listi
00:00 04-12-2009
Себе на заметку:
Прикорм малыша на естественном вскармливании. Теория

...
В комментах
Комментарии:
listi
19:28 03-02-2010
Все согласны с тем, что когда-нибудь ребенок должен начать получать питание не только из маминой груди. Но дальше этого соглашения существует большое количество различных мнений и рекомендаций.

В последние годы постепенно распространяется положение ВОЗ об исключительно грудном вскармливании до 6-месячного возраста и постепенном введении прикорма в дальнейшем. Однако в книгах и журналах для родителей все еще можно встретить рекомендации по введению в питание малыша соков начиная с 3 недель, пюре и каш с 2-3-4 месяцев. Изменение этих сроков и переход на правило "До 6 месяцев - только грудное молоко" - вопрос времени, и когда-нибудь это произойдет.

Почему в 6 месяцев

А вот почему время прикорма наступает именно в 6 месяцев? Этот срок очень часто вызывает недоумение, поскольку считается, что уже задолго до 6 месяцев молока у мамы будет недостаточно (при отсутствии в обществе устойчивой традиции продолжительного грудного вскармливания это и правда случается чаще, чем хотелось бы). А раз невозможно держать младенца на одном грудном молоке так долго, то надо вводить прикорм.

Что здесь можно возразить?

Во-первых, при нехватке молока у матери грудного ребенка предпочтительнее использовать не продукты прикорма, а соответствующую возрасту адаптированную молочную смесь - в этом солидарны педиатры и детские диетологи. А прикорм даже в этом случае нет необходимости начинать раньше 6-месячного возраста.

Во-вторых, если грудное вскармливание малыша организовано естественным образом, у его мамы к 6-месячному сроку кормления всегда будет достаточное количество молока, без склонности к его "пропаданию". И именно грудное молоко будет основным питанием для 6-месячного младенца, а к другим продуктам его можно будет начать постепенно приучать.

В связи с этим к фразе об исключительно грудном вскармливании до 6 месяцев необходимо всегда добавлять: при правильно организованном естественном вскармливании и достаточном количестве молока у матери.

А почему в 6 месяцев, если молока достаточно, и малыш продолжает хорошо расти и развиваться? Почему не отложить знакомство с другой пищей на более поздний срок?

Обычно на это отвечают следующее: мол, грудное молоко теряет свою питательную ценность на втором полугодии кормления, а после года вообще питательных веществ не содержит. Это заблуждение: по данным многочисленных исследований той же ВОЗ грудное молоко продолжает содержать необходимые ребенку питательные вещества в оптимальных для усвоения формах.

Тем не менее, есть одна причина, по которой трудно избежать прикорма ребенка старше 6 месяцев. Это интерес малыша к еде. Ребенку становится любопытно, что едят взрослые в его присутствии, и он начинает попрошайничать. Довольно часто подобное поведение расценивается как проявление чувства голода. Между тем, это естественный этап в развитии ребенка - желание подражать взрослым в их действиях, и оно распространяется не только на еду.

Начало интереса к еде можно заметить и раньше. Примерно в 4 месяца малыши начинают следить за мамой, когда она ест, примерно в 5 месяцев - тянуться к посуде, и ближе к 6 - появляется интерес именно к еде. Эти сроки не точны, так как все дети разные, но общие закономерности в поведении прослеживаются легко.

"Попрошайничество" совпадает с развитием и некоторых других способностей малыша. Дети такого возраста уже умеют уверенно сидеть, особенно у мамы на руках, у них нет рефлекса выталкивания твердых предметов изо рта, они хорошо умеют держать в руках предметы. Когда все эти способности совпадают с активным желанием ребенка сделать с едой то же, что делает мама - положить в рот, можно начинать знакомить малыша с едой.

Пюре вместо груди?

Процесс введения прикорма очень подробно описан во многих книгах по уходу за детьми. Обычно их авторы советуют начинать с пюре, состоящего из одного продукта, начинать с четверти или половины чайной ложечки, постепенно, в течение недели, довести количество прикорма до 50-100 г (в зависимости от возраста и продукта), потом ввести новый продукт, действуя так же.

Предполагается, что постепенно расширяя количество новых продуктов, увеличивая их объемы, мама будет заменять блюдами прикорма дневные грудные кормления. Если начать действовать по этой схеме в полгода, к годовалому возрасту малыша дневных прикладываний к груди остаться не должно, могут остаться кормления ночью. Считается, что после года-полутора малыш может перейти на общий стол, а грудное вскармливание должно быть закончено.

Между тем состав женского молока и его значение для развивающегося организма ребенка еще полностью не изучены. Кое-что мы знаем: что оно необычайно ценно по своему составу, содержит, помимо белков, жиров, углеводов, витаминов, микроэлементов ферменты, факторы иммунной защиты, факторы роста тканей, гормоны, биологически активные вещества. При обычной схеме введения прикорма к годовалому возрасту ребенок будет всего этого почти полностью лишен.

Что важнее для малыша? Перейти как можно быстрее на обычную пищу? Или сохранить как можно дольше возможность получать грудное молоко? В понимании современных цивилизованных людей это несовместимые вещи. Даже от врачей можно сейчас услышать мнение о том, что ладно, до полугода ребенок может сосать молоко сколько угодно, но после полугода его необходимо в прикладываниях к груди ограничивать, иначе он будет плохо есть прикорм .

В этом есть некоторая доля правды. Малыш, находящийся на естественном вскармливании, действительно чаще всего не съедает рекомендованных количеств прикорма . И причины этого понятны. Как мы уже сказали, ребенком руководит прежде всего интерес к новому и желание подражать, а не чувство голода и желание наедаться. Интереса же на полную баночку пюре или 100 г каши обычно не хватает. При этом у малыша на естественном вскармливании всегда есть, где получить необходимое и полноценное питание, придуманное природой. Другая же пища достойна только любопытства и проб.

Наконец, оглянемся назад. Способен ли был бы выжить человеческий детеныш в естественных условиях, если бы количество грудного молока начало быстро сокращаться на втором полугодии жизни и почти закончилось бы к его годовалому возрасту? Конечно же, нет. А ведь мы до сих пор настроены на естественный ход развития. Не может мамино молоко не быть основной пищей малыша первого года жизни.

Сосание и еда - разные вещи

Кроме того, рекомендуя заменять прикладывания к груди прикормом , рекомендующие не обращают внимания на важную особенность поведения 6-месячного ребенка на естественном вскармливании. Длительные, обстоятельные прикладывания к груди, которые можно было бы назвать "кормлениями", у такого малыша довольно редки и связаны, прежде всего, с его снами. Более-менее долго ребенок на втором полугодии жизни сосет, чтобы уснуть на дневные сны. Также перед пробуждением малыши могут досыпать, посасывая последние полчасика. Естественны в этом и более позднем возрасте ночные прикладывания к груди, более частые во второй половине ночи, и нет никакой необходимости, да и возможности заменять их прикормом.

Поводы для коротких прикладываний к груди во время бодрствования у малышей различны, одни дети сосут очень редко и коротко, другие чаще и дольше, но "дневных кормлений", которые происходили бы в определенные часы, в одно и то же время, и которые можно было бы "замещать" прикормом, просто нет.

Зато во время бодрствования малыши второго полугодия жизни необычайно заняты, они изучают окружающий их мир - и еду, конечно, так же, как и все остальное. Интерес к еде у малышей появляется тогда, когда они видят, как едят окружающие их люди, - во время завтраков, обедов, ужинов. Именно в эти моменты и можно начинать прикорм малыша, его знакомство с новой пищей.

Вводя прикорм, очень важно обращать внимание на активную заинтересованность малыша в еде. К сожалению, об этом часто забывают, так как руководствуются стремлением довести объем съеденного ребенком до указаний какой-нибудь таблицы. К чему это приводит?

С одной стороны, стремясь накормить малыша едой, можно добиться того, что он высосет меньше молока, и постепенно меньше молока будет вырабатываться у мамы. С другой стороны, кормление ребенка едой несмотря на то, что он есть не хочет, часто заканчивается полной потерей интереса к еде. Вырастает ребенок-малоежка, с плохим аппетитом и очень избирательным отношением к еде.

Между тем, основная цель прикорма - формирование естественного пищевого поведения малыша. Согласитесь, что мечта многих родителей - ребенок хорошо ест все, что готовят в его семье, не переедает и не капризничает. Однако, кормя малыша продуктами и количествами, определенными по кем-то составленной таблице, не учитывая его интереса, родители часто делают мечту о здоровом отношении к еде неосуществимой.

Итак, прикорм для ребенка 6 месяцев не является основным видом питания. Это всего лишь знакомство с новым видом деятельности. Малыш продолжает получать основные питательные вещества для собственного роста и развития с маминым молоком.

Знакомство с едой по мере развития пищевого интереса, без цели обязательно накормить ребенка определенным количеством детского питания сохраняет активный интерес к еде у малыша. И сохраняет грудное вскармливание, не вытесняя его большими объемами детского питания. Получается, что два процесса - грудное вскармливание и постепенный переход на еду с общего стола - идут параллельно, не мешая друг другу.

12.6.2006
Казакова Лилия,
врач-педиатр
listi
19:28 03-02-2010
Основные правила введения прикорма:

каждый ребенок может иметь индивидуальную реакцию переносимости продуктов прикорма.
сроки введения прикорма для каждого ребенка могут колебаться в пределах 1-2 мес.
ребенок должен быть здоров в период введения нового прикорма. Если ребенок болеет, у него наблюдаются выраженные "кишечные колики", т.е. до 4-х месяцев введение прикорма ребенку крайне чревато "срывом".
введение всех блюд прикорма производится дробно, начинать ввод прикорма нужно с нескольких граммов продукта, т.к. любая пища является для ребенка новой;
прикорм ребенку дают до кормления грудью, когда ребенок голоден, после чего предлагают грудь (для сохранения лактации и для получения ребенком жидкости);
недопустимо введение более одного нового прикорма;
вначале прикорма ребенка вводят однокомпонентные блюда прикорма. После привыкания и отсутствия аллергических реакций (обычно через 1-2 недели) дают смеси из 2-х и более продуктов, так как в смешанном пюре создается оптимальное соотношение ингредиентов;
в первые дни введения прикорма продукты должны быть достаточно жидкими, (так, каша может быть вначале 5 %), постепенно продукты прикорма становятся более густыми;
блюда следует давать подогретыми до 37-39° С;
при естественном вскармливании сроки введения прикорма можно сместить на 2 месяца и начать вводить новые продукты после 6-и месяцев.


http://mammyguide.ru/articles/child...detyam_do_goda/

http://www.med2000.ru/article/article4.htm

Золотые правила прикормщика

1. Начинать введение любого нового продукта можно только тогда, когда ребенок здоров.
2. Нельзя начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок (за неделю до прививки и в течение недели после ее проведения).
3. Каждый новый продукт (блюдо) надо вводить постепенно, с небольших количеств (сок - с нескольких капель, пюре и кашу - с 1/2 чайной ложки), внимательно наблюдая за переносимостью продукта. Признаками непереносимости могут быть, например, появившиеся после введения нового продукта разжижение стула, вздутие живота, изменения на коже (шелушение и покраснение щек, общая сухость кожи, сыпь по типу крапивницы) и т. п. Если эти симптомы есть, необходимо прекратить введение этого продукта и попытаться вновь ввести его через некоторое время. При повторной негативной реакции его следует заменить аналогичным (например, яблочное пюре - грушевым, гречневую кашу - овсяной).
4. Введение любого нового вида пищи следует начинать с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Увеличивайте количество компонентов одного прикорма постепенно. Например, в овощное пюре из кабачка сначала добавьте картофель, затем - морковь, капусту и т. д.
5. Разграничивайте по времени введение новых продуктов. Это необходимо потому, что для адаптации к новому продукту организму ребенка требуется время. Кроме того, так будет проще выявить тот продукт, который вызывает, например, аллергическую реакцию.
6. Консистенцию пищи усложняйте постепенно, чтобы дать кишечнику время для адаптации: сначала давайте малышу гомогенизированную пищу, затем пюре, фарш, кусочки. Постепенно увеличивайте объем порций и вводите в рацион новые продукты.
7. Нецелесообразно давать одно и то же блюдо прикорма два раза в день. Более раннее введение прикорма (недели на 1,5 - 2) рекомендуется детям, страдающим рахитом, анемией, гипотрофией, а также при упорных срыгиваниях.
8. Прикорм следует давать до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.


Кормите ребенка только тогда, когда он действительно голоден! Что касается количества еды, необходимой на одно кормление, матерям надо ориентироваться на потребности именно своего младенца, а не на то, что написано на упаковке детского питания. Не существует каких-то усредненных детей, и у одного и того же ребенка аппетит не всегда одинаковый: иногда он выпивает 60 мл, иногда 150. Если он съел меньше обычной нормы, ни в коем случае не навязывайте ему больше. Всякое действие рождает противодействие, отсюда и отказ от пищи.

Следите за "сигналами". Малыш отворачивает голову, сжимает губы, отталкивает в сторону бутылочку, выбивает ложку из руки? Все это означает: "Мне хватит!" Он больше не хочет, и ему больше не нужно, даже если мать или отец другого мнения.

Не настаивайте, если он отказывается. Родители не должны превращать весь день в бесконечное кормление, нельзя стремиться кормить ребенка постоянно: он открыл рот - и тут же туда отправляется кусочек печенья или банана. Такая настойчивость может плохо кончиться - вскоре ребенок вообще откажется открывать рот.

