DMZ
19:06 28-12-2009
На прошлой неделе успел засмотреть шесть классических (и не очень) фильмов. Все они прочно надолго и высоко зависли в IMDB-шном топе. Но всё подряд, конечно, мне не понравилось. О «Гражданине Кейне» речь уже была. Теперь остальные в порядке полученного удовольствия. Кейн делит последнюю строчку с…

Vertigo // Alfred Hitchcock, 1958

С такими старыми фильмами часто происходят две интересных вещи: они или выглядят наивно, или эту тему за 50 последующих лет уже успели перетереть в разных ракурсах.

Бывший полицейский Джон Фергюссон в погоне за грабителем оступился и чуть было не упал с крыши. Но упал его напарник, который пытался ему помочь. Теперь Джон страшно боится высоты и вынужден уйти из рядов полиции. А тут школьный приятель предлагает пошпионить за женой, которая, по его мнению, тихо сходит с ума, так как считает себя своей же прабабкой, которая наложила на себя руки далёкие сто лет назад. Теперь она ходит по местами своей молодости, а потом ничего не помнит. Работа не пыльная, и Джон начинает ездить за женушкой по всему Сан-Франциско и, в итоге, даже влюбляется в неё. Но оказывается, что жена не просто сумашедшая и есть тут какой-то коварный план.

Здесь, похоже, произошло первое. Вся история выглядит очень и очень просто, и напряжения никакого не чувствуется. А ведь лет десять назад я успел посмотреть хичкоковские «Птицы» и «Окно во двор». Понравилось тогда гораздо больше. И это не смотря на то, что «Окно во двор» за последующие годы успели много где перетереть, а оргинал всё равно смотрелся отлично.

Еще Хичкок в этом фильме начал активно продвигать dolly zoom. И теперь во всяких полезных советах для молодых режиссеров пишут, что нельзя, нельзя, нельзя! использовать dolly zoom, если вы точно не уверены, что он вам нужен. Ибо его уже тоже затерли до дыр. Ну а тут это еще выглядит свежо.

Sunset Blvd. // Billy Wilder,1950

I am big! It’s the pictures that got small.

От жанра триллера к жанру фильма-нуар. При слове «нуар» у меня сразу начинается слюноотделение возникают ассоциации с ночью, дождём и детективом в плаще. Вроде «Города грехов». Но здесь погода солнечная, дождей нет, детективов в главных ролях тоже нет.

А история начинается с того, что молодой  и полный энергии сценарист, пару лет назад перебравшийся из глубин Америки в Голливуд, так ничего и не добился за свою жизнь. Денег нет, за квартиру платить нечем. Тут уже и приставы в дверь стучатся, так что уже не до шуток. И приходится нашему герою убегать от них на машине. Надо же так случиться, что случайно он сворачивает в дворик страшного, неухоженного дома, намереваясь спрятать машину в местном гараже, чтобы её не отобрали раньше времени.

Но оказывается, что дом-то вполне обитаем. И живёт там не абы кто, а звезда немых фильмов Норма Десмонд собственной персоной в компании своего дворецкого (у него тоже есть душераздирающая история). Она так и не смогла пережить эру звукового кино и отгородилась от безжалостного мира, иногда играя в бридж с такими же  списанными в тираж актёрами и актриссами.

Но у неё есть коварный план — вернуться на большой экран с собственной экранизацией Саломеи. Готовый сценарий, на который она потратила последние годы жизни, у неё уже есть. А тут как раз и молоденький сценарист, которому срочно нужны деньги, готов его отшлифовать. Но только под её строгим руководством.

Проблема лишь только в том, что сценарий действительно никуда не годится, на студии её уже забыли, а письма от фанатов пишет всё тот же дворецкий. Но как можно сказать прямо в лицо даме, которая покупает тебе костюмы, водит по ресторанам и платит деньги уже за просто так, что всё это не имеет никакого смысла? Вот так наш герой и начинает поглащаться этим омутом.

И снова, на мой вкус, не очень цепляющая история, но снято отлично и есть то самое гнетущее ощущение, чего не хватало в «Головокружении».

Casablanca //  Michael Curtiz,1942

—How much watch?
—Six watch.
—Such much?


Фильм старый, но так как этот фильм прочно въелся в поп-культуру Америки, то он успел уже выйти аж на BluRay. Даже черно-белый и почти 70-летний фильм может выглядеть шикарно, если его грамотно реставрировать. И никаких проблем со звуком.

