09-2009
pan Stanislav Ну, завидовать сильно нечему, 2-3 классы только, а предмет неплохо бы и в старшей школе проходить, думаю. по крайней мере я вот с месяц назад книгу Альтшуллера купил, с удовольствием читаю.

Ирен Адлер Знаешь, тут мне обе позиции понятны. Я не считаю школу бесполезной (свою, по крайней мере), но то что все можно оргганизовать интереснее - это да. Ну и получил знаний я за школу немало, но лишь те, которые хотел. И думаю, я бы и без школы до них добрался.

Warum Ну, про американскую школу судить не берусь, но вообще я тоже скорее за гибрид. Если уж храним - то с большей пользой.

Tomyrisa ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, в википедии хооршо написано. Поконкретнее я потом собирался пост писать :) но вообще что-то вроде системы, позволяющей подходить к творческому процессу с точки зрения систематизации, т.е. частично совмещать изобретательство (деятельность в общем скорее творческую) с какими-то процедурами, упрощающими данный процесс, некая технолоигя творчества.

Уиштосиуатль Зря тратил время на учебу. Золотая медаль подарила мне возможность съездить в Чехию и легко поступить в Академию, и больше ничего. Но дошел до этого я лишь на третьем курсе.
Вообще, можешь похожий анализ написать, как-никак мы с тобой одноклассники-медалисты :)
Tomyrisa
15:18 09-09-2009
croix спасибо, завидовать по белому начала, что у нас такого не было... пошла читать википедию и ждать следующего поста...))
pan Stanislav
23:36 09-09-2009
Было бы здорово в посте про ТРИЗ показать, как оно работает, а потом предложить какую-нибудь задачу (не из стандартных тризовских только) - а то давно я в эту сторону мозги не разминал.
Стас
Ирен Адлер
01:16 10-09-2009
croix я как вспомню,что _десять_ лет на это ушло...Десять лет ранних подъемов, люминесцентных ламп, дебильных классных часов и прочей муйни... а ведь можно было тоже самое - за три года. И все, и свободен, и иди изучай, что тебе хочется.. Эх ))))
Ю-ю
11:29 10-09-2009
Что-то я тоже решила высказаться.
А мне нравилась школа... Я каждое лето, кроме разве что перед 11м классом, думала, когда же уже.
Математика у нас была очень сильная. Я на ней и поступала - никаких репетиторов, да и сама я открыла и закрыла тетрадочки ;)
Английский тоже.
Биологию, правда, выучила сама за три недели перед ЕГЭ, но, наверно, несовсем пусто в голове было.
В общем, что мне хотелось - то я получила.

И в школе я получила очень много опыта всяческих отношений, эмоций и т.д.
в общем, мне, конечно, ещё с Алькором там повезло, но и без него школа для меня что-то очень даже хорошее.

Самое смешное, что при этом я мечтаю о друго системе образования :wink:
Warum
21:13 10-09-2009
croix Если уж храним - то с большей пользой. -- так польза-то разная может быть. Можно, например, как говорится, давать знания, а можно вместо этого самопознанию учить, а там глядишь и станет понятно, какие специальные знания могут пригодиться... эх... в школе в том виде, в каком она есть, столько массовости, что вряд ли, конечно, самопознанию можно научиться.

Ирен Адлер .Десять лет ранних подъемов, люминесцентных ламп, дебильных классных часов -- дааааа :( я просыпалась только ко второму уроку, да и то с трудом. А ещё когда по вторникам нам предложили приходить на полчаса раньше на политинформацию :fire:

Ю-ю Я каждое лето, кроме разве что перед 11м классом, думала, когда же уже. -- да я вот похоже тоже думала. По крайней мере читаю об этом в своих дневниках школьной поры. И меня это бессссит, потому что не понимаю, чего там было ждать?? разве что с родителями было ещё хуже?
Ю-ю
22:57 10-09-2009
Warum нуу..если хотела, наверно, была причина? чего сердиться-то? ты на кого бесишься?..)

мне дома было хорошо, да и мы летом всё больше в Крыму были, чем дома.
Но в школе ждали друзья - и деятельность. Я, похоже, спокойно сидеть могу только неделю в отпуске.
Warum
20:43 11-09-2009
Ю-ю ох, я тут сейчас зафлужу всё пространство :) пойду самокопаться в собственный дневник :) заодно и раскладку сделаю, как обещала. А вопрос прекрасный, я обязательно отвечу!
Ю-ю
22:42 11-09-2009
Warum жду :)
croix
23:18 10-10-2009
pan Stanislav С задачей - мне самому сложно будет :) Пытаюсь по мелочам тренироваться сейчас, читая книгу, да плюс по работе слегка пользовать, но вот чтобы глобальон - не ощущаю пока сил.