Sirin
23:21 20-10-2009 Православие и Хрущев
Лишний раз убеждаюсь в том, что история не терпит готовых схем, деления на черное/белое, и полна парадоксов. Например, при жестоких немцах - храмы открывались, а при либеральном Хрущеве - закрывались, чуть ли не в больших масштабах, чем в воинственно-безбожные 20-е.

В октябре 1958-го началась всесоюзная кампания против религии, особенно против Русской православной церкви, как наиболее распространенной в СССР конфессии. Еще в сентябре 1955 Хрущев заявил французской правительственной делегации: «Мы продолжаем быть атеистами. И мы будем стараться освободить от религиозного дурмана большее количество народа…». А в беседе с медиа-магнатом В. Херстом в ходе своего визита в США в сентябре 1959-го Хрущев отметил, что «народное просвещение, распространение научных знаний и изучение законов природы не оставят места для веры в Бога». В в 1961 Никита Сергеевич, выступая по телевидению, заверил: «Обещаю, что вскоре мы покажем последнего попа по телевизору!».
Поворотным документом стало постановление ЦК КПСС от 4 октября 1958 г. «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды». В нем всем партийным, общественным организациям и государственным органам предписывалось «развернуть наступление на религиозные пережитки в сознании и быту советских людей».

Влияли на такую политику, конечно, не только идеойные, но и экономические факторы. Власть активно искала источники пополнения прохудившейся из-за хрущевских экспериментов казны. 16 октября 1958 Совмин СССР принял первые антицерковные постановления: «О монастырях в СССР» и «О налоговом обложении доходов предприятий епархиальных управлений и доходов монастырей». В первом из них монастырям запрещалось применять наемный труд, предусматривалось троекратное уменьшение и земельных наделов, и числа обителей. Вновь вводились отмененные в марте 1945 года налог со строений и земельная рента; вдвое повышались ставки налога с земельных церковных участков, включая даже кладбища. Вдвое увеличился налог на доход свечных мастерских.

28 ноября 1958-го ЦК КПСС принял постановление «О мерах по прекращению паломничества к так называемым «святым местам». Причем, чтобы прекратить доступ верующих к 700 учтенным властями святым местам в СССР, применялись и кощунственные, оскорбительные методы - на местах паломничества или вблизи них устраивались свинарники, отхожие места, свалки мусора; святые источники «выкачивались», засыпались и т.п.

С конца 50-х был вновь запрещен колокольный звон, разрешенный с осени 1941-го; храмы отключали от водопроводной сети и от канализации, запрещали ремонты. В те же годы состоялись массовые закрытия храмов, причем антиправославная нацеленность этого усиливалась политикой ликвидации так называемых «неперспективных деревень», проводившейся с 1958 года в русском Нечерноземье.

Церковь пыталась протестовать. 18 февраля 1959 г. в Совмине СССР приняли митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича) по его просьбе. По записи той беседы, «в раздраженном тоне Николай заявил, что с осени 1958 г. началось наступление на Церковь, равнозначное походу на нее до Великой Отечественной войны… Митрополит указал, что в этой обстановке он не может посещать дипломатические приемы и, кроме того, Патриархия намерена отказаться от издания собственного журнала…». Но эти протесты не возымели действия. 31 мая митрополит Николай обратился к Хрущеву с письмом: «…За последние месяцы имеют место многие факты оскорбления религиозных чувств верующих, наличие в СМИ заведомо ложных измышлений о церковной жизни, …имеются вопиющие факты клеветы и грубого администрирования местных властей в отношении религии и верующих».

К концу 1959 г. было закрыто 13 православных объектов, а только в январе 1960-го – еще 17.

При закрытии Речульского монастыря вблизи Кишинева в ночь на 1 июля 1959 г. паства (свыше 300 чел.) окружила его кольцом. Работники милиции открыли стрельбу, убив одного и ранив пятерых прихожан. Но защита монастыря не прекратилась и – беспрецедентно: власти отказались от своих намерений в отношении этого монастыря. Не исключено, что на таком решении сказалась близость монастыря к советско-румынской границе (а отношения «хрущевского» СССР со «сталинистской» Румынией в те годы стали сложными).
Удалось отстоять и Псково-Печерский монастырь. По легенде, когда в монастырь в 1961-м привезли указание о закрытии обители и роспуске братии, архимандрит Алипий порвал и сжег бумагу с подписью Хрущева на глазах у курьеров. Монастырь не решились закрыть. Сохранить обитель помогли письма в ее защиту, направленные православными приходами в Финляндии, Швеции, Норвегии и республиках Прибалтики советскому руководству. К тому же приближенная к Хрущеву тогдашний министр культуры СССР Е.А. Фурцева в 1960-м посетила этот монастырь, и, по отговорила Хрущева от «репрессивных» мер в отношении обители.

Осенью 1961-го была закрыта Киево-Печерская Лавра (возобновившая свою деятельность в 1945).

В день памяти святого преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1960 г. на территории Троице-Сергиевой Лавры милиционеры и «лица в штатском» задерживали верующих, требуя расписок, что они больше никогда не придут в Лавру. Подобные эксцессы имели место в 1959-1964 гг. в сотнях православных храмов. А всего за 1958-1964 гг. было закрыто свыше 4 тысяч православных храмов, в том числе до 70% тех, что были вновь открыты в 1941-1954 годах.
Комментарии:
OkeaNik7
08:40 21-10-2009
"жестоким немцам" с их романтикой и мистикой было наплевать, а у Хруща была скрытая и опасная форма мании величия, видимо.
Белый
17:11 21-10-2009
храмы при Хрущеве закрывали, надо думать, в рамках политики десталинизации.
Sirin
21:17 21-10-2009
OkeaNik7 ну, Хрущев сделал очень много хорошего. Но вот с религией что-то да, перемкнуло у него

Белый в какой-то мере, возможно, так и было - в ходе Великой Отечественной позиции Церкви в СССР существенно укрепились, и в глазах Хрущева РПЦ вполне могла ассоциироваться со Сталиным. Но, в основном, я думаю, причина в том, что Хрущев был последним, кто искренне верил в скорое наступление коммунизма. А в связи с этим надо было избавляться от всего лишнего - от министерств, от армии, от национальной идентичности, от крестьянства как особого класса. Почему бы не избавиться еще и от Церкви, конечно.