Довольно много слышал про
фильм, но всё никак не мог заставить себя посмотреть - впадлу было.
А тут по первому "Закрытый показ" с Гордоном был, решил всё-таки ознакомиться.
Не столько ради фильма, сколько ради Гордона, собственно. Хотелось посмотреть, будет ли режиссёр Валерия Гай Германика так же крута, как в случайно нарытом
интервью, рядом с Гордоном. Как оказалось - нет, но об этом позже, сначала
про кино.
В теории: по отзывам, что читал и слышал, создалось впечатление этакой острой социальной драмы подросткового периода.
На практике: Вырванный из окружающей действительности кусок жизни подростка 15-16 лет.
Не знаю, сколько в фильме приукрашенного и гипертрофированного, ибо в моей школе всё было помягче и поспокойней, однако наслышан и о школах, в которых практически всё показанное имеет место быть.
Но в целом - да, всё примерно так и происходит. Быдлошколота бухает, курит и иногда даже трахается, хамит учителям, родителям и вообще всем, кого видит, отчаянно боится остаться в одночестве (стать "изгоем", так сказать) и потому старается быть "своей в доску" всеми доступными способами.
Но дело в том, что кино не зацепило нисколько. Не чувствую я жалости ни к одному из немногочисленных героев, только смутное мимолётное отвращение. Не чувствую и особенного какого-то драматического эффекта. Не чувствую, понимаете ли, ни вселенского ужаса от того, какой же атомный и цельноуёбищный пиздец творится в наших храмах знаний и оплотах детства и отрочества, ни кипятковых восторгов от чернушной натуралистичности картины и глубины раскрытия темы.
Не понимаю смысла названия. Все подростки - эгоистичные злобные циничные твари, это подразумевалось сакральным смыслом? Или это лозунг такой и девиз?
Главных героев по большому счёту тоже нет. Вернее, главный герой один - это окружающая подростка среда, в которой он выживает.
Зато определённо есть желание сурово нарубить правду-матку, показать, как оно на самом деле, чтобы все увидели, прониклись и... и что? Ага, пожалели и утешили озлобленного подростка, у которого нет ничего, кроме лютой, бешеной ненависти к тупым нихуя не понимающим предкам, напрягающей школе и миру вообще. Ну и ещё желания знать, что он таки не одинок в этом грёбанном мире, который давно пора аннигилировать на атомы, а то как же.
И если брать во внимание слова самой Валерии о том, что она "взяла и размазала себя на трёх героинь", то отсутствие внятного сюжета и прочих прелестей "традиционного кино" становится более понятным.
И из непонятного на первый взгляд "чего-то" перед нами проступают черты таких слегка обработанных воспоминаний о школьных годах чудесных вполне конкретного подростка.
Ничего плохого в таком методе поведать миру о сокровенном нет, если бы не одно "но". Создатели фильма настойчиво пытаются создать впечатление, будто жизнь любого подростка настолько же беспросветна, сера и ожесточена борьбой за место в школьном пантеоне.
А вот это уже неправда.
Смешно звучит, пока не вспомнишь о приёме съёмки - нарочито "документальном", максимально реалистичном. Авторы заставляют нас поверить, будто на экране реальная жизнь. Но показывают нам лишь одну её сторону. Даже в том же "Розыгрыше" это было показано лучше.
И поэтому в качестве "социального зеркала" фильм также не катит.
Впрочем, плюсы тоже есть - это манера подачи и съёмки, которая ещё не успела надоесть, натуралистичность изложения и неплохая игра молодых актёров (игра ли?).
И конечно, при желании можно рассматривать "конский хвост" папаши, воспитывающего дочь методом кнута, как тонкий намёк, как это сделал Гарик Сукачёв. Можно поискать и найти ещё пару относительно удачных аллюзий и аллегорий.
Вот только поведение самой Валерии как режиссёра во время обсуждения заставляет усомниться в их наличии.
На вопросы Гордона госпожа Гай Германика отвечала, мило смущаясь, отчаянно пытаясь не попасть впросак и в общем случае не производя впечатление режиссёра, готового защищать свою работу или хотя бы имеющего представление о том, что же он всё-таки хотел сказать миру.
Если уж Полина Филоненко, сыгравшая Катю, высказалась гораздо многословнее, и, что важнее, гораздо более по существу, чем режиссёр...
К сожалению, Гордон то ли пожалел Валерию, то ли не счёл нужным в этот раз терзать девушку жёсткой дискуссией (почувствовал бесполезность, как вариант =)).
В общем и целом:
Ничего. Ни-че-го. Ничего, кроме злобы, серости и чувства лёгкого отвращения на выходе. И нескольких плюсов, отмеченных выше. Ну, и, возможно, как отражение "духа времени" семилетней давности, фильм неплох.
Но всё это так или иначе уже успел прожить каждый учившийся в школе и/или прошедший стадию тинейджера.
Не понравилось. Исключительно потому, что ну нечему там нравится-то...
Я ознакомился и заби(ы)л.
А Валерия, несмотря на заявление о том, что следующая работа будет "на порядок выше", отличилась ещё одним шедевром кинематографии на один-в-один ту же тему, только более развёрнуто - быдло-сериал "Быдло-Школа", повествующий всё о тех же нелёгких буднях быдло-школьников.
Что характерно, сериал невозбранно транслируется аж по Первому каналу, и уже вызвал бурю эмоций со стороны Министерства Образования и сопуствующих депутатов.
В ритме Billy Talent - Living In Shadows
В общем, позитивность =)