Но дело ограничивается не только картинкой. Иначе так интересно бы не было.

Рик (Хамфри Богарт) — владелец бара в Касабланке, что в неоккупированном французском Марокко. Этот город во время Второй Мировой стал перевалочным пунктом из Европы в Лиссабон (а Лиссабон — перевалочным пунктом в Америку). Раньше Рик был знатным борцом за права слабых и угнетенных. Успел повоевать в Испании и навлечь гнев нацистов во Франции и где-то еще.

Во Франции-же он и познакомился со норвежкой с весьма норвежским именем Ильза Лунд (Ингрид Бергман). И только он собрался свалить вместе с ней из Франции в места поспокойнее, как она внезапно исчезла, оставив только письмо…

…чтобы через некоторое время приехать в Касабланку вместе с чехословаком Виктором Лацло, который тоже не абы кто, а очень и очень важная фигура сопротивления. Еще Виктор и Ильза как бы муж и жена, что вызывает у Рика неприятные ощущения и подозрения.

Еще в Касабланку приезжает важная шишка из СС. Рядышком на днях было совершенно дерзкое нападение на немецкий поезд, где везли транзитные письма с подписью генерала де Голя, которые дают их обладателям право покинуть Касабланку без проволочек. СС очень не хочет, чтобы этим письма оказались у Лацло. Но арестовывать они его не спешат, потому что гораздо удобнее оставить его в Касабланке, чем в тюрьме.

И самое вкусное: письма, после некоторой череды событий, попадают к Рику, которому теперь предстоит сделать важный выбор, который будет иметь последствия для всего человечества!

Хоть сюжет и прост, и без изысков, но от начала и до конца всё моё внимание никуда не отвлекалось. Подача сюжета была ровной, четкой и без каких либо скучных сцен.

Так что кино действительно прошло проверку временем.

А еще Ингрид Бергман является обладателем номера #000006 на IMDB. Вот такие дела.

Goodfellas // Martin Scorsese, 1990

As far back as I can remember, I always wanted to be a gangster

Резко возвращаемся в наши дни.

Если видишь Скорцезе, то значит где-то за углом притаился де Ниро.

Фильм основан на реальных событиях, снят по книжке, у всех героев есть прототипы и всё в таком же духе.

Это рассказ о Генри. Сколько он себя помнил, он всегда хотел быть гангстером. Начал он в 50-х, бросив школу, подрабатывая на стоянке мафии. Потом в пиццерии, потом на побегушках. Потом медленно, но верно он начал расти, обзаводиться связями, совершать глупости, сидеть в тюрьме, торговать наркотиками, сдавать всех своих подельников и  в конце оказался в тюрьме уже надолго.

Если некоторые любители криминальных драм так до сих пор и не видели этого фильма, то нужно смотреть в обязательном порядке какие вы, нафиг, любители криминальных драм?

Хоть во время просмотра фильм показался мне немного затянутым (особенно первая половина). Хотя когда пошли наркотики всё стало живее и интереснее, но к этому моменту фильм внезапно закончился. И вот спустя несколько дней я сижу и понимаю, что фильм — шикарен!

Джо Пеши у меня до этого ассоциировался с «Один Дома». Но эти две роли — это небо и земля

Рэй Лиотта — это, позже, голос Тони Версетти из  Vice City. А теперь, оказывается, что опыт у него в этом деле велик.

А де Ниро —это де Ниро.

Еще Скорцезе использовал тот самый хичкоковский dolly zoom. Ему можно. И еще: итальянские мафиози любят своих мам.

One Flew Over the Cuckoo’s Nest // Milos Forman, 1975

А победили (барабанная дробь) Николсон и психи. Аналогично как и в случае с Касабланкой: ровно, четко, красиво, но гораздо глубже.

Также не обошлось и без открытий. Кристофер Ллойд, который мне был знаком в роли чокнутого профессора из «Назад в Будущее», чокнутого марсианина из «Мой любимый марсианин», чокнутого мультяшного детектива из «Кто подставил Кролика Роджера?» и чокнутого дядюшки Фестера из полнометражек про семейство Аддамс получил свою первую роль именно здесь. Конечно, он тоже чокнутый, но уже другого уровня.

Часто бывает трудно сформулировать, что именно понравилось, но, если подойти с другой стороны — я не могу придумать того, что мне не понравилось. А значит — чистая победа.

Симпсоны, кстати, помнят (почему то только на испанском): раз, два