Таурон
20:11 05-12-2003 Вместо введения. Цитата №1.
«…- В этих местах существует три подхода к философии. Есть зеноисты, которые говорят что мир сложен и беспорядочен. Есть ибидиоты, которые утверждают что мир прост и развивается в соответствии с определенными фундаментальными законами.
- И есть я, - встрял Дидактилос.
- Учитель говорит, что мир в основном стар и смешон…»
Т. Пратчетт. Мелкие Боги.

К творчеству Дугласа Ноэля Адамса, дорогой дневник, я, как ты знаешь, испытываю определенную симпатию и даже любовь. Он один из немногих писателей книги которых, я начинаю перечитывать незамедлительно после того как будет жадно перевернута последняя страница. Во-первых я точно знаю что не понял и половины из прочитанного, а во-вторых чертовски нравятся едкие, саркастичные авторы… они как правило очень забавно смотрят на жизнь…
Но вернемся к Адамсу. Об одной из его книг – «Путеводитель для путешествующих автостопом по Галактике» – я уже говорил и даже в течение длительного времени засорял сии страницы цитатами из нее (кто заинтересуется это где-то здесь http://journals.ru/journals.php?userid=19524&page=12). Вторая же попалась мне на глаза буквально совсем недавно. Называлась она скромненько и со вкусом: «Детективное агентство Дирка Джентли» и представлены в ней были две новеллы. Первая – собственно «Детективное агентство Дирка Джентли» - об Электрическом Монахе (такой прибор навроде посудомоечной машины, целью которого являлось не мытье грязной посуды вместо хозяина, вера вместо него), о совершенно невозможном фокусе, застрявшей кушетке, лошади в ванной и о многом другом, второй – «Долгое чаепитие» - о достоинстве, воображении и о продаже души…, (изюминка последнего пункта в том что продавцом выступал Бог, а покупателем человек)…
Судя по названию книжки казалось бы можно получить исчерпывающее описание жанра оного произведения…, будь его автором кто-нибудь другой. Адамса же очень трудно загнать в какие-либо жанровые рамки, но с детективом эта книга не имеет ничего общего. Основным принципом Шерлока Холмса как известно был принцип суть которого заключалась в том, что отбросив все невозможное мы получим истину. Принцип Дирка Джентли состоит в том что он не отбрасывает невозможное, но основе лишь того, что оно невозможно… впрочем об этом чуть позже, прежде всего конечно нужно сказать кто такой этот Дирк Джентли…

«Итак, Свлад Чьелли, известный в колледже как Дирк. Нет, скорее печально известный. Свлад Чьелли как магнит притягивал к себе всех кто готов был слушать его бесконечные опровержения того. Что, согласно неизвестно кем пущенным слухам, с ним якобы происходило. Правда, иного источника слухов, кроме его собственных опровержений установить так и не удалось.
Все слухи неизбежно связывались с некой таинственной силой, которую он унаследовал от матери, уроженки далекой Трансильвании. Он не подтверждал, более того горячо и гневно опровергал все домыслы, считая их сущей выдумкой, нелепицей нонсенсом.
Так. К примеру, он категорически отрицал, что в его роду могла быть такая нечисть как летучие мыши-вампиры, и грозился привлечь к ответу всякого. Кто посмел бы утверждать подобное. И тем не менее его широкое кожаное пальто с разлетающимися полами делало его удивительно похожим на летучую мышь, а в своей спальне он установил гимнастический снаряд странной формы, на котором временами висел, как он утверждал для укрепления позвоночника. Иногда, вечерами, он позволял невзначай застать себя висящим на снаряде вниз головой…
С помощью верно рассчитанных опровержений ему удалось создать вокруг себя некий ореол таинственности, иногда порождавший самые невероятные догадки, как то что он медиум, маг, телепат и даже «психосасическая» летучая мышь-вампир. Что означало слово «психосасическая» никто разумеется не знал. Дирк просто сам его выдумал и сам же решительно отрицал, что знает, что это такое…»

Читая эти строки, дорогой дневник, мне на ум пришел отрывок совсем из другой книги совсем другого автора, сравнение с которым было бы на мой взгляд более чем уместно:
«…- До тебя доходили слухи об армии невидимых призраков, которая движется в этом направлении, - проникновенным шепотом спросил Ринсвинд.
Глаза Достаби нервно завращались.
- И что? – осторожно спросил он.
- О том что их многие миллионы, - продолжал Ринсвинд. – И о том что они страшно голодные поскольку по дороге сюда ничего не ели?
- Гм-м-м… да?
- Ну так вот все это неправда.
- Неправда?
- Ты что мне не веришь? В конце концов кому как не мне это знать.
- Логично.
- Так вот, обязательно растолкуй людям что в этом слухе нет ни капли истины…
Некоторое время спустя Достаби продирался сквозь лагерь. Всем солдатам встречающимся по пути он сообщал что распространившиеся слухи абсолютно не соответствуют действительности. Но вначале он само собой пересказывал сами слухи…
Ринсвинд был очень точен в деталях. «Не говорите людям ничего – инструктировал он, - Ничегошеньки». Не говори. Спрашивай. Спрашивай, правда ли то правда ли это. Умоляй что бы тебе сказали что это неправда. А можешь даже сказать будто бы тебя послали сказать им, что все это неправда. Последний вариант действовал наиболее верно.
Ринсвинд был прекрасно знаком с этой Четверкой мелких Всадников Паники. Первые трое – Слух, Сплетня и Дезинформация, неплохо знают свое дело, но они ни что по сравнению с четвертым, чье имя – Отрицание…»
Т. Пратчетт. Интересные времена.

Люди ведь, дорогой дневник, редко склонны верить тому что говорят. Гораздо охотней они слушают то чего не говорят, а? Хе-хе…