Не используйте питание как награду или наказание. Это распространенная ошибка: если ребенок ведет себя хорошо, то ему дают мороженое, если упал и ему больно, его успокаивают кусочком шоколада. Но это прямой путь к расстройству питания. Лучше возьмите ребенка на руки и похвалите или утешьте!

http://www.babyblog.ru/community/lenta/baby_food/1/312

http://detstvo.ru/all_about/allfood/prikorm/prik/
listi
11:07 19-02-2010
http://www.nnmama.ru/firstfood
listi
17:39 01-03-2010
Правила питания и поведения за столом

1. Территория питания должна быть четко оговорена. Причем соблюдать ее должны все члены семьи. Если кто-нибудь из взрослых ест борщ на табуретке перед телевизором в комнате - напрасным будет внушать малышу, что баранки надо жевать только сидя на стульчике в кухне.
2. Приучаем к чистоте во время еды. Если разлили/испачкали - то сразу же убираем, можно привлечь к процессу вытирания тряпочкой и само чадо. Если переживаем за чистоту одежды - садимся за стол с голым пузом или (что хуже, так как не дает малышу ощутить в полной мере результаты неаккуратности) пользуемся фартучками. Руки и лицо вытираем по мере загрязнения - не надо приучать ребенка к липким пятнам, лежащим на щеках. Для подметания и мытья пола тоже заранее заготовлена тряпка - чтобы не метаться в ее поисках, разрываясь между грязным линолеумом и перепачканным ребенком.
3. Трапеза - не время для игр! Если малыш потерял интерес к еде - смело удаляйте его из-за стола. Не следует любыми способами и развлекалочками-отвлекалочками уговаривать съесть еще кусочек. Это не пойдет впрок ни его желудку, ни его воспитанию. За столом, пока он сервирован, можно только есть. С продуктами не играем, кашу по скатерти не размазываем (даже изображая художественный шедевр), на пол не бросаем (даже изучая закон всемирного тяготения). Для художественных и исследовательских экспериментов есть другое время и место.
4. Перед едой и после - посещаем ванную комнату. Как правило, никто не забывает помыть испачканного карапуза после трапезы. Но мыть руки ДО - это элементарные правила гигиены, страхующие малыша от заражения различными инфекциями.
5. Всячески демонстрируем ценность еды - ведь на зарабатывание куска хлеба тратится столько сил и времени! Поэтому доедаем все, что находится у нас в тарелках. Ограничиваем разовую порцию малыша - пусть лучше попросит добавки, чем со скукой перевернет полную тарелку. На глазах у крохи не выбрасываем еду в мусорное ведро. Благодарим за завтрак-обед-ужин.
6. Не копаемся в чужих тарелках. У каждого - своя тарелка и отдельные столовые приборы. У всех, включая и малыша. Если ребенка заинтересовало что-то из еды мамы, можно это отложить ему, но не позволять хозяйничать у нее в тарелке.
7. Стараемся принимать пищу одновременно с малышом. Это правило сразу вводит определенный ритм еды для крохи: завтрак-обед-полдник-ужин. Внедряем или развиваем традиции семейной трапезы с беседами и обсуждениями интересных новостей, текущих дел. Самый быстрый путь подавить пищевой интерес ребенка - это начать кормить его отдельно от всех. И самый лучший способ поддерживать желание есть что-то кроме маминой груди - это брать кроху за взрослый стол, позволяя ему принимать полноценное участие в совместном приеме пищи.
8. Всегда ориентируемся на пищевой интерес ребенка при выделении ему порции еды. Даем то, что просит из имеющегося в меню. Даем понемногу. Приучаем просить еду (когда начинает говорить - настаиваем на вежливых формулировках) и благодарить за "щедрость" дающей руки. В каком-то смысле общая трапеза для малыша - это ловля добычи, игра в первобытного охотника! Не успел - съели другие. Кто молчит, не отвлекается и быстро ест - тот и получил добавку. Постарайтесь (конечно же, с долей юмора и здравого смысла!) сохранять эту внутреннюю установку на соревновательность в еде - тогда хороший аппетит и интерес к взрослой пище у ребенка вам гарантирован! Если же малыш будет чувствовать постоянное давление на него, если вся трапеза имеет единственной целью впихнуть в него лишний кусочек - он очень быстро превратится в малоежку и капризулю, который кроме маминого молока больше ничего не желает видеть.
9. У пищи в доме есть хозяин - мама. Поэтому есть можно только то, что разрешает мама. Столько, сколько позволит мама. Только тогда, когда она сочтет возможным. Только по тем правилам, которые она устанавливает. С самого начала введения прикорма не пренебрегайте этим пунктом! Именно его выполнение застрахует вас от тайно съеденных конфет, от конфликтов с теми, кто пытается угостить малыша ненужной или вредной для него едой (ребенок просто откажется есть то, что не предлагала ему мама!), от капризов "кашу не хочу - хочу макароны" и некоторых других проявлений невоспитанного поведения.
10. И последнее правило: никогда не ругайте малыша за столом. Что бы он ни натворил, как бы он ни раздражал вас своей неловкостью, какие бы оплошности он ни сделал - сохраняйте невозмутимость духа. Помогите ему исправить ошибку, вместе уберите грязь, удалите его из-за стола в конце концов (если он балуется специально). Но не теряйте материнской нежности и мягкости.