MsTerekhova
01:53 06-12-2009 Из книги Гребнева
Религиозный вид познания ориентирован на внутренний мир каждого человека, его связи с другими, общение: S - S (отметим также попутно, что термин религия имеет латинское происхождение). Он дополняет только что рассмотренные научный и философский до целостной системы.

Основной вопрос, который при этом люди пытаются выяснить сами для себя, хотя бы даже в неявной форме, – зачем? Иными словами, это вопрос о смысле жизни. Разные религии, даже такие, которые таковыми себя не считают, в частности, различ-ные виды атеизма, дают на этот вопрос разные ответы и не нам их сейчас перебирать на скорую руку. Но вопрос этот так или иначе решает для себя каждый человек.

"Знание религии существует двоякого рода: во-первых, можно знать религию, то есть переживать ее, иметь в своем опыте то общение с Абсолютным, которое составляет сущность религии. По существу, только тот, кто имеет этот опыт, может судить о религии, а следовательно, и основательно решить проблему об отношении ее к науке. Ведь о музыке может судить лишь человек, имеющий музыкальный слух или вкус, и совершенно недостаточно для этого знать историю музыки, теорию музыки и даже разбираться в нотах.
К сожалению, у многих антирелигиозных писателей отсутствует этот ре-лигиозный опыт в прошлом (если не смешивать с ним формальную, обрядовую сторону религии), и потому неосновательны их нападки на религию в ее чистом виде.

Но есть еще одно знание, касающееся религии, – это знание о религии, о том учении, которое она исповедует, как предмет веры и опыта. Это соответствует знанию теории музыки, но и этой "теории" нашей религии мы почти не знаем. Мы почти не знакомы с Библией в подлиннике и судим о ней по разным книгам, по разным толкованиям…"

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Наука и религия, Ростов-на-Дону, 2001, с. 48-